Стаж научно-педагогической и научной работы, профессиональной деятельности для присвоения ученых званий

Научный, педагогический и научно-педагогический стаж в аспирантуре

Данная информация актуальна для будущих преподавателей системы высшего профессионального образования, а также кандидатов и докторов педагогических наук, работающих в системе среднего и профессионального образования.

  • Научный и научно-педагогический стаж до апреля 2018 года
  • Законодательные изменения после января 2013 и апреля 2018 года
  • Научно-педагогический стаж и досрочное назначение пенсии

Научный и научно-педагогический стаж в аспирантуре до 22 апреля 2018

S Sepp ru.wikipedia.org

До 22 апреля 2018 года правовая основа начисления научно-педагогического стажа в аспирантуре регулировалась «Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации». Согласно ст. 16 данного Положения, «срок подготовки в докторантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы» и ст. 47 «выпускникам аспирантуры время обучения в очной аспирантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы». В трудовой стаж данный период не засчитывается, а, следовательно, не подлежит отражению в трудовой книжке работника.

В данной ситуации следует еще раз обратить на разницу между «научным» и «научно-педагогическим» стажем работы. Так, аспиранты научно-исследовательских институтов, обучавшиеся в очной или заочной аспирантуре при НИИ, соответственно, получали по окончанию «гуманитарной» аспирантуры три (для очников) или четыре (для заочников) года научного стажа. Данный стаж подтверждается справкой об окончании аспирантуры. Этот стаж является необходимым для оформления документов на ученое звание доцента согласно номенклатуре специальностей научных работников. Так, согласно пп. (в) ст. 11 Положения о присвоении ученых званий, претенденты на ученое звание доцента по специальности должны иметь «наличие стажа научной и педагогической деятельности не менее 5 лет в организациях, в том числе не менее 3 лет стажа педагогической работы по научной специальности, указанной в аттестационном деле;».

Выпускникам очных и заочных аспирантур при высших учебных заведениях срок обучения в аспирантуре мог быть зачтён в качестве научно-педагогического стажа при условии получения справки в отделе аспирантуры о совмещении учебы в аспирантуре с педагогической практикой.

Также, c 1998 года и до 2013 года, согласно пп. 46 & 56 «Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ», «ректоры высших учебных заведений должны предоставлять аспирантам, обучающимся по очной форме, по их желанию возможность выполнения Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» с выдачей соответствующего документа». А с сентября 2013 года выпускникам аспирантур, адьюнктур, ординатур и ассистентуры-стажировки выдаются дипломы о прохождении программ подготовки кадров высшей квалификации.

Согласно пункту 47 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814 (утратило силу 22 апреля 2018 года — прим. Hulio) действующего в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации об образовании и государственной научной аттестации, выпускникам аспирантуры время обучения в очной аспирантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы.
Источник: старый сайт ВАК URL: http://arhvak.minobrnauki.gov.ru/275

Выпускникам аспирантур до апреля 2018 года не будет засчитываться научно-педагогический стаж при подаче документов на доцента — так считает проректор СПбГУ по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев в ответе на поступивший вопрос:

Приказом Минобразования России от 27.03.1998 № 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» предусматривалось, что выпускникам аспирантуры время обучения в очной аспирантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2017 г. № 1226 данный приказ не подлежит применению. Означает ли это, что период моего обучения в очной аспирантуре СПбГУ в 1995-1998 гг. следует исключить из моего научно-педагогического стажа? Какой документ, актуальный на сегодняшний день, регламентирует понятие «научно-педагогический стаж»?

После регистрации в Минюсте России (10 апреля 2018 г. № 50698) приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2017 г. № 1226 «О признании не подлежащими применению приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. № 814 «Об утверждении положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», приказов Министерства образования Российской Федерации о внесении изменений в указанный приказ, а также о признании утратившими силу приказов Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в указанный приказ» при исчислении научно-педагогического стажа работы период обучения в очной аспирантуре не засчитывается в научно-педагогический стаж, независимо от календарного периода обучения.

Научно-педагогический стаж — это разновидность специального стажа. При этом специальных актов, которые бы системно определяли порядок исчисления такого стажа, нет.

Научный и педагогический стаж в аспирантуре после 22 апреля 2018 года

Как уже было отмечено ранее, правовые нормы «Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» утратили силу 22 апреля 2018 года согласно приказу Минобрнауки России от 18.12.2017 N 1226 «О признании не подлежащими применению приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», приказов Министерства образования Российской Федерации о внесении изменений в указанный приказ, а также о признании утратившими силу приказов Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в указанный приказ”.

Что касается действующих правовых норм, то согласно п.3 пп.2(б) ст.12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (ред. от 1.10.2019), образовательные программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки относятся к основным образовательным программам.

В соотвествии с пп.4-7 п. 1 статьи 33 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ:

4) аспиранты — лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
5) адъюнкты — лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
6) ординаторы — лица, обучающиеся по программам ординатуры;
7) ассистенты-стажеры — лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

Согласно п. 6. ст. 81 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 настоящей статьи, к числу обучающихся относятся адъюнкты, аспиранты …»

Кроме того, согласно п.1 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ:

1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
6) послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
7) послевузовское профессиональное образование в ординатуре — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
8) послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

По окончанию обучения им выдается «документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:
5) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки)» — п.7(5) ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Согласно п.1 ст. 50 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций».

Далее, пп. 21 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ поясняет, что:

21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

Аспиранты также не включены в номенклатуру педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, аспирантура, ординатура, адьюнктура, ассистентура-стажировка являются программами высшего образования, и будучи аспирантом, адъюнктом, ординатором или ассистентом-стажёром, Вы являетесь только учащимся без наличия трудового договора и, соответственно, без стажа педагогической работы или деятельности.

Аспиранты также не могут быть научными работниками, так как «научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Должности научных работников предусматриваются в научных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность» п.1 ст.4. Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ О науке и государственной научно-технической политике, с изменениями и дополнениями от 26 июля 2019 г. Кроме того, аспиранты не включены ни в один из перечней научных работников. Таким образом, за время обучения по программам последипломного образования в аспирантуре, у аспирантов также отсутствует научный стаж.

Научно-педагогический стаж и досрочное назначение пенсии

Преподаватели с ученой степенью, трудоустроенные в системе дошкольного, среднего и профессионального образования, должны учесть, что научно-педагогический стаж не даёт право на досрочное получение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях. При подсчете педагогического стажа, дающего право на назначение льготной пенсии «по выслуге лет» следует руководствоваться абз. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01 декабря 2007 N 312-ФЗ), согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста «лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста».

В пункте 13 Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» (с изменениями и дополнениями от 26 мая 2009 г.) содержится подробный перечень таких учреждений:

12. Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
13. В стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет):
общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы);
гимназия;
межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат);
школа-интернат;
детский сад;
ясли-сад (сад-ясли);
детские ясли;
техникум;
колледж;
училище;
лицей.

Размещено 5.08.2013, обновлено 7.11.2019

Общий педагогический стаж это

Естественно, сама методика расчета обязательного стажа и установления ежемесячных социальных выплат пенсионерам также подвергнется значительным изменениям.

На текущий 2017 год, согласно порядку начисления льготных пенсий в связи с наличием педагогического стажа, подобное право предоставляется лицам, которые отработали не менее 25 лет на должностях, связанных с образованием. Подробнее о льготном стаже — читать тут.

Справки должны содержать данные о наименовании ОУ, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.

В случае утраты документов о стаже педагогической работы указанный стаж может быть установлен на основании справок с прежних мест работы или на основании письменных заявлений двух свидетелей, подписи которых должны быть удостоверены в нотариальном порядке.

Порядок определения стажа педагогической работы

И таких нюансов определения специального педагогического стажа, дающего право на досрочную пенсию, много. Когда суд поможет? Существуют такие ситуации, которые может разрешить только суд.

Важно

Их решение не описывается в действующих нормативных документах, а сотрудники Пенсионного фонда не склонны трактовать эти ситуации в пользу гражданина. Частыми вопросами, которые решаются в суде, являются вопросы тождественности должностей, указанных в трудовой книжке гражданина, претендующего на льготную пенсию, наименованиям в НПА.

Основанием для формального отказа в назначении пенсии также может быть несоответствие наименования учреждения, в котором осуществлял трудовую деятельность педагог, наименованию, указанному в списке учреждений. Побороться, скорее всего, придется и в том случае, если работа педагога проходила в учреждениях с совместным обучением детей и взрослых граждан (старше 18 лет), т.
к.

Как считать педагогический стаж?

В стаж педагогической работы засчитывается: — педагогическая, руководящая и методическая работа в образовательных и других учреждениях согласно приложению 1 к настоящим Рекомендациям; — время работы в других учреждениях и организациях, службы в Вооруженных Силах СССР и РФ, обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования — в порядке, предусмотренном приложением 2 к настоящим Рекомендациям. Под педагогической деятельностью, которая учитывается при применении пункта 2 приложения 2 к настоящим Рекомендациям, понимается работа в образовательных и других учреждениях, предусмотренных в приложении 1 к настоящим Рекомендациям.

Какие должности входят в педстаж для пенсии по выслуге лет?

Последние изменения: январь, 2019 года

Педстаж для пенсии по выслуге лет зависит от нескольких факторов: суммарный объем трудочасов за год, свидетельствующий о выполненной нагрузке, наличие особых наград или ученой степени, место ведения деятельности и прочие.

Текущие привилегии при расчете стажевого показателя продолжат действовать только до 2030 года, после чего работники сферы образования смогут претендовать на пенсионное содержание исходя из общеустановленного алгоритма.

Список профессий и учреждений, которые принимаются к учету при определении педстажа

Законодательные требования, касающиеся порядка определения педстажа, выступающего основанием для назначения пенсии по выслуге лет таковы, что управомоченное лицо (претендент) обязан подтвердить причастность к одной из выделенного перечня профессий. Также в указанном аспекте должно быть соблюдено еще одно условие – к организации, в которой велась учебная/преподавательская деятельность.

В списке профессий, позволяющих получить педагогический стаж, с привязкой к организации числятся:

  1. Учреждения образовательного, социального, лечебного характера (школы, санатории, детские дома) в которых претендент выполнял функцию:
  • Методиста;
  • Воспитателя-методиста;
  • Учителя;
  • Музыкального руководителя;
  • Экскурсовода/гида;
  • Директора;
  • Заместителя директора;
  • Заместителя по учебной части или иного обособленного направления, действующего в рамках локальных актов учреждения;
  • Психолога;
  • Руководителя по физическому воспитанию;
  1. Учреждения, осуществляющие подготовку высших профессиональных кадров по направлению специалитет, магистратура (ВУЗы):
  • Преподаватели;
  • Профессоры;
  1. Учреждения, в том числе и методические, осуществляющие работы/услуги по повышению квалификации (принадлежность к ведомству не имеет значения):
  • Ректор;
  • Директор;
  • Заместитель ректора, директора;
  • Преподавательский состав;
  • Методист;
  • Заведующий кафедрой, лабораторией или сектором;
  1. Военные учреждения, обеспечивающие программу образования для выпуска специалистов высшего и среднего звена:
  • Профессора;
  • Преподаватели;
  1. Бюро и подразделения по повышению квалификации и обучению техническим профессиям; отделы кадров, основанные в различных организациях:
  • Руководители структурного подразделения;
  • Методист;
  • Преподавательский состав;
  • Состав инструкторов;

  1. Учреждения, выступающие в качестве управлений и руководств в образовательной сфере (за исключением должностей, выполняющих образовательную функцию в сфере снабжения, строительства, хозяйственной и финансовой деятельности):
  • Руководитель учреждения;
  • Инспектор;
  • Инструктор;
  1. Учреждения, отнесенные к сфере РОСТО и гражданской авиации:
  • Руководители учреждений;
  • Руководители структурных подразделений;
  • Инструктор;
  • Мастер;
  1. Учреждения, выполняющие функцию исправительных (вне зависимости от возраста лиц, с которыми осуществляется работа – как несовершеннолетние дети, так и достигшие возраста полной дееспособности):
  • Начальник группы;
  • Заведующие учебной частью (при условии, что у него имеется образование педагога);
  • Мастер;
  • Методист;
  • Обучающий инспектор;
  1. Учреждения организационной и детской культурной направленности (общежитие, жилищные комплексы):
  • Воспитатель;
  • Психолог;
  • Инструктор.

Особенности расчета педстажа:

Существует ряд особенностей, которые необходимо принять к сведению при исчислении педагогического стажа для выхода на пенсию, в частности:

  1. Начало 2000 года было ознаменовано новым порядком расчета образовательного стажа. Алгоритм исчисления был привязан к суммарному объему часов, отработанных претендентом:
  • 240 часов – минимальный годовой показатель трудочасов;
  • 6 часов – минимальный показатель часов в течение рабочей недели;
  1. Претенденты на досрочную пенсию, ранее трудившиеся в образовательных учреждениях, выпускающих студентов среднего профессионального звена должны иметь более высокий показатель годовой нормы выработки – от 360 часов;
  2. Определены должности, расчет педагогического стажа которых осуществляется без привязки к минимально допустимому количеству часов:
  • Учителя начальной школы (классов);
  • Специалисты, осуществляющие трудовую деятельность в сельской местности;

Дополнительные факторы, влияющие на возможность получения государственного пенсионного обеспечения работником образовательной сферы:

  1. Международная классификация (категория), присвоенная учителю;
  2. Наличие наград и особых отметок за достижения/работу в образовательной сфере;
  3. Наличие ученой степени;
  4. Ведение образовательной деятельности на территориях с тяжелыми климатическими условиями;
  5. Соответствие минимальным пределам пенсионного коэффициента:
  • В текущем (2019 году) значение кратно 13,8 единицам;
  • Ежегодно показатель будет увеличиваться в пропорции 2,4;
  • Методика повышения значения будет проводиться вплоть до достижения максимальной величины – 30 единиц (до 2025 года).

Вышеназванные особенности расчета педстажа останутся актуальными только до 2030 года. С начала указанного года к лицам, осуществляющим образовательную деятельность или работающим в таком направлении будут применяться базовые (общие) условия расчета.

Льготный стаж и категории трудовых/нетрудовых периодов

Лица, обладающие педагогическим стажем, длительность которого не менее 25 лет, могут претендовать на льготную пенсию, при условии, что таковой был получен при занятии должности, связанной с образованием.

Выделяют категории трудовых/нетрудовых периодов, которые входят в объем педагогического стажа, в том числе:

  • Период пребывания в ежегодном оплачиваемом отпуске;
  • Период, в течение которого лицо пребывает в отпуске по уходу за малолетним ребенком (до 3-х лет);
  • Периоды временной утраты трудоспособности, ввиду:
  1. Болезни;
  2. Травмы;
  3. Беременности/родов;
  4. Обеспечения ухода за болеющим воспитанником/родственником;
  • Период осуществления трудовой деятельности, отвечающий условиям о нормах часов.

Работники образования– лица (индивиды), осуществляющие определенного рода или вида деятельность, прямо (непосредственно) или опосредованно связанную с реализацией целей и задач образования (обучения и воспитания). К прямой деятельности можно отнести педагогическую деятельность, осуществляемую педагогическими работниками (учителями, воспитателями, преподавателями учреждений профессионального образования), т.е. деятельность, непосредственно связанная с обучением и воспитанием обучающихся (воспитанников). Все остальные виды деятельности связаны с обеспечением педагогической деятельности: управленческая, организаторская, кадровая, финансово-экономическая деятельности, деятельность по материально-техническому и социальному обеспечению образовательного и воспитательного процесса и т.д.

Такое разделение прямой и опосредованной деятельности в области образования носит, как уже ранее отмечалось, достаточно условный характер, поскольку осуществление той же педагогической деятельности невозможна в современных условиях без обеспечивающих видов деятельности. Тем не менее, все же именно педагогическая деятельность и, соответственно, педагогические работники являются, вновь подчеркнем, смысловым, а потому центральным элементом всей образовательной системы.

Классификация работников образования может проводиться по самым разным основаниям. Наиболее распространенным является разграничение категорий работников повидам осуществляемой ими профессиональной деятельности.С этим критерием органично связан и критерийдолжностных обязанностей и функциональных обязанностей работников. Всоответствии с этими основаниями выделяются такие группы (категории) работников образования:

а) педагогические работники;

б) научные работники;

в) административно-управленческий персонал;

в) учебно-вспомогательный персонал;

г) технический персонал.

При этом речь идет об основной их профессиональной деятельности, поскольку на практике обычно происходит совмещение нескольких видов деятельности: директор школы, как правило, преподает один или несколько предметов, зав. кафедрой вуза, будучи представителем административно-управленческого персонала практически в обязательном порядке читает один-два курса лекций, научной деятельностью также обязаны заниматься все преподаватели высшего учебного заведения и т.д. Тем не менее, «принадлежность» конкретного работника к той или иной группе определяется по их основной должности.

В каждой из названных групп происходит естественная и законодательная дифференциация работников по различным критериям (стаж работы, уровень образования, тип и вид образовательного учреждения, требования к конкретной должности и др.). Так, педагогические работники, могут быть сгруппированы в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, в котором они профессионально осуществляют свою педагогическую деятельность: работники дошкольных учреждений, работники учреждений общего образования, учреждений профессионального образования и т.д. Административно-управленческий персонал также неоднороден: высший управленческий персонал (директор школы и завучи; ректор и проректоры вуза) средний персонал (начальники служб подразделений вуза) и т.д.

Исходяиз закономерно обусловленного приоритета педагогической деятельностив любом образовательном учреждении, что, к сожалению, не всегда признается, в дальнейшем рассматриваются главным образом именно эта категория работников образовательной сферы, т.е. работников, занимающих должность педагогических работников и ведущих педагогическую (научно-педагогическую) деятельность в образовательном учреждении определенного типа и вида.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *