Второй иностранный язык в школе в 2020-2021 году

С учебного года 2018/19 включение в образовательную программу второго иностранного языка стало обязательным для всех школ. Второй иностранный язык входит в обязательную часть учебного плана и в 2019 году выпускники получат аттестаты, в которых будут стоять оценки за него (сколько бы часов они не посвятили изучению).

Какой язык выбрать и обязана ли школа учитывать пожелания родителей?

Школа может самостоятельно выбрать язык, который будут изучать учащиеся, в зависимости от наличия соответствующего квалифицированного специалиста или с учетом пожеланий детей и родителей. При этом обязанности прислушиваться к мнению родителей у школы нет. Она может по своему усмотрению учитывать пожелания, но может не делать этого. По закону родители имеют право на выбор языка из перечня, который предлагает школа, но не могут настаивать на введении определенного языка.

С какого класса школа может ввести второй иностранный язык?

Изучение второго иностранного языка в 5–9-х классах является обязательным. С какого класса начать изучение языка решает сама школа. Например учащиеся 5-х классов могут столкнуться с тем, что второго языка в программе нет, несмотря на ФГОС, и начала знакомства с языком им придется ждать до 6-го класса. Школа свободна в формировании образовательной программ.

Однако вводить язык в 7-8 классе нецелесообразно, так как учащиеся не успеют освоить программу. Количество учебных занятий за пять лет освоения основной образовательной программы должно быть не менее 5267 и не более 6020 часов (п. 18.3.1 ФГОС ООО). В результате школьники должны освоить содержание программы и достигнуть планируемых предметных результатов, которые указаны в пункте 11.3 ФГОС ООО.

Не будет противоречить законодательству введение второго языка в начальной школе или в старших классах, хотя оно и не является обязательным. Второй иностранный язык не входит в обязательную часть учебного плана начальной школы. В учебные планы 10-11 классов должны входить 11–12 учебных предметов, 8 из них обязательны, второй язык указан в предметной области «Иностранный язык», но не установлен как обязательный (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Зачем это надо?

Таким вопросом практически не задаются родители, в активах которых несколько языков. Но те мамы и папы, которые говорят только на своем родном и английском «со словарем», часто возмущаются, считая, что их детям и одного иностранного языка за глаза хватит. Русский бы как следует выучили сначала…

На самом деле, даже несмотря на большую нагрузку в школе, у изучения еще одного языка гораздо больше плюсов, чем минусов. «Второй, а, может быть, даже третий иностранный язык в школе — это очень хорошо, — убеждена Наталья Оршанская. — Чем большим числом языков владеет ребенок, пусть даже на самом базовом уровне коммуникации, пригодном лишь для разговорного общения, тем больше возможностей и ресурсов для дальнейшего развития он приобретает».

Знание языков не только расширяет границы личного общения, но и дает толчок для познания мира, ведь каждый язык по-своему описывает окружающую действительность. Новый язык дает ребенку ключ к пониманию других национальных характеров и чужой культуры, яснее раскрывает менталитет жителей иных стран. «Взять, к примеру, мой предмет, — рассказывает Наталья Оршанская. — Во французском языке, например, нет слова «тепло», а есть только полярные понятия: «жарко» и «холодно». И еще есть слово, которое можно перевести как «хорошая погода». Но все же это не про тепло, ведь хорошая погода для каждого из нас разная. Узнавая такие языковые тонкости, ребенок учится мыслить нестандартно».

Наконец, и это самое важное, изучение языка развивает мозг, улучшая межпредметные связи. Ведь язык связан не только с историей, психологией и культурой, но и с математикой и другими науками. Соответственно, второй иностранный может помочь ребенку лучше учиться по другим предметам.

Почему в 5 классе, а не позже?

Это оптимальный возраст для начала обучения второму иностранному. Ребенок за три предыдущих года уже более-менее освоился с первым неродным языком, может приступить и ко второму. Если отложить это на 7 класс, когда ребенок войдет в сложный подростковый возраст отрицания, убедить его в нужности изучения второго языка и «включить» его в этот процесс, чтобы был хоть какой-то результат, будет сложно. Да и в этом случае осталось бы слишком мало времени на изучение — за 2 года в школе многого не успеть.

Беспокоиться, что ребенок не успеет освоить язык как следует, не стоит. Главное не это. Учителю важно успеть пробудить интерес к чужому языку и дать основы его изучения. Если это сделать, впоследствии ребенок при желании сам доучит язык.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *