Требования к осмотровой канаве (смотровой яме)

Содержание

Приложения к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018г. №59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»

III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (производственным зданиям и сооружениям, производственным помещениям и производственным площадкам) и организации рабочих мест

44. Размеры осмотровых канав и эстакад устанавливаются в зависимости от типа транспортных средств и применяемого оборудования.

45. Вход в проездную осмотровую канаву поточных линий и выход из нее должны осуществляться через тоннель.

46. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи должны иметь выходы в производственное помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м. Максимальное расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м.

47. При наличии одного выхода из осмотровой канавы в ее стене, противоположной выходу, должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода.

48. Длина тупиковой осмотровой канавы должна соответствовать размеру ремонтируемого (осматриваемого) транспортного средства, которое при установке на канаву не должно закрывать ведущую в канаву лестницу и запасный выход.

49. Выходы из траншей и тоннелей необходимо ограждать металлическими перилами высотой не менее 1,1 м.

50. Выход из одиночной тупиковой канавы должен быть со стороны, противоположной заезду транспортного средства.

51. Лестницы из прямоточных канав, траншей и тоннелей не должны располагаться на путях движения транспортных средств.

52. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи, а также ведущие в них лестницы должны быть защищены от сырости и грунтовых вод.

53. Стены осмотровых канав, траншей и тоннелей, соединяющих их, должны быть облицованы керамической плиткой или покрыты другими влагостойкими и масло-бензостойкими материалами светлых тонов.

54. Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше 50 В и розетки с влагозащищенными разъемами для подключения ручных переносных электрических светильников напряжением не выше 12 В.

55. Освещение осмотровой канавы светильниками напряжением 220 В допускается при соблюдении следующих условий:

1) проводка должна быть скрытой, осветительная аппаратура и выключатели должны иметь надежную электроизоляцию и гидроизоляцию;

2) светильники должны быть закрыты стеклом и защищены решеткой;

3) металлические корпуса светильников должны быть заземлены.

56. Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь рассекатели и направляющие (предохранительные) реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение транспортных средств в канавы или с эстакад во время их передвижения.

  • Реборды могут иметь разрывы для установки домкратов, роликовых тормозных стендов.
  • Тупиковые осмотровые канавы и эстакады со стороны, противоположной заезду транспортных средств, должны иметь стационарные упоры для колес заезжающих транспортных средств (колесоотбойные брусья).
  • На рассекателях, ребордах и прилегающих к осмотровым канавам зонах должна быть нанесена сигнальная разметка, а в помещениях вывешены предупреждающие знаки безопасности с поясняющей надписью «Осторожно! Возможность падения с высоты».

57. На полу осмотровых канав должны быть уложены прочные деревянные решетки.

58. Для перехода через осмотровые канавы должны предусматриваться съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.

  • Количество переходных мостиков должно быть на одно меньше количества мест для устанавливаемых на канаве транспортных средств.
  • Неэксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые канавы, траншеи или их части должны полностью перекрываться переходными мостиками или прочными щитами.

5.1. Общие требования

5.1.1. Территория, производственные и вспомогательные помещения, площадки и помещения для хранения автомобилей, сооружения должны отвечать ведомственным строительным нормам проектирования предприятий по обслуживанию автомобилей ВСН 01-89, нормам технологического проектирования предприя­тий автомобильного транспорта ОНТП 01-91 (раздел 2, пп. 38, 39 этих Правил), действующим строитель­ным, санитарным и противопожарным нормам и пра­вилам, а также этим Правилам.

5.1.2. Расположение производственных и вспомо­гательных зданий, сооружений должно отвечать тех­нологическому процессу обслуживания и ремонта транспортных средств.

5.1.3. Производственные и вспомогательные помещения и сооружения необходимо использовать толь­ко по своему назначению, предусмотренному проек­том. Использование их не по прямому назначению разрешается в исключительных случаях по согласо­ванию с территориальными органами государственно­го надзора.

5.1.4. На все здания и сооружения должна быть документация (паспорта, акты, технические журна­лы, проекты .и т.д.).

5.1.5. Автомобили в зависимости от габаритных размеров подразделяются на четыре категории согласно табл. 5.1.

Таблица 5.1

Категория
транспортного средства

Размеры автомобиля, м

Длина

Ширина

I категория

До 6,0 включительно

До 2,1 включительно

II категория

Свыше 6,0 до 8,0

Свыше 2,1 до 2,5

III категория

» 8,0 до 12,0

» 2,5 до 2,8

IV категория

» 12,0

» 2,8

5.1.6. Помещения для профилактического обслу­живания, диагностирования, ремонта и хранения ав­томобилей, работающих на газе, должны отвечать ка­тегориям, классам и группам, которые устанавлива­ются согласно Перечню категорий помещений и соору­жений автотранспортных и авторемонтных предприя­тий по взрывопожарной и пожарной опасности и клас­сов взрывоопасных и пожароопасных зон по правилам устройства электроустановок (раздел 2, п. 50 этих Правил). При этом, в случае полного выпуска газа из одной секции, включающей максимальное количество баллонов наибольшей емкости одного автомобиля (ава­рийная ситуация), концентрация газа в помещении не должна превышать 2,267 г/м3 свободного объема по­мещения для сжатого природного газа и 2,713 г/м3 – для сжиженного нефтяного газа.

Если расчетное количество поступающего газа пре­вышает указанные величины, то помещение необхо­димо дополнительно оборудовать:

– системой автоматического контроля воздушной среды, сблокированной со световой и звуковой сигна­лизацией;

– системой аварийной вентиляции и аварийного освещения во взрывозащищенном исполнении.

5.1.7. На площадках и в помещениях хранения, обслуживания и ремонта, диагностики и регулировоч­ных работ автомобилей с двигателями, работающих на сжиженном нефтяном газе, запрещается устройство подземных сооружений, подвалов, калориферных ка­мер для открытых стоянок автомобилей, приямков, осмотровых канав, тоннелей, колодцев (за исключени­ем приямков на участках мойки автомобилей).

5.1.8. Автомобили и агрегаты, подлежащие спи­санию или ремонту, при хранении их вне помещений должны размещаться на отдельных ровных площад­ках с твердым покрытием. Для предупреждения па­дения агрегатов, самопроизвольного движения авто­мобилей и падения вывешенных их частей необходи­мо устанавливать специальные подставки, упоры.

5.1.9. В производственных помещениях и на тер­ритории хранение деталей, узлов, агрегатов и разно­го металла должно быть организовано в отдельных местах на стеллажах.

5.1.10. Производственные отходы, мусор, непри­годные детали, узлы и агрегаты должны своевременно убираться и накапливаться на специально отве­денных площадках.

5.1.11. Расстояние от площадок, предназначен­ных для хранения и ожидания ремонта транспорт­ных средств, до зданий и сооружений принимается в соответствии с требованиями ВСН 01-89.

5.1.12. Опасные зоны и участки на территории и в производственных помещениях, пребывание и вы­полнение работ в которых связано с опасностью для работающих, должны обозначаться цветами сигналь­ными и знаками безопасности, дорожными знаками согласно ГОСТ 12.4.026-76, Правилам дорожного движения Украины (раздел 2, пп. 35, 51 этих Пра­вил) и действующим отраслевым нормативным доку­ментам.

5.1.13. Пол в помещениях какого-либо назначе­ния должен быть ровным с твердым покрытием, непроницаемым для грунтовых вод, без выступов и выбоин.

Материалы, применяемые для покрытия пола, должны иметь гладкую и нескользкую поверхность, удобную для очистки, удовлетворять эксплуатацион­ным требованиям данного помещения.

5.1.14. Снаружи при входе в производственные и вспомогательные помещения должны устанавливать­ся металлические решетки или другие устройства для очистки обуви от грязи.

5.1.15. На территории и в производственных по­мещениях предприятий запрещается:

– курить за пределами специально отведенных для этого мест;

– пользоваться открытым огнем, в непредусмотрен­ных для этого местах, без принятия соответствующих противопожарных мероприятий;

– заваливать запасные ворота как внутри, так и снаружи, подход и подъезд к ним всегда должен быть свободным;

– беспорядочно размещать и хранить (приваливать, упирать) материалы, агрегаты, запчасти и т.п. к элемен­там зданий, сооружений, оборудования и ограждений.

5.2. Территория

5.2.1. Территория предприятия должна быть ог­ражденной и упорядоченной, освещаться в ночное время, постоянно содержаться в чистоте и порядке.

5.2.2. В ограждении территории предприятия, где предусмотрено 10 и более постов профилактического обслуживания и ремонта или хранение 50 и более автомобилей, необходимо предусмотреть не менее двух ворот для въезда (выезда).

5.2.3. Территория предприятия должна быть обо­рудована водоотводами и водостоками. Люки водо­стоков и других подземных сооружений должны на­ходиться в закрытом положении.

5.2.4. При выполнении ремонтных, земляных и других работ на территории предприятия открытые люки, траншеи и ямы должны быть ограждены. В местах перехода через траншеи устанавливаются пе­реходные мостики шириной не менее 1,0 м с перила­ми высотой 0,9 м.

5.2.5. На территории предприятия должны быть проезды для движения автомобилей и пешеходные дорожки, имеющие твердое покрытие. Летом их необ­ходимо очищать от грязи, а зимой – от снега и льда.

5.2.6. Ширина проездов на территории предприя­тия должна быть не менее 6 м при двухстороннем движении и не менее 3 м – при одностороннем.

Ширина пешеходной дорожки должна быть не менее 1 м.

Для прохождения работающих на территорию предприятия должна быть устроена проходная.

Прохождение работающих через ворота запрещается.

5.2.7. В местах пересечения подъездных путей канавами, траншеями, железнодорожными линиями и т.п. должны устанавливаться настилы или мосты для переездов.

5.2.8. Для стоянки собственного транспорта сле­дует предусматривать место на отдельных площад­ках вне пределов территории предприятия. Движение личного транспорта по территории предприятия зап­рещается.

5.7. Топливозаправочные пункты, посты выпуска и слива газа

5.7.1. Топливозаправочные пункты и посты вы­пуска и слива газа, расположенные на территории предприятия, должны отвечать требованиям ВСН 01-89 и других действующих нормативных документов и обеспечивать безопасную заправку автомобилей.

5.7.2. Для размещения раздаточных колонок не­обходимо предусмотреть островки, имеющие возвы­шение над прилегающей проезжей частью на 0,15–0,20 м.

5.7.3. При наличии на топливозаправочном пунк­те нескольких раздаточных колонок они должны размещаться так, чтобы обеспечивался безопасный проезд и заправка автомобилей одновременно на всех колонках.

5.7.4. Строительство и расположение наземных резервуаров для хранения топлива на территории предприятия запрещается.

5.7.5. Планирование территории топливозаправочного пункта и расположение водоприемных устройств должны исключать попадание сточной воды и нефте­про­дуктов за пределы его территории.

5.7.6. Площадки для передвижных топливозаправочных пунктов должны располагаться не ближе 12 м от производственных зданий и сооружений.

5.7.7. На территории предприятия, которое экс­плуатирует автомобили, работающие на газовом топ­ливе, следует предусмотреть отдельную площадку под навесом из негорючих материалов для поста слива сжиженного нефтяного или выпуска сжатого природного газа в аккумулирующие емкости с последующей дегазацией баллонов, установленных на автомобиле, негорючим (инертным) газом.

5.7.8. При совместной эксплуатации на предпри­ятии автомобилей, работающих на сжиженном не­фтяном газе и сжатом природном газе, посты выпус­ка и слива газа могут размещаться на одной пло­щадке при условии рассоединения их глухой негорю­чей перегородкой, пре­вышающей высоту транспорт­ных средств не менее чем на 0,5 м.

5.7.9. Расстояние от площадки (поста) слива сжи­женного нефтяного газа или выпуска сжатого при­родного газа до производственных, административных и бытовых зданий должно быть не менее 20 м.

Приложения №4 к «Общесоюзным нормам технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта» ОНТП 01-91 утвержденным концерном «Росавтотранс» 07 августа 1991 г.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА К ПРЕДПРИЯТИЯМ, ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ

20. Для обеспечения доступа к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава, в процессе выполнения работ ТО и ТР преимущественно должны использоваться напольные механизированные устройства (гидравлические и электрические подъемники, передвижные стойки, опрокидыватели и т.п.). В отдельных случаях в соответствии с требования технологического процесса допускается устройство осмотровых канав .

21. Размеры осмотровых канав должны проектироваться с учетом следующих требований :

  • длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины подвижного состава;
  • ширина осмотровой канавы должна устанавливаться, исходя из размеров колеи подвижного состава с учетом устройства наружных или внутренних реборд;
  • глубина осмотровой канавы должна обеспечивать свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава и составляет:
  • для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса – 1,3-1,5 м
  • для грузовых автомобилей и автобусов – 1,1-1,2 м
  • для внедорожных автомобилей-самосвалов – 0,5-0,7 м.
  • На въездной части осмотровой канавы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15-0,20 м.
  • 22. Проездные осмотровые канавы, располагаемые параллельно друг другу, должны, как правило, объединяться тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канавы – открытыми траншеями.

    • Высота от пола до низа покрытия тоннеля должна составлять не менее 2 м, ширина тоннеля – не менее 1 м.
    • Ширина траншеи принимается равной 1,2 м без размещения в оборудования и 2,0-2,2 м при размещении в ней оборудования.
    • Для входа в осмотровые канавы следует предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м в количестве:
    • для тупиковых осмотровых канав, объединенных траншеями – не менее одной на три канавы; для индивидуальных проездных осмотровых канав, объединенных тоннелями – не менее одной на четыре канавы;
    • для проездных осмотровых канав поточных линий – не менее двух на каждые поточные линии, расположенные с противоположных сторон (расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м;
    • для тупиковых осмотровых канав, не объединенных траншеями – по одной на каждую канаву.
    • Входы в осмотровые канавы не должны располагаться под автомобилями и на путях движения (за исключением постов для специальной обработки подвижного состава в соответствии СНиП 2.01.57-85) и маневрирования подвижного состава и иметь ограждение перилами высотой 0,9 м.

    23. На тупиковых осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес автомобилей.

    • Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников и розетки для включения переносных ламп напряжением 12 В.
    • Для обеспечения подъема подвижного состава на осмотровых канавах следует предусматривать передвижные или стационарные канавные подъемники.
    • Осмотровые канавы должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с требованиями ВСН-01-83 Минавтотранса РСФСР.

    Сегодня автомобиль уже не является роскошью, а служит возможностью быстрого и комфортного перемещения по городу. Несмотря на то, что в городе существует достаточное количество автосервисов, многие автовладельцы предпочитают незначительные поломки ремонтировать своими руками. Поэтому в любом гараже уважающего себя владельца транспортного средства должна иметься смотровая яма.

    При оборудовании смотровой ямы своими руками, необходимо учитывать один нюанс – она должна иметь хорошее освещение. При этом нужно помнить, что освещение смотровой ямы в гараже должно отвечать определенным требованиям, целям и задачам. В противном случае производить осмотр автомобиля будет не только не комфортно, но и не безопасно.

    Предназначение гаража

    Гараж предназначен для обеспечения сохранности транспортного средства. Кроме этого, данное помещение сегодня активно используется как домашняя автомастерская, особенно среди владельцев машин отечественного производства.
    По своей сути гараж сегодня выполняет следующие задачи:

    • предотвращает хищение или повреждение транспортного средства посторонними людьми;
    • является домашней автомастерской;
    • используется как склад всех вещей и деталей, необходимых для поддержания машины в рабочем состоянии;

    Обратите внимание! Как правило, в гараже хранятся запасная резина, различные запчасти, масла и т.д.

    • как место проведения не очень крупных ремонтов автомобиля.

    Чтобы автомобиль был всегда на ходу, его необходимо периодически осматривать и делать это лучше в своем гараже. Вот здесь-то на помощь автовладельцу и приходит смотровая яма.
    Смотровая яма представляет собой углубление в полу, забравшись в которое можно без особых проблем осмотреть днище машины. И чтобы это сделать без затруднений, нужно создать правильное освещение.

    Принципы правильного освещения

    Освещение смотровой ямы требует соблюдения некоторых условий. Эти требования прописаны в нормативной документации (СНиП). Здесь имеются требования не только для частных гаражей, но и для автомастерских.

    Обратите внимание! Прописанные в документации нормы для технологического оснащения осветительными приборами являются обязательными для исполнения.

    Требования по СНиП

    Если вы решили сделать своими руками освещение для смотровой ямы, обязательно учитывайте нормы по СНиП.
    Освещение, сделанное своими руками или профессионалами, должно отвечать следующим требованиям:

    • быть безопасным;
    • потреблять как можно меньше электроэнергии;
    • давать достаточное освещение для выполнения основных задач (осмотр, проверка на работоспособность, мелкий ремонт и т.д.);
    • давать качественное нижнее и боковое освещение;
    • создавать равномерное и рассеянное освещение. Свет должен освещать равномерно все углы ямы, исключая формирования теней. При этом он должен быть направленным на днище автомобиля.

    Отдельно стоит отметить, что из-за специфики конструкционного устройства смотровой ямы здесь можно использовать только искусственный тип освещения.

    Это связано с тем, что здесь невозможно сделать естественную или смешанную подсветку даже в дневное время, ведь в яме любой источник естественного света перекрывается транспортным средством.
    При этом в самом гараже должно использоваться смешанное освещение. Здесь солнечный свет, проникающий через открытые створки ворот, должен дополняться светильниками в глубине сооружения, куда он уже не может поникнуть.

    Что стоит учитывать

    Если вы хотите оборудовать смотровую яму, да и весь гараж по имеющимся нормам, вам необходимо учитывать многие нюансы. К ним следует отнести:

    • габариты вырытой ямы;
    • размеры самого гаража;
    • внутренняя отделка помещения и ямы;

    Обратите внимание! При учете норм, приведенных в СНиП, следует брать во внимание отделку стен, пола и потолка. Если смотровая яма была обшита своими руками светлой отделкой, которая будет хорошо отражать свет, идущий от лампочек, то интенсивность света в этом случае может быть несколько меньше. А вот при темной отделке – ее придется увеличить на порядок.

    • светильники и их количество;
    • источники света, которые будут использоваться для подсветки смотровой ямы.

    Все эти параметры необходимы для того, чтобы произвести правильные расчеты и определиться с уровнем освещенности, который в норме должен быть в смотровой яме.
    Если с первыми двумя пунктами все понятно, то с последними двумя следует разобраться более подробно.

    Осветительные приборы

    Светильники, рассеивающие свет

    Сегодня для освещения самых разнообразных помещений можно использовать различные осветительные приборы. Но помните, что светильники для дома вряд ли подойдут для гаража и смотровой ямы.
    Также стоит отметить, что для ремонта автомобилей в яме и вне ее существуют различные технологические требования по уровню освещенности.
    Освещение, которое своими руками будет создаваться для смотровой ямы, не должно быть ослепляющим. Подобный эффект следует полностью исключить, правильно подобрав светильники для этих целей.
    Отличным решением для ямы будет использование светильников, дающих рассеянный свет.

    Осветительные приборы, которые будут монтироваться в смотровую яму, должны отвечать таким требованиям:

    • возможность монтажа в ниши;
    • герметичная защита корпуса;
    • наличие защиты от механических повреждений, так как во время ремонта тяжелые инструменты или детали из автомобиля могут выпасть из рук и повредить светильники;
    • длительный срок службы;

    Обратите внимание! Поскольку гараж — нежилое помещение, то лучше отдать предпочтение осветительным приборам уличного типа. Приборы, предназначенные для дома, в таких условиях не прослужат отведенный срок службы.

    При использовании многоуровневой подсветки гаража и ямы специалисты рекомендуют применять стационарные светильники на шарнирах. Так вы сможете менять направленность света и ориентировать его на

    нужный участок работ.
    Располагать светильники следует таким образом, чтобы идущий от них свет не был выше уровня человеческого глаза. Оптимальным считается вариант освещения, когда освещены будут детали днища машины и руки человека, работающего в яме.
    Также довольно часто для создания освещения в смотровой яме применяют портативные и переносные светильники, работающие на аккумуляторах.

    В целом, вы сможете достаточно легко сделать своими руками нужное освещение ямы, а также более рационально использовать имеющиеся у вас осветительные приборы. Правильный подход позволит вам сэкономить достаточно средств.

    Какие лампочки используем

    Экономичные источники света

    Для полноценного и достаточного освещения ямы в гараже подойдут следующие источники света:

    • лампы накаливания. Они дают мощный световой поток, но обладают массой недостатков, которые исключены в современных источниках света. Кроме этого такие изделия не экономичны в плане потребления электроэнергии и часто перегорают. Поэтому их лучше не использовать для освещения ямы в гараже, хотя они и легко устанавливаются;
    • светодиодные лампочки. Такие источники света сегодня встречаются в самых разнообразных местах, и гаражная яма не является исключением. Популярность светодиодной подсветки основывается на том, что она очень экономична и прослужит вам более 10 лет. При этом такой источник света хорошо выносит температурные скачки и влажность помещения. Особенно если корпус осветительного прибора герметично защищает лампочку;
    • светодиодные ленты. Данный тип источника света также может использоваться для создания необходимого уровня освещения в условиях смотровой ямы. В данной ситуации следует выбирать напряжение ленты в 12 В при условии, что в гараже источник тока будет на 220 В. Но здесь придется покупать блок питания, так как лента не может подключаться напрямую к электросети;
    • люминесцентные лампы. Они также относятся к современным источникам света, но если гараж не отапливаемый, то их установка не рекомендуется. Это связано с тем, что люминесцентные лампочки на морозе не станут зажигаться и под влиянием низкой температуры быстро выйдут из строя. Такая ситуация возникает из-за конструкционных особенностей изделия. Этот эффект наблюдается тогда, когда температура воздуха опускается ниже, чем +5 градусов.

    Обратите внимание! Для гаражной ямы следует выбирать светильники с люминесцентным источником света, имеющим защиту IP 6. Такая защита способна оградить лампочку от негативного влияния влаги и пыли, которые являются неизменными спутниками гаража.

    Остальные источники света для работы в условиях гаража не подойдут.
    СНиП содержит конкретные нормы освещения смотровой ямы. Что касается мощности лампочек, применяемых для подсветки, то на один квадратный метр должно идти не менее 15 Вт.

    Рекомендации

    Для того чтобы создать в смотровой яме качественное освещение, специалисты рекомендуют придерживаться следующих рекомендаций при выборе типов светильников и источников света:

    • необходимо использовать низковольтные лампы, рассчитанные на 12 В;
    • устанавливать в яму лучше всего осветительные приборы, имеющие напряжение в 36 В;
    • отличным решением станет создание подсветки своими руками с помощью аккумуляторных светильников переносного плана;
    • для установки изделий с низким напряжением в щитке со счетчиком нужно установить понижающий трансформатор. Это позволит без проблем понизить напряжение в сети, причем приборы будут работать эффективно, исключая риск поломки.

    Придерживаясь этих рекомендаций, а также правильно учитывая все особенности такого объекта, как смотровая яма, вы без особых проблем сможете своими руками сделать здесь качественное и полноценное освещение.
    При этом отдельное внимание следует уделить лампочкам и светильникам. Так как именно от них напрямую зависит качество получаемого в конечном счете освещения и его срок службы. Помните, что работать с электроприборами следует очень аккуратно, не пренебрегая правилами безопасности работы с электроникой.

    Авто- и мотосервисы включают в себя множество видов работ, в том числе и высокой точности, поэтому недостатки освещения напрямую сказываются на результатах диагностики неисправностей, скорости и качестве ремонта. Вместе с тем автосервисы имеют зоны с травмоопасными факторами, а правильное освещение позволяет существенно сократить риск производственных травм.

    Освещение автосервисов должно сочетать безопасность и экономичность с высокой функциональностью, обеспечивая высокий уровень общего света для качественной работы даже с труднодоступными механизмами и мелкими деталями.

    Уровень освещенности помещений автосервиса определяется согласно СНиП ІІ-4-79, глава 4 «Естественное и искусственное освещение», приложение 3:

    Помещения и производственные участки

    Плоскость нормирования и высота от пола

    Разряд зрительной работы

    Освещенность при комбинированном освещении, лк

    Освещенность при общем освещении, лк

    Техническое обслуживание и ремонт

    Вертикальная, на машине

    Горизонтальная, низ машины

    Моторное, агрегатное, механическое, электротехническое отделения, приборы питания

    Кузнечное, сварочное, жестяницкое, медницкое отделения

    Столярное, обойное отделения

    Ремонт и монтаж шин

    Помещения для хранения автомобилей

    Открытые площадки для хранения автомобилей

    Несколько отличаются от российских европейские нормы, которых придерживаются фирменные сервисные центры. Они определяются, в частности, согласно стандарту, модифицированному по отношению к Европейскому стандарту EN (2011) «Свет и освещение. Освещение рабочих мест. Часть 1: Внутреннее освещение рабочих мест». Немецкая версия EН 12464 −1:2011 (EN 12464 −1:2011 Light and lighting — Lighting of work places — Part 1: Indoor work places .German version EN 12464 −1:2011):

    Наименование помещения, зрительной задачи и вида деятельности

    Освещенность, Еэкспл, лк

    Обобщенный показатель дискомфорта, UGR

    Коэффициент неравномерности освещенности,

    Индекс цветопередачи, Ra

    Работы по корпусу и сборка

    Помещения окраски, полировка

    Окраска ручная, контроль

    4000≤ Тцв ≤ 6500К

    Драпировка тканью вручную

    Впрочем, крупнейшие производители авто- и мототехники разрабатывают собственные рекомендации по освещению дилерских сервисных центров и включают их в корпоративный бренд-бук, на который следует опираться проектируя систему освещения фирменного автосервиса. В частности, в зоне ремонта рекомендуется обеспечить уровень освещенности в пределах так как яркий свет способствует более точной диагностике и быстрому и качественному ремонту.

    • Равномерный рассеянный общий свет.
    • Преимущественное обеспечение качественного бокового и нижнего освещения.

    Автосервисы рекомендуется оборудовать в помещениях с большой площадью остекления или зенитными фонарями, дополняя естественный свет искусственным освещением. Так как белый цвет хорошо отражает свет, стены и потолок должны быть как можно светлее — это позволит повысить уровень освещенности. При темной отделке света должно быть больше.

    Освещение смотровой ямы должно быть реализовано так, чтобы исключить ослепляющий эффект. Рекомендуется использование светильников рассеянного света и монтаж оборудования в специальные ниши. Смотровая яма должна быть оборудована розетками для подключения переносных светильников.

    Для покрасочных камер предпочтителен потолочно-стеновой монтаж светильников, при котором обеспечивается равномерная горизонтальная и вертикальная освещенность изделий, что очень важно для контроля качества окраски. Оптимальный уровень освещенности камер —

    При наличии в одном помещении зон, требующих разных режимов работы и освещения, требуется обеспечить раздельное управление освещением каждой зоны. Рекомендуется также отдельное управление освещением отдельных рабочих мест. Рабочие места требуют дополнительной локальной подсветки. При размещении светильников следует исходить из того, что источник света не должен мешать работе мастера — не слепить, не создавать резких теней. Уровень освещенности рабочего места не должен быть чрезмерно высоким и контрастным по сравнению с общим светом.

    К светильникам для автосервисов и ремонтных мастерских предъявляются повышенные требования с точки зрения экономичности и надежности. Как правило, это промышленные или уличные прожекторы, устойчивые к воздействию эмалей, лаков и масел. Принципиально важное требование — непрозрачный рассеиватель для светильников в зоне видимости мастеров.

    Помещения автомастерских относятся к пожароопасным (категория П-I и П-IIа по ПУЭ — присутствуют и жидкие и твёрдые горючие вещества в большом количестве) и взрывоопасные (категория В-1 по СП 12.13130.2009), поэтому светильники должны использоваться только с IP53 и выше (см. ПУЭ Таблица 7.4.3), а также иметь негорючие светорассеиватели из силикатного стекла.

    Рабочие процессы в авто- мотомастерких зачастую связаны с напряженной зрительной работой, поэтому здесь очень важен зрительный комфорт. Рекомендуется использовать светильники рассеянного света с большой площадью свечения. Линейные модульные светильники, которые обеспечивают большую равномерность и яркость света без слепящего эффекта, позволяют реализовать не только верхнее, но и боковое и нижнее освещение, а также локальную подсветку рабочих мест. Для общего освещения можно использовать светодиодные или люминесцентные светильники типа downlight, светильники с защитными шторками и блендами, карданные светильники, у которых можно менять направление светового потока.

    В помещениях, где для диагностики автомобилей используются компьютеры, коэффициент пульсации источников света должен быть не выше 5%, для остальных рабочих помещений — не более 10% во избежание возникновения стробоскопического эффекта (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278—03).

    Колеровочные и покрасочные цеха требуется освещать источниками света, спектр которых максимально приближен к естественному свету и с высоким индексом цветопередачи Ra ≥90. Это позволит избежать проявлений метамеризма (метамеризм — явление, при котором два различных по спектру цветовых образца имеют один и тот же цвет при освещении определенным источником света).Сравнения образцов после тестовой выкраски проводятся при естественном освещении, избегая прямых солнечных лучей и солнца в зените или с применением ламп колориста (3М 16407). Лампу подносить на расстояние не ближе 50см к образцу.

    Покрасочные цеха и камеры освещаются, как правило, с помощью люминесцентных светильников с электронными ПРА. Рассеиватели светильников должны быть устойчивыми к воздействию растворителей, так как их нужно периодически очищать от налета краски. Дополнительно используют специальное оборудование, например, инфракрасные излучатели для локальной сушки.

    В помещениях сырых, особо сырых, жарких и с химически активной средой применение люминесцентных ламп для местного освещения допускается только в арматуре специальной конструкции.

    Освещение смотровых ям светильниками напряжением допускается при соблюдении следующих условий:

    • вся электропроводка должна быть внутренней (скрытой), имеющей надежную электро- и гидроизоляцию;
    • осветительная аппаратура и выключатели должны иметь электро- и гидроизоляцию;
    • светильники следует закрывать стеклом или ограждать защитной решеткой;
    • металлические корпуса светильников должны заземляться (зануляться).

    Для локальной подсветки рабочих мест используется как стационарное оборудование, так и переносное — ручные фонари и напольные светильники. Конструкция стационарных светильников местного освещения должна предусматривать возможность изменения направления света. При работе в особо неблагоприятных условиях (теснота, неудобное положение, возможность соприкосновения с заземленными поверхностями и др.) для питания переносных светильников применяют напряжение не выше 12 В.

    Для освещения рабочих зон с подъемниками рекомендуется использовать линейные светильники с асимметричным светораспределением. Они монтируются с обеих сторон от подъемного механизма на специальные профили. Чтобы избежать ослепления рабочих, светильники должны быть оснащены антибликовыми решетками или микропризматическими рассеивателями HDP, если речь идет о светодиодных моделях.

    • Недостаточный уровень освещенности, неравномерная освещенность, отсутствие локальной подсветки рабочих мест.
    • Использование источников света с высоким коэффициентом пульсации.
    • Недостаточное качество цветопередачи.
    • Использование незащищенных светильников.

    Re:

    06 ноября 2008 г., 11:32

    обратиться цитировать


    Даю Вам кусок собственного отчету, яки мене потом и кровенькою достовауся:
    Требования по электробезопасности для такого объекта, как осмотровые канавы необходимо рассматривать, как требования по электробезопасности для специальных электроустановок, которые определены в ГОСТ 30331.13-2001.
    В соответствие с ГОСТ 30331.13-2001 защиту от непосредственного (прямого) прикосновения (п. 411.1.4.3 ГОСТ 30331.3) следует обеспечивать либо посредством барьеров или оболочек со степенью защиты IP2X, или посредством изоляции, выдерживающей испытательное напряжение 500 В переменного тока (действующее значение) в течение 1 мин . Защита посредством установки барьеров (п. 412.3 ГОСТ 30331.3) и путем размещения вне зоны досягаемости (п. 412.4 ГОСТ 30331.3) не допускается.
    Защита от косвенного прикосновения при питании стационарного электрооборудования должна осуществляться :
    – либо посредством автоматического отключения питания (п. 413.1 ГОСТ 30331.3) и применения дополнительной системы выравнивания потенциалов, объединяющей все открытые проводящие части стационарного электрооборудования и все проводящие части помещения, одновременно доступные для прикосновения (п. 413.1.6 ГОСТ 30331.3);
    – либо посредством применения системы БСНН или ЗСНН (п. 411.1.6 ГОСТ 30331.3);
    – либо посредством электрического разделения цепей (п. 413.5 ГОСТ 30331.3) при условии, что к вторичной обмотке разделяющего (разделительного) трансформатора подключен только один электроприемник.
    Система БСНН – защитная мера, которая предусматривает следующее:
    – основная защита осуществляется путем ограничения напряжения в цепи системы БСНН до сверхнизкого значения; отделения цепей от всех других цепей.
    – дополнительная защита состоит в том, что отделение цепей и системы БСНН от других цепей является защитным разделением; цепи системы БСНН отделены от земли;
    – преднамеренное присоединение открытых проводящих частей к защитному проводнику не допускается.
    Система ЗСНН (в соответствие с ГОСТ 30331.3-95) – защитная мера, которая предусматривает следующее:
    – основная защита осуществляется путем ограничения напряжения в заземленной цепи системы ЗСНН до сверхнизкого значения, разделением цепи системы ЗСНН от всех других цепей;
    – дополнительная защита состоит в том, что разделение цепи системы от других цепей, является защитным разделением;
    – допускается присоединение открытых проводящих частей электрооборудования (кроме электрооборудования класса III) к защитному или заземляющему проводнику, если это предусматривается соответствующим стандартом на изделие.
    Сверхнизкое (малое) напряжение – напряжение, не превышающее 50 В переменного тока и 120 В постоянного тока. Указанное предельное значение напряжения не должно превышаться как в режиме полной нагрузки, так и в режиме холостого хода (ГОСТ 30030-93).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *