Сколько зарабатывает библиотекарь

В соответствии с сегодняшними реалиями книжные учреждения на территории Российской Федерации активно не поддерживаются ни правительством, ни массовой общественностью. Развитие технологических процессов приводит к тому, что население попросту не заинтересовано в использовании бумажных носителей для получения необходимой информации.

Несмотря на данную статистику, всего по стране находится около 13 000 библиотек. Немалая часть относится к образовательным учреждениям, будь то школа или высшее учебное заведение. Каждое из них требует немалых вложений со стороны государства, ведь никакой коммерческой выгоды библиотеки не несут.

Заработные платы специалистов, ответственных за обеспечение функционирования подобных объектов, также определяются бюджетными вложениями. Однако их доходы не дотягивают до средних по региону, несмотря на заверение президента о необходимости повышения зарплаты работникам бюджетной сферы.

И все же правительство всячески пытается добиться выполнения майских указов, даже в ситуации с отсутствием достаточного финансирования. Но при текущих обстоятельствах библиотекарям не стоит рассчитывать на значительное повышение заработной платы. Максимум, который они смогут получить – это плановая индексация в соответствии с показателями прогнозируемой инфляции.

Оклад педагога-библиотекаря

Денежное вознаграждение библиотекаря за выполнение должностных обязанностей формируется из следующих позиций:

  1. Фиксированный оклад – определяется с учетом подтвержденной квалификации сотрудника бюджетной сферы, выслуги лет, а также занимаемой должности. Его величина обычно не превышает 40% от всей суммы заработной платы.
  2. Компенсационные выплаты за отработку часов сверх предусмотренной нормы, трудовую деятельность во вредных условиях, работу в экстремальной обстановке. Значение данной категории также зависит от немалого количества факторов, но при стандартных обстоятельствах прибавляет в среднем 15% к зарплате.
  3. Стимулирующие выплаты, которые были введены сравнительно недавно. Для их получения придется добиться конкретных показателей эффективности. При положительных результатах величина надбавки может достигать 40% от суммы заработной платы. Однако лишиться ее очень просто, так как зачастую бюджетные учреждения функционируют в условиях недостаточного финансирования.

Даже при получении всех предусмотренных выплат доход библиотекаря нельзя назвать чем-то приличным, особенно в современных тенденциях.

Сколько в среднем зарабатывают

Средняя заработная плата в первую очередь определяется региональными особенностями. Если брать приблизительные значения по всей Российской Федерации, то можно установить, что библиотекарь получает 13 000 — 14 000 рублей.

В Москве и Санкт-Петербурге

Очевидно, что заработная плата в Москве и Санкт-Петербурге должна быть явно выше, чем в других субъектах страны. Но даже в этих городах средний библиотекарь получает не более 27 000 рублей, что считается проживанием на грани бедности.

В регионах

В провинциальных субъектах тоже не все столь однозначно. К примеру, доход библиотекаря в Оренбургской области и на Дальнем Востоке может значительно различаться. Это, опять же, обусловлено экономическими особенностями.

Но все же можно сделать вполне реальный вывод: в большей части южных и европейских регионах заработная плата специалиста находится в диапазоне от 12 000 до 15 000 рублей. Для жителей северных областей и местностей на Дальнем Востоке зарплата составляет 20 000 — 25 000 рублей.

В сельской местности

Несмотря на вывод, в соответствии с которым можно судить о низкой заработной плате библиотекаря, специалисты в сельской местности получают еще меньше. Не редкость, когда они вынуждены довольствоваться значениями ниже официального прожиточного минимума, хотя такие доходы попросту недопустимы по закону.

Подобная ситуация сложилась с учетом двух значимых факторов. Первый – ограниченное финансирование сельских книжных учреждений. Второй – физическое устаревание книжного фонда.

В текущих условиях заработная плата сельских библиотекарей не превышает 10 000 — 11 000 рублей. Как итог: в планах правительственных ведомств намечается явный вектор по закрытию большого количества библиотек в провинциальных районах ввиду их низкой востребованности среди населения.

Ведущий библиотекарь

Специалист становится ведущим библиотекарем, если он проработал не менее 9 лет в данной сфере, пройдя нулевую, первую и вторую категорию. Несмотря на значительный стаж, рассчитывать на весомую прибавку к заработной плате не стоит. В сравнении со средней суммой вознаграждения за труд обычного библиотекаря, ведущий дополнительно получает от 4000 до 5000 рублей.

Помощник библиотекаря

Помощник библиотекаря редко работает на полную ставку – зачастую объем финансирования данной категории очень ограничен. Поэтому в большинстве случаев заработная плата составляет 5000 — 6000 рублей за половину ставки. При полном рабочем днем зарплата составляет порядка 10 000 — 11 000 рублей.

В школе

Школьный библиотекарь — все менее значимая профессия, которая оплачивается в пределах 11 000 — 12 000 рублей, что для провинциальных городов считается вполне нормальной заработной платой, так как в сельской местности зарплата еще меньше.

В вузе

Один из наиболее оптимальных вариантов для библиотекаря – устроиться в ВУЗе. Доход в такой ситуации во многом определяется с учетом престижа учреждения и его финансирования, но в среднем специалист может рассчитывать на 16 000 — 17 000 рублей за месяц.

Суть профессии «библиотекарь» подробно представлена на видео.

Работа библиотекарем: преимущества

Многие считают, что библиотекарь это профессия скучная, неперспективная и неинтересная. Мол, в библиотеку ходят одни только пенсионеры, а самим библиотекарям платят копейки. На самом деле это всего лишь стереотип. Зародился он в 1980-1990-е годы и тогда действительно во многом был справедлив. Сначала упадок советской плановой экономики и застой в культурной сфере сделали профессию библиотекаря непрестижной и скучной. Затем в 1990-е годы эта сфера буквально выживала благодаря гуманитарной помощи.

Однако сегодня подход к финансированию библиотек изменился, их постарались сделать модным местом, куда приходит молодежь. У библиотек появились новые функции. Теперь это не просто место, где хранятся книги, но своего рода центры общественной жизни, в которых проводятся различные культурные мероприятия – лекции, семинары, мастер-классы в самых разных сферах. То есть библиотеки выполняют заодно функции центров общения, что очень важно в современном мегаполисе. Сюда приходит и молодежь, и люди постарше, так что, по крайней мере, профессия библиотекаря стала более творческой.

Разновидности профессии

  • Школьный библиотекарь
  • Библиотекарь педагог
  • Библиотекарь библиограф
  • Помощник библиотекаря
  • Сельский библиотекарь
  • Библиотекарь ВУЗа

Профессия – библиотекарь

От чего зависит зарплата библиотекарей в России

Следует отметить, что уровень зарплаты библиотекаря во многом зависит от того, в какой именно библиотеке он работает. Понятно, что если речь идет о, например, Всероссийской библиотеке иностранной литературы или других учреждениях федерального уровня, то зарплата библиотекарей здесь выше – как минимум они получают 30-35 тысяч рублей в месяц, но могут получать и больше – до 55 тысяч рублей. Все дело в том, что библиотеки имеют право получать внебюджетные доходы. Например, это средства, полученные за сканирование редких изданий, или за такую услугу как подбор литературы для научной работы читателя. Кроме того, библиотеки могут продавать списанные книги, также получая дополнительный доход.

Также плата с читателей может взиматься за другие полиграфические услуги, за проведения обучающих семинаров и т.д.

Но сотрудники школьных библиотек зарабатывают гораздо меньше – в среднем по стране их ежемесячный заработок составляет 15-18 тысяч рублей. Дело в том, что они ограничены в своих возможностях. Здесь практически нет внебюджетных доходов, как нет и источника повышения зарплаты.

Есть ли способы повышения дохода?

Разумеется, даже в школьной библиотеке у сотрудников есть шансы на повышение зарплаты. Этого можно добиться, если окончить курсы повышения квалификации и сдать экзамен для получения следующей категории. Но нужно понимать, что за обучение придется платить самостоятельно. В некоторых случаях такие расходы берет на себя само учреждение, но это бывает не так часто.

С 2011 года в России была введена профессия педагога-библиотекаря, она также дает возможность получать более высокую зарплату. Например, если в Санкт-Петербурге у рядового сотрудника зарплата 20 тысяч рублей, то у педагога библиотекаря – до 26 тысяч рублей. Однако для того, чтобы занимать эту должность, нужно иметь высшее педагогическое образование, в то время как в остальных случаях подойдет любое высшее гуманитарное. Кроме того, у педагога-библиотекаря нагрузка значительно выше. Ведь он должен участвовать в школьном образовательном процессе, вести литературный кружок, устраивать соответствующие мероприятия.

Во-вторых, со временем каждый библиотекарь начинает получать надбавку за выслугу лет, так же, как и другие госслужащие и работники бюджетной сферы.

В-третьих, надбавку получают те библиотекари, которые работают с книжным или архивным фондом, в котором в расчете на одного сотрудника приходится более 1 тысячи единиц хранения.

Также библиотекари могут получать компенсационные надбавки. В данном случае речь идет о том, что работа в выходные и праздничные дни оплачивается вдвойне, то есть добавляется еще 100% почасового оклада за каждый час, отработанный сверхурочно.

Примеры вакансий в интернете

Статистика зарплат

Библиотекарей относят к разряду государственных служащих. Они попадают в программу планового увеличения зарплат по проекту, старт которому дали в 2012. Задача проекта – увеличение доходной части. Практика показывает иное:

  • первая половина 2015 – заработок библиотекаря 16000- 19000 руб.;
  • сентябрь этого же года – резкое снижение дохода до 12 тыс. р.;
  • октябрь 2015 – март 2016 – уровень зарплаты повышается, затем понижается.

Индексация происходила поэтапно. Максимальных показателей достигли в начальном периоде. По итогам 2016 работники библиотечной системы получили на 20% больше, чем в предыдущем периоде. Дополнительно осуществлялись надбавки из местных бюджетов.

Лучшие результаты индексации зарплат зафиксированы в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде.

Статистика оплаты труда библиотекарей по России представлена в таблице.

Регион Заработная плата (руб./ежемесячно)
Москва 21750
Камчатка 35114
Томская область 18000
Хабаровский край 17000
Новосибирск 15000

От чего зависит оплата труда библиотекаря

Уровень заработка сотрудника напрямую зависит от образования, опыта, финансирования учреждения. Школьный библиотекарь зарабатывает немного меньше остальных. Это объясняется тем, что они ограничены в возможностях оказывать платные услуги пользователям. Для увеличения окладов введена должность «педагог-библиотекарь в школе». Получить ее могут специалисты с соответствующим образованием.

Зарплата сельских библиотекарей намного ниже сотрудников городских учреждений. Зачастую она бывает ниже установленного прожиточного минимума. Правительство планирует закрыть часть библиотек в сельской местности из-за малой востребованности у населения.

Повышение зарплаты библиотекарей в 2020-21 гг.

Вопрос увеличения зарплаты библиотекарей остается актуальным. Новости по правительственной программе работников бюджетной системы активно обсуждают на интернет-форумах. Государство не располагает свободными средствами, потому вопрос остается открытым.

Повышение заработной платы в 2020-21 гг. сотрудникам библиотечной системы не предусмотрено.

Действие программы планового увеличения заработка временно приостановлено. Работникам библиотек предлагают повысить свою квалификацию. Организованы курсы, обучение по которым дистанционное:

  • модернизация, маркетинг, стратегическое планирование в культурно-досуговой деятельности;
  • информационно-коммуникативная технология библиотечной среды;
  • особенности работы с различными категориями пользователей;
  • современные подходы к управлению.

После 108 часов образовательного процесса выдают сертификат установленного образца.

Курс «Библиотечно-педагогическая деятельность» реализуется заочно с применением дистанционных технологий. Продолжительность – 3 месяца. После успешного прохождения контрольного тестирования выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Специальность библиотекаря интересна, увлекательна: каждый день насыщен новизной. Сотрудник книжного хранилища владеет техническими навыками, актерским мастерством, дизайнерскими качествами. Библиотекарь – хранитель островка спокойствия и тишины.

Востребованность профессии

Библиотекарь в текущих условиях считается крайне низко востребованной профессией. Распространение интернета, с помощью которого можно получить необходимую информацию сразу, где допустимо скачать нужные книги, позволяет избавиться от необходимости существования книжных учреждений.

И все же библиотеки должны быть сохранены в высших учебных заведениях, так как далеко не все сведения можно получить в интернете бесплатно. Многие рукописи и редкие экземпляры хранятся исключительно в бумажном варианте.

Легко ли попасть на должность

Чтобы стать библиотекарем, необходимо соответствовать определенным требованиям:

  • высшее образование – предпочтение отдается кандидатам с педагогическим образованием;
  • минимум управленческих навыков;
  • характеристики, которые помогут в работе: усидчивость, внимательность и доброжелательность.

В целом же, стать библиотекарем может почти любой человек – на такие должности стремятся крайне мало людей, поэтому конкуренция низкая, и выбора у работодателя зачастую попросту нет.

Заработная плата за рубежом

Если обратить внимание на доход библиотекаря за границей, то можно выделить следующие суммы:

  • Казахстан – около 11 000 рублей;
  • Украина – примерно 9000 рублей;
  • Белоруссия – в среднем 12 000 рублей.

Что касается стран дальнего зарубежья, то и у них такие специалисты не получают большую зарплату. Это тихая и спокойная профессия, которая оплачивается в большинстве случаев по минимуму.

Поэтому не редкость, когда сотрудники книжных учреждений вынуждены предоставлять дополнительные услуги для получения большего заработка путем:

  • продажи абонементов;
  • внедрения платных полиграфических функций;
  • проведения в библиотеке оплачиваемых семинаров.

Сформировавшиеся на данный момент тенденции не предполагают стремительного повышения заработной платы библиотекарей. Вероятнее всего, начнется постепенный отказ от данной профессии. Как итог – она сохранится лишь в учебных учреждениях и в крупных библиотеках или заведениях, признанных культурным наследием.

Подробное интервью об библиотеках и престиже профессии библиотекаря представлено ниже.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЕДИНЫЙ

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ,

РАЗДЕЛ «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

от 31 мая 2011 г. № 448н,

зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г. № 21240

Внести изменение в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников об­разования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г. № 18638), согласно приложению.

Министр Т.А. ГОЛИКОВА

Вестник образования России.- 2011.- № 15.- С.66

Приложение

ИЗМЕНЕНИЕ,

вносимое в Единый квалификационный справочник должностей

руководителей, специалистов и служащих,

раздел «Квалификационные характеристики должностей

работников образования»

Раздел III «Должности педагогических работников» дополнить после квалификационной характеристики должности «Тьютор» ква­лификационной характеристикой должности «Педагог-библиотекарь», изложив ее в следующей редакции:

«Педагог-библиотекарь*

Должностные обязанности.

Участвует в реализации основной об­разовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федераль­ными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устой­чивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополни­тельное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информа­ционной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тема­тических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, ис­пользуя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных ин­тересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образо­вательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реа­лизации различных образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организа­ции и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и про­ведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда об­разовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образователь­ной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; методику проведения инди­видуальных бесед, формы и методы проведения конференций, вы­ставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, Школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности; совре­менные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную дея­тельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использова­ния мультимедийного оборудования и ведения электронного доку­ментооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреж­дения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов; еди­ную общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок составления отчетности о работе библиотеки; прави­ла внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педа­гогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы».

* Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»

Дополнительная информация:

500 шляп школьного библиотекаря // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2017. — № 1. — С. 22-63. — Блог педагога-библиотекаря.

Тихомирова, И. И. Размышления о стандарте, Всемирном форуме IASL и миссии РШБА / И. И. Тихомирова // Школ. б-ка. — 2014. — № 5.- С. 22-25.

Соколов, А. В. Педагог — библиотекарь и библиотечная педагогика / А. В. Соколов // Школ. б-ка. — 2013. — № 9-10. — С. 39-45.

Погорелова, Т. Педагог-библиотекарь. Есть ли новые права? / Т. Погорелова // Учит. газ. — 2013. — 10 сент. (№ 37). — С. 21.

Должностная инструкция педагога-библиотекаря // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2013. — № 2. — С. 9-12. — Опыт Псковской области.

Тихомирова, И. И. Культуротворческая деятельность педагога-библиотекаря / И. И. Тихомирова // Школ. б-ка. — 2013. — № 4. — С. 20-25.

Иванова, Е. В. Педагог-библиотекарь : дороги, которые мы выбираем / Е. В. Иванова // Б-ка в шк.: Первое сент. — 2012. — № 11. — С. 13-15 .

Тихомирова, И. И. Размышления о стандарте, Всемирном форуме IASL и миссии РШБА / И. И. Тихомирова // Школ. б-ка. — 2014. — № 5.- С. 22-25.

500 шляп школьного библиотекаря // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2017. — № 1. — С. 22-63. — Блог педагога-библиотекаря.

Сумбембаева, Ш. К. Обучай. Мотивируй. Вдохновляй / Ш. К. Сумбембаева // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2019. — № 6. — С. 32-37.

Назад в раздел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *