Запрещена или нет работа близких родственников?

Николай!

В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Из ч. 2 указанной статьи следует, что под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Однако, по нашему мнению, факт отсутствия в перечне, предусмотренном п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ, указания на такого родственника, как племянник, напрямую не свидетельствует об отсутствии конфликта интересов.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона N 25-ФЗ взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы.

Из п. 1.1 Обзора типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, направленного Письмом Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088, следует, что участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона N 25-ФЗ муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Из ч. 2.3 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ следует, что непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Следовательно, по нашему мнению, подобная ситуация может быть признана конфликтом интересов, о которой муниципальный служащий должен в установленном порядке известить своего непосредственного руководителя, так как родственник, в случае поступления на службу, окажется в непосредственной подчиненности у муниципального служащего.

ТРУД И БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И СПОРЫ ПО НЕЙ

В последнее время в обществе обсуждается запрет на совместную работу близких родственников, который отменен новым Трудовым кодексом РФ. Сторонники отмены запрета ссылаются на демократические права и принципы свободы бизнеса, противники утверждают, что такая политика создает почву для развития коррупции, несправедливости и ущемления трудовых прав рядовых граждан.

Кто считается близким родственником по закону?

Для того чтобы правильно трактовать и применять нормы права, мы должны четко разбираться в терминологии. Поэтому определим понятие «близкий родственник». Для этого обратимся к законодательству РФ.

Рассмотрим, кто является близкими родственниками по закону. Термин применяют в формулировках статей, однако его значение раскрыто косвенно. В законодательстве присутствуют лишь обрывистые пояснения. Трудовой кодекс не освещает этого понятия в полной мере, поэтому обратимся к другим источникам.

За основу и ориентир возьмем определение, данное Семейным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ к близким родственникам относятся:

  • родители;
  • дети;
  • дедушки, бабушки, внуки;
  • братья, сестры (полнородные и неполнородные);
  • усыновители и усыновленные.

Но такая трактовка подразумевает ряд очевидных изъянов и требует дополнения. Законодательство России не освещает этот вопрос. В других нормативных актах этот список остается неизменным, и племянники, супруги, родственники супругов, супруги детей в него не входят.

О супругах

Супруги не являются близкими родственниками. Это вытекает из статьи 2 Семейного кодекса РФ, в которой сказано, что супруги приходятся членами семьи, равными родителям и детям. Но при этом нет утверждения о признании их близкими родственниками. Статья 14 Семейного кодекса РФ определяет узы кровного родства, которое отсутствует у мужа и жены. Таким образом, между супругами устанавливаются отношения не родства, а свойства. Близкие родственники одного из супругов не приобретают статус родства по отношению к другому супругу, а становятся свойственниками.

Прочие нюансы

В рамках поставленной темы целесообразно осветить трудовые отношения не одних близких родственников, но и затронуть свойственников, так как нам важна фактическая сторона вопроса. На практике свойственники зачастую находятся в не менее близких отношениях, чем родственники. В связи с этим возможны нарушения закона в виде неоправданных привилегий или дискриминации по отношению к ним в процессе труда и, по мнению государства, создается благоприятная почва для коррупции.

Проблемы, связанные с трудовыми отношениями родственников

Споры о целесообразности запрета на вступление в трудовые отношения близких родственников при условии, что один находится в подчинении другого, актуальны и в 2017 году. Дело в том, что ранее закон предусматривал такое обстоятельство и регулировал этот процесс. Но теперь решение оставлено на усмотрение владельцев компаний.

Сторонниками запрета трудоустройства родственников выдвигаются следующие аргументы:

  • это провоцирует коррупцию и прочие должностные преступления;
  • это негативно влияет на производительность труда;
  • это вызывает дискриминацию в отношении других работников;
  • это ставит работников, наделенных одними правами и обязанностями, в заведомо неравное положение, что противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации;
  • родственные узы мешают руководителю объективно оценивать труд таких подчиненных.

С одной стороны, эти доводы оправданны, но такой запрет противоречит праву владельца предприятия нанимать в организацию тех людей, которых он хочет нанимать. Запретив трудоустройство родственников, государство ограничит права предпринимателей, что будет шагом назад с точки зрения культуры права.

На государственной службе

Раньше в законе, регулирующем трудовые отношения, была статья 20 КЗоТ, которая запрещала совместную работу близких родственников, если их работа предполагала подчиненность или подконтрольность по отношению друг к другу. В новом законодательстве такая норма отсутствует. По мнению многих граждан, это ущемляет права других работников, которые не являются родственниками руководителей.

В отличие от КЗоТа, который действовал ранее, Трудовой кодекс РФ исключает положения, которые ограничивают право близких родственников на работу в одном предприятии, даже если они состоят в положении подчиненности или подконтрольности между собой.

Но эти ограничения по-прежнему распространяются на государственных гражданских служащих. Согласно ст. 16 Федерального закона от 27:07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Этот Закон запрещает гражданским служащим, имеющим родственную или свойственную связь, быть в отношении подчинения или подконтрольности друг к другу. Это касается родителей и детей, супругов, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супругов и супругов детей. Поэтому сотрудники государственных органов частично подчинены запрету на совместный труд близких родственников.

Закон о противодействии коррупции Российской Федерации уточняет, в каких государственных органах и ведомствах нельзя работать родственникам:

  • в государственных корпорациях;
  • в Пенсионном фонде Российской Федерации;
  • в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
  • в публично-правовых компаниях;
  • в Фонде социального страхования РФ;
  • в других организациях, которые создаются Россией на основании федеральных законов.

Работникам таких организаций присваивается особый правовой статус, устанавливаются специальные условия труда, назначаются обязанности и ограничения, которые могут противоречить Трудовому кодексу РФ.

Эти меры приняты для борьбы с коррупцией. Об эффективности программы на данный момент судить сложно, но определенные проблемы недобросовестным чиновникам она все-таки преподнесла.

Как быть чиновнику, если по долгу службы приходится взаимодействовать с родственником?

Присутствует вероятность возникновения такой ситуации, когда государственный служащий будет производить проверку в компании, генеральным директором которой будет, например, его сын или брат и т.п. Здесь есть вероятность, что он оценит обстоятельства необъективно, сделает поблажку родственнику, поможет избежать наказания и пр. Принятое решение может быть оспорено при вскрытии обстоятельств дела. Государство рекомендует чиновникам избегать таких ситуаций.

Для решения подобных проблем были созданы специальные комиссии. Когда государственный служащий оказывается в затруднительном положении, например проверяет стоянки для лодок в том районе, где его сын открыл клуб лодочников, он должен обратиться в комиссию с пояснением ситуации и ждать дальнейших инструкций, не предпринимая никаких действий.

Родственники и госзаказы

Нередко бывает, что по счастливой случайности крупный государственный заказ получает фирма, владелец которой приходится родственником ответственного чиновника. С одной стороны, этот исход может быть справедливым, но встречаются и обратные ситуации, когда государственный служащий попросту пользуется своим положением.

Изменения в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отчасти решили проблему. Теперь в составе комиссии не могут присутствовать родственники конкурсантов. Однако существует множество других сфер, которые и по сей день не контролируются законом.

Ситуация, которая предполагает личную заинтересованность госслужащего в принятии того или иного решения при исполнении должностных обязанностей, называется конфликтом интересов. В этом смысле личная заинтересованность, заключающаяся, как правило, в возможной материальной выгоде, может смутить чиновника и склонить его к нарушению должностных инструкций, допуску поблажки в отношении родственника, организации, имеющей к нему отношение, или несправедливому решению.

Из изложенного выше материала можно сделать вывод, что родственные и свойственные отношения могут стать причиной для нарушения трудовой дисциплины и совершения чиновниками должностных преступлений.

При трудоустройстве

Стоит отметить, что ст. 64 Трудового кодекса РФ вводит запрет на дискриминацию при заключении договора, то есть при трудоустройстве у всех должны быть равные условия. Согласно законодательству отбор кандидатов на должность производится по принципу оценки деловых качеств и навыков соискателей. Соответственно, работодатель не имеет права отказать человеку в трудоустройстве по причине наличия родственных связей с одним из сотрудников предприятия.

Также гипотетически можно представить обратную ситуацию, когда человек, занимающий руководящую должность, препятствует трудоустройству своего родственника в эту же компанию. Причины такого поведения могут вытекать из жизненных обстоятельств и нюансов межличностных взаимоотношений в семье.

Злоупотребление должностными полномочиями — это распространенная проблема для организаций, действующих на территории Российской Федерации. Пристраивание родственников и свойственников на хорошо оплачиваемые рабочие места встречается достаточно часто. От этого зачастую страдает качество производимого продукта или оказываемых услуг. При этом работодатель отвергает достойных кандидатов, обладающих более высоким уровнем квалификации.

В глобальном масштабе следствием такой несправедливости становится утечка кадров из России. Государство должно находить способы борьбы с этой проблемой. Однако запретительные меры не будут эффективными в современном мире. Лучше всего создавать условия для здоровой конкуренции между предприятиями, чтобы работодателю было невыгодно трудоустраивать специалистов с низкой квалификацией. В этом случае компании будут подбирать кадры не по принципу родства, свойственных или дружественных отношений, а по профессиональным качествам.

Суть проблемы и почему государство идет по пути ослабления контроля

С момента введения в действие Трудового кодекса РФ эта проблема значительно обострилась. Она перешла рамки права, стала социальной и общенародной. Запрет, установленный КЗоТом, не допускал исключительно совместный родственный труд служащих, занимающих руководящие должности, также в список входили работники школ, больниц и др. Граждане могли трудиться семьями, существовали династии рабочих профессий. Следствием этому были профессионализм и высокие показатели производительности труда. Но в то же время возникали казусные ситуации, например в сельской школе было некому учить детей, кроме отца-директора и сына-учителя, которые не имели права занимать эти должности по причине родства.

После неудачного опыта запретительной политики законодательный орган сделал вывод о том, что государство не должно вмешиваться в эту сферу. Тем более что с каждым годом росло количество частных компаний, зачастую основанных на родственных и свойственных связях. Теперь в силе ст. 3 ТК РФ, которая запрещает работодателю принимать сотрудников по принципу родства или другим субъективным критериям, не относящимся к профессиональным качествам.

Так как родство или свойство никак не связано с навыками, то этот критерий не должен рассматриваться законом, как повод принимать или не принимать работника. В этом смысле Закон «О противодействии коррупции» в пунктах, запрещающих трудоустройство близких родственников на государственную службу, противоречит Конституции РФ и принципам трудового права, так как государственные служащие фактически лишаются права трудоустройства без дискриминации по каким-либо признакам (в данном случае в роли признака выступает наличие родства или свойства).

Закон противоречит Конституции РФ, так как идет вразрез с презумпцией невиновности. Иными словами, законодатель предположил, что все государственные служащие, находящиеся в положении подчинения и подчиненности и имеющие степень близкого родства или свойства, являются коррупционерами. Такой подход к решению проблемы представляется регрессивным с точки зрения правового государства. Благая цель в виде борьбы с коррупцией не оправдывает средств, противоречащих принципам трудового права и Конституции РФ.

Проблема коснулась и медицинских работников

В рамках все того же Закона «О противодействии коррупции» федеральные медицинские центры обязаны организовать кадровую политику таким образом, чтобы между сотрудниками и руководителями не было родственных или свойственных связей. Основным способом для решения этой проблемы является увольнение, предусмотрен перевод на другую должность.

Что требуется от руководителей?

В декабре 2016 года Министерство здравоохранения в письменном виде направило рекомендации во все федеральные медицинские центры с указанием уволить сотрудников, имеющих родственную связь. За невыполнение руководитель мог быть лишен должности на основании утраты доверия. После чего произошли увольнения, в списке сокращенных фигурирует несколько громких имен. Среди них Ольга Чазова, дочь и. о. директора кардиологического научно-производственного комплекса Ирины Чазовой. Из ГНЦ дерматовенерологии и косметологии ушел замдиректора по научной работе Алексей Кубанов, сын главы центра.

В муниципальных учреждениях

Согласно ст. 13 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» сотрудник муниципального учреждения, находящийся в прямом подчинении главы администрации, не может быть его родственником. Об остальных работниках муниципальных учреждений в Федеральном законе не упомянуто.

При этом трудовые отношения родственников в формате подчиненности или подконтрольности регулируются законодательством субъектов Российской Федерации. Большинство регионов приняли позицию сообразно федеральным законам и запретили руководителям иметь в подчинении близких родственников.

В бизнесе

Частные предприятия, компании, ИП и физические лица имеют право нанимать на работу сотрудников, не нарушая при этом законодательство РФ, вне зависимости от их родственных или свойственных связей. Это вполне прогрессивный шаг на пути к правовому государству. Снятие запретительной политики свидетельствует о постепенном склонении юридической позиции правительства в сторону частного права.

Учитывая такие обстоятельства, напрашивается ряд выводов:

  • государство медленными шагами движется в сторону предоставления бизнесу полной свободы действий, созданию свободного рынка;
  • предприятия способны создавать семейные династии, могут появляться династии мастеров в различных отраслях;
  • нужно обеспечивать строгий контроль над соблюдением норм Трудового кодекса РФ в негосударственных предприятиях.

Чем больше появляется дозволений и возможностей, тем больше соблазнов. Повышается риск нарушения прав одних сотрудников в пользу других, являющихся родственниками руководителей. Чтобы компенсировать это неравновесие, государственная власть, а в частности Министерство труда и социальной защиты, должно обеспечить соблюдение прав работников и противодействовать дискриминации в трудовых отношениях.

Трудовая инспекция должна принимать активное участие в контроле над соблюдением законодательства, регулярно производить проверки и защищать ущемленные права любой из сторон. В настоящее время такая практика не пользуется большой популярностью. Как правило, инспекция действует лишь по жалобам или заявлениям граждан, которые поступают туда не так часто в связи с юридической неграмотностью и правовым нигилизмом большинства россиян.

Конфликт интересов

Высокопоставленные сотрудники муниципальных предприятий, равно как и государственные служащие, оказываются в обстоятельствах конфликта интересов. Это происходит, когда их действие или бездействие в рабочей ситуации связано личной заинтересованностью. Таким образом, муниципальный служащий волен решать те или иные вопросы в пользу своих родственников или свояков. Сложно доказать состав даже очевидного злоупотребления должностными полномочиями.

Ситуация конфликта интересов у муниципальных работников, в отличие от государственных служащих, никак не квалифицируется российским законодательством, поэтому сложно доказать вину человека, злоупотребляющего положением в такой ситуации.

Заключение

Близкие родственники на работе не должны иметь ни преимуществ, ни ущемлений. В цивилизованном государстве такая градация в сфере трудового права недопустима. Работники должны приниматься на работу и получать вознаграждение в зависимости от их квалификации и производительности труда. Аналогичная позиция содержится в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ. Поэтому позиция законодательной власти в отношении отмены запрета на сотрудничество близких родственников вполне оправданна.

С другой стороны, странно выглядит политика властей, которая выразилась в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральном законе «О противодействии коррупции». Маловероятно, что коррумпированным чиновникам такие меры помешают злоупотреблять должностными полномочиями при том, что добросовестные и квалифицированные сотрудники, являясь родственниками руководителя, теперь не могут занимать ту или иную государственную должность.

Трудовые отношения — это деликатная сфера общественной жизни, трудовые права граждан должны охраняться государством. Работник должен чувствовать себя защищенным от несправедливых решений со стороны руководства. В то же время он должен добросовестно выполнять свои должностные обязанности, чтобы права работодателя не были ущемлены.

Разъяснения Минтруда о том, когда не распространяется запрет на совместную работу родственников

16 мая 2017 года в Министерстве труда России дали комментарии о тех случаях, когда запрет на совместную рабочую деятельность родственников не распространяется. Согласно им, финансово-хозяйственные полномочия между подобными работниками должны протекать вне условий непосредственного подчинения или контроля.

Под непосредственным подчинением подразумевается ситуация, когда начальник руководствуется внутренним регламентом и, согласно положению о структурном подразделении, является прямым начальником в отношении работника. То есть имеет право давать обязательные для исполнения указания и приказы, контролировать их выполнение, влиять на повышение в должности, назначать меры поощрения и взыскания за нарушение трудовой дисциплины, оформлять назначение на новую должность или перевод в другой отдел.

Запрет не актуален и в том случае, если один из работников осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг или выполнением работ, которые относятся к основным видам организации. Например, это касается сфер науки, культуры, здоровья, спорта, образования. То есть один из работников является спортсменом, танцором, актером, врачом, ученым или учителем.

Запретят ли работу родственников в прямом подчинении? Изменения в Закон о коррупции

На практике соискателю часто отказывают в трудоустройстве, ссылаясь на действующее законодательство и аналогии. Якобы совместная работа родственников в одном учреждении строго запрещена. Данная отсылка не всегда верна, однако необходимо заметить, что такой закон в скором времени действительно может появиться.

В начале 2015 года в Государственную думу РФ внесли проект федерального закона с планами на изменения в законе «О противодействии коррупции». Изначально предлагалось добавить статью с запретом на работу родственников в одной муниципальной или государственной организации, или в их обособленном подразделении.

Данное предложение до сих пор находится в стадии рассмотрения и с уверенностью утверждать, что его примут или отклонят нельзя. Депутаты склонны к тому, что даже при внесении такой поправки будут действовать определенные исключения. Например, подобное правило не коснется совместной работы близких родственников в заведениях социального направления (образование, медицина, культура), если работники проживают в сельской местности. Скорее всего, данное исключение связано с нехваткой специалистов в отдаленных поселениях. Для такой местности характерны целые династии учителей, врачей и работников культуры.

Врач и медсестра, священник и матушка, фермер и фермерша — вот наиболее хрестоматийные примеры совместной работы мужа и жены. Немало найдется сфер, в которых супружеские пары трудятся бок о бок, делая общее дело.
Казалось бы, нет ничего естественнее супругов, работающих вместе, — неважно, в коммерческой ли структуре или на государственном предприятии. Но вот хорошо это или плохо, удается ли им поддерживать семейный очаг и успешно работать в одной компании плечом к плечу? В подобной ситуации есть масса подводных камней.
Внешне все выглядит весьма обыденно: фирме требуется новый специалист, и кто-то из работников предлагает кандидатуру своего мужа или жены. Плюсы очевидны — такой сотрудник «не с улицы» легче вольется в коллектив, он уже многое знает о специфике работы, его легче обучить. Но начальство, вынужденное взять на работу «вторую половину», часто подозревает ее в непрофессионализме. Действительно, бывают случаи, когда один супруг тянет на себе работу другого, решая его проблемы. К тому же, двое — это уже союз, муж и жена в одном офисе могут стать источником интриги и вместе противостоять руководству.
В каком-то смысле начальству выгодно держать в офисе семейную пару: один супруг всегда добровольно прикроет другого в случае аврала, подстрахует, поможет, да и зарплату можно повышать кому-то одному, все равно ведь семейный доход вырастет.
Часто коллектив становится свидетелем выяснения личных отношений мужа и жены и бывает вынужден принять одну сторону — что, разумеется, ведет к расколу. Когда супруги в ссоре, общее дело непременно страдает. Если один из супругов увольняется, особенно, если он переходит работать к конкурентам, оставшийся ощущает себя крайне неуютно. Его могут даже заподозрить в шпионаже. Если же фирма разорилась или закрылась, безработными останутся оба.

Подсчитано, что до 20% всех супружеских измен происходит на рабочем месте. Если муж и жена трудятся в одном коллективе, вероятность измены одного из них с кем-то из коллег стремится к нулю. К тому же работающие вместе семейные пары видят большой плюс в более-менее точном представлении о материальных доходах партнера.
Полезные советы.
Если уж судьба занесла вас в одну фирму, старайтесь работать в принципиально разных подразделениях. Такое положение вещей, с одной стороны, даст вам массу тем для бесед, а с другой — не позволит пересекаться в области узких профессиональных интересов — это чревато конфликтами.
Старайтесь не демонстрировать своих отношений перед коллегами. Не стоит, идя на обед, держаться за ручку, даже если вы молодожены, или целоваться по углам. Окружающих такое поведение очень напрягает, а вас характеризует не с лучшей стороны. Если в ваших супружеских отношениях возникли неурядицы, это нужно по мере возможности скрывать: публичные ссоры, надутые губы или нелестные отзывы о супруге в курилке поставят ваших коллег в тупик: впоследствии, когда вы с мужем помиритесь, они будут чувствовать себя глупо. Однако ж скрывать факт брака тоже не стоит, ненужная таинственность только повредит, когда все откроется (а рано или поздно это непременно произойдет).
Бывает, что один из супругов делает стремительную карьеру, пока другой сидит в соседнем кабинете в той же должности и на той же зарплате, что и пять лет назад. Брак не устоит, если более успешная половина срочно не озаботится совершенствованием менее успешной: могут помочь курсы повышения квалификации, новые инициативы и проекты. Иначе пропасть между супругами станет слишком велика, и разница в мировосприятии и целях, которые они перед собой ставят, непременно погубит их союз. Важно: подтягивание «отстающего» должно быть максимально тактичным и доброжелательным (у более успешного партнера есть риск перейти на поучающий, директивный тон и обидеть второго члена семьи).
Если муж и жена стоят у истоков семейного дела и равноправно управляют им, рано или поздно один из них должен будет отойти в тень. С одной стороны, на раннем этапе становления бизнеса важны общие финансовые интересы супругов и полная доверительность между ними, с другой — зрелое предприятие не может без ущерба сохранять в рядах своего руководства ненаказуемого сотрудника, которому все позволено. Рядовые работники часто в таких ситуациях гадают, кто является настоящим руководителем — муж-директор или жена-главбух. А когда коллектив подобным образом штормит, ни о какой стабильности мечтать не приходится.
Старайтесь дать друг другу возможность провести какое-то время отдельно. Некоторые супруги, тесно соприкасающиеся и на работе, и дома, предпочитают проводить отпуск в одиночестве (кстати, работающие вместе пары, как правило, страдают от невозможности одновременно уйти в отпуск, так что обособленный отдых часто организуется сам собой). Если это неприемлемо для вас, то — хотя бы время от времени — позволяйте второй половине повеселиться без вас в дружеской компании. Или просто побыть одному.

Если ваш брак — это брак соратников-профессионалов, и бесконечные разговоры на узкоспециальные рабочие темы вас не раздражают, поздравляем! Работа в одной фирме или на одной стезе может лишь укрепить ваш союз. Вместе с тем, многие работающие вместе пары избегают дома разговоров о работе и даже вводят своеобразный мораторий на этот предмет, высвобождая время для обсуждения других тем.

В целях обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Министерство) сообщает.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 594 (пункт 4 постановления) внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» (далее — постановление N 568).

Постановлением N 568, с учетом изменений, предусмотрена обязанность подведомственных Министерству организаций по принятию локального нормативного акта организации, определяющего порядок сообщения работниками подведомственной организации о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При подготовке локального нормативного акта организации необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» и Положением, утвержденным данным Указом, а также приказом Министерства от 4 июня 2015 г. N 344н «Об утверждении Порядка уведомления работодателя (его представителя) работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов».

Информацию о принятии локального нормативного акта организации, определяющего порядок сообщения работниками подведомственной организации о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и копию данного локального нормативного акта представить в Министерство до 5 августа 2016 года.

Кроме того, постановление N 568 дополнено запретом на осуществление трудовой деятельности работниками подведомственных Министерству организаций, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом Министерства от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками данной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Данный запрет означает, что в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей руководителя организации независимо от непосредственной подчиненности, поскольку все работники организации подконтрольны руководителю организации.

Также же, например, в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей заместителя руководителя (главного бухгалтера, руководителя филиала и др.) организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Учитывая изложенное, руководителям подведомственных Министерству организаций необходимо обеспечить в возглавляемых ими организациях соблюдение вышеуказанного запрета.

О принятых мерах по обеспечению вышеуказанного запрета сообщить в Министерство до 15 октября 2016 года по прилагаемой форме.

Обращаем внимание, что в случае непринятия руководителем подведомственной Министерству организации мер по соблюдению вышеуказанного запрета, в том числе и в отношении иных работников организации, трудовой договор с руководителем подведомственной Министерству организации будет расторгнут в соответствии с законодательством Российской Федерации.

М.А. Топилин

Форма

Информация

о принятых в ________________________________________ мерах по обеспечению запрета на осуществление трудовой

(наименование подведомственной организации)

деятельности работниками организации, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом

Минтруда России от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети,

братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками

организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или

подконтрольностью одного из них другому

ФИО работника организации Замещаемая должность Информация о лицах (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) находящихся в непосредственной подчиненности или подконтрольности у работника Принятые меры
ФИО Замещаемая должность Степень родства или свойства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *