Санитарно-защитная зона железной дороги

Охранная зона железной дороги – синонимический термин, используемый для обозначения законодательно зафиксированного параметра норм СНиП (СП), определяющего, сколько метров по нормативу должно быть в отступе от рельсов, железнодорожного полотна или проходящего ЖД состава. В терминологии есть несколько обозначений необходимого отступа – санитарно-защитный разрыв, полоса отвода от железнодорожного полотна и просто охранная зона ЖД путей.

Вечером

Необходимость ограничений

Внешняя схожесть понятий, связанных с охранной территорией железной дороги, привела к распространенному заблуждению о существовании единого норматива удаленности от железнодорожных путей.

В городе

Однако в реальности есть определенные расхождения в понятии охранной территории, обусловленные местом дислокации, количеством путей, необходимостью предотвращения потенциальных рисков.

Охранная зона железнодорожных путей, в любом обозначении, употребляемом в нормативных документах, – не что иное, как необходимые меры предосторожности. Они предпринимаются для беспроблемного параллельного существования специфического железнодорожного транспорта, сооружений и построек для его функционирования с другими зданиями и зонами, необходимыми человеку.

В таблице ниже можно увидеть, каким должно быть расстояние от различных объектов согласно нормам.

Постройки Расстояние от ж/д
Забор, дом, гараж Не менее 100 м
Автомобильные дороги, стоянки автомобилей, склады и учреждения коммунально-бытового назначения, садовые участки Не менее 50 м

Практика установления таких охранных зон на железной дороге – распространенное явление в правовом поле любого цивилизованного государства.

Ее необходимость доказана многолетним опытом, демонстрирующим вопиющие факты антропогенного воздействия на сооружения и оборудование охранной железнодорожной зоны, разрушения в результате техногенных катастроф или природных, климатических явлений и процессов.

В лесу

Необходимость фиксации охранных территорий железной дороги неоднократно приводила к появлению соответствующих статей в кодексах и федеральных законах. Наглядный пример тому – Земельный кодекс РФ.

Последняя попытка, предпринятая в 2018 г., была проделана для закрепления за арендаторами или собственниками земельных наделов в районе железной дороги. Речь идет о правообладании земельным участком, по которому проходит защитная (охранная) зона сооружения или оборудования, включенного в реестр объектов, для которых подобная мера является насущной потребностью.

Подобные шаги были предприняты и ранее. В частности, в соответствующей статье Земельного кодекса (касаемо железной дороги), в Приказе от 30.08.2013, в специально разработанных правилах и нормах от специалистов различного профиля.

Около деревни

Рассмотрим наиболее важные из них:

  1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СанПиН 2.5.083-96 служат основанием для определения уровня загрязненности воздуха в охранной зоне прохождения паровоза или соблюдения санитарных требований к практической эксплуатации путей вагонов и других составляющих поезда. Есть нормы освещенности, вентиляции, обеспыливания, противоэпидемиологической защиты, нагревания и охлаждения, количества постельного белья и прочего.
  2. Приказ Министерства транспорта России № 126 в 2008 г. был издан для утверждения определенных норм отвода железных дорог и установления на РЖД специальных охранных зон для каждого типа участков. Примерно такие же нормативы действуют в странах СНГ. Например, в Республике Беларусь и Казахстане.
  3. СНиП 2.07.01-89, сейчас рассматриваемый как СП 42.13330.2011. Редакция старого советского СНиП, неоднократно переработанного и дополненного в соответствии с современными реалиями, определяет нормы расстояний от железной дороги в населенных пунктах. Целью его разработки было обеспечение двух важных направлений – безопасности людей и зданий и защиты сооружений и железнодорожных составов, находящихся в охранной зоне. Для актуализированной редакции СНиП (СП) был применен практический опыт европейских сетей, ФЗ № 261 «Об энергосбережении» и ФЗ № 123 «О противопожарных мерах безопасности».

Расстояние между осями путей согласно нормам

Единого специального норматива для всех охранных зон и мест прохождения поезда не существует. Он рассчитывается при проектировании железнодорожных сетей и линий.

Сколько метров должно быть в каждую сторону от железной дороги, решается в соответствии с рельефом местности, территорией населенного пункта или сельхозугодий, охранных зон специального назначения. Имеет значение и стоимость отчуждаемого участка, а также категория железной дороги и многое другое.

Порядок установления полосы отвода

Строительство и эксплуатация специальных путей для распространенного и популярного вида железнодорожного транспорта (даже при проектировании на карте) подразумевает соблюдение установленных правил для охранных мест.

На заметку

Главное из них – определение специальных территорий в виде земельных участков. К ним относятся не только полосы, по которым проходят шпалы и рельсы, непосредственно предназначенные для прохождения поезда.

Согласно отдельному решению, принимаемому Правительством РФ, для утверждения необходимо согласование с действующим законодательством, СНиП, разработанным для обеспечения сохранности сооружений и жилья в городе или другом населенном пункте, ПБ движения, правил противопожарной безопасности и Земельным кодексом.

С недавнего времени такое решение принимается не только на основании проектно-сметной документации. Также учитывают и новые положения об установлении собственности на охранные участки, находящиеся в пользовании собственника – поставщика определенных услуг или ресурсов.

Нормативная ширина полосы отвода

К железнодорожным полосам отвода относятся:

  • охранные участки непосредственного дислоцирования железнодорожных путей и наделы, прилегающие к таким разветвленным или одиночным сетям;
  • земельные наделы для станций, водоотвода, укрепления, энергоснабжения, а также объектов, необходимых для обеспечения отстоя, перемещения грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ, складирования, предоставления услуг, предусмотренных функциями;
  • сколько метров составляет полоса отвода железной дороги, может определять наличие защитных лесополос, укрепительных устройств, специальных сооружений для преодоления сложного рельефа;
  • сокращение подобной полосы при наличии дополнительных мер безопасности допустимо при прохождении через ценные сельскохозяйственные охранные зоны или территории, имеющие важное культурно-историческое значение и охраняемые соответствующими законами.

Определение

Тонкости

Несмотря на внешнюю схожесть понятий «полоса отвода железной дороги» и «санитарная зона железной дороги», которые подменяют друг друга у некомпетентных информаторов, в специальных источниках у охранных зон есть конкретные различия. Полоса отвода железной дороги устанавливается проектно-сметной документацией и утверждается на правительственном уровне.

Задача проектировщиков зон отвода железной дороги перед началом строительно-монтажных работ – предусмотреть все законодательно обусловленные требования и не нарушать их. Следует рассмотреть все необходимые железнодорожные сооружения – от отстойников и путей сообщения железной дороги до переездов, станций и сетей, обеспечивающих снабжение.

Охранно-защитная территория железной дороги устанавливается для обеспечения двусторонней безопасности. А именно: самой дороги и объектов, размещенных по обе стороны.

Схема с размерами железнодорожной колеи

В первом случае обеспечиваются права собственника (например, РЖД). Во втором – расстояние в каждую сторону, регламентированное СанПиН, СНиП, местными постановлениями (как, например, в Москве и Санкт-Петербурге), СП и правилами противопожарной безопасности.

Сокращение санитарно-защитной зоны железной дороги допустимо при соблюдении специальных мер, а также при наличии сооружений, предусмотренных в нормативных документах. Это зоны зеленых насаждений, предохранительные устройства необщего характера.

Нормы удаленности

Строительные нормы действуют в соответствии с градацией проектируемого объекта по типу потенциально возможных рисков и опасностей. В этой классификации железная дорога относится к 4 классу. Он представляет наиболее вероятные неприятности в силу своего устройства и условий эксплуатации.

Железнодорожный путь

Отсюда и требование к дистанции до железнодорожных объектов, как основных, так и вспомогательных, – не менее 100 м. В объективной реальности цифра трактуется вариативно. Это можно увидеть на специальных форумах, обсуждающих насущные проблемы строительства, размещения производства, жилых домов и зданий специального назначения.

Стоит отметить следующее:

  • норма СЗЗ для рекреационной зоны и специальных учреждений оздоровления и отдыха – не менее 300 метров;
  • удаленность от СНТ и детских учреждений оздоровления и отдыха – не менее 500 м, как и требуемая к исполнению дистанция до общих автомагистралей с интенсивным движением;
  • жилой дом гипотетически можно построить на расстоянии 50 м вместо положенной 100-метровой отметки, но для этого требуется дополнительная работа по обеспечению противошумовой и противовибрационной защиты, допустимые нормы воздействия указаны в специальных методичках.

Чертеж с нормативными высотами контактных сетей

Даже если железнодорожное полотно проходит по местности в рельефной выемке, ниже уровня зданий, при озеленении санитарной зоны на 50 % и со всеми предусмотренными защитными сооружениями, все равно учитывают определенное ограничение.

Данные при ответе на вопрос о том, на сколько метров необходимо отступить, не могут уменьшаться до цифры, меньшей чем 50 м. Установленные нормы следует строго соблюдать.

В Яндексе не всегда можно отыскать сведения по пунктам 3.3 или 27.5 законодательно-нормативных документов. На них чаще всего ссылаются назойливые консультанты специальных юридических сайтов, рассматривающие железнодорожные охранные зоны.

Собственники участков, подпавших под юрисдикцию железной дороги, как и в других случаях контактного расположения своего земельного надела с санитарно-защитной зоной, могут избежать постоянно совершаемых ошибок.

Около населенного пункта

Для этого достаточно заранее распланировать схему застройки и обратиться за ее утверждением в надзорные органы – комитет по застройке при местных органах самоуправления.

Тем более что последние постановления по застройке земельной собственности предусматривают такой шаг, как обязательное условие последующей законности и отсутствия претензий.

Ни один юрист не может предусмотреть нюансы, учет которых требуется при размещении строений в зонах железных и автомобильных дорог. Ведь для этого требуется знание интенсивности транспортного потока железной дороги, показателей шума, вибрации и загрязненности воздуха.

Подобные замеры делаются компетентными специалистами с помощью предназначенной для этого аппаратуры. Есть и требования ко времени осуществления замеров в различных зонах. Например, в период наиболее интенсивного перемещения грузов и транспортных средств.

В поселке

На разрешение или запрещение может влиять характер грузов, земляной рельеф. В санитарной зоне железной дороги можно строить гаражи, склады, коммунальные и бытовые здания. Но и для этого существуют определенные условия, необходимые к выполнению.

2.5.3.5. Акустическое воздействие железнодорожного транспорта

В настоящее время основными железнодорожными магистралями в городе, по которым осуществляется движение пассажирских и грузовых потоков, являются линия Воронеж – Курск, Воронеж-Лиски-Ростов-на-Дону, Воронеж-Рязань Юго-восточной железной дороги. Железнодорожная линия Воронеж-Курск проходит в левобережной части Воронежа с севера на юг, линия Воронеж-Лиски-Ростов-на-Дону проходит в правобережной части города с востока на запад. Данные магистрали соединяются на севере левобережной части города, на станции Отрожка, откуда железнодорожной сообщение с городом осуществляется по маршруту Воронеж-Рязань.

Железнодорожная ветка маршрута Воронеж – Курск (участки Подклетное-Воронеж1 и Воронеж1-Отрожка) проходит по центральной части города, пересекая территории жилых кварталов, поэтому прилегающие к железнодорожному полотну жилые кварталы в настоящее время испытывают повышенную шумовую нагрузку при движении различных типов поездов по данному направлению. Аналогичная ситуация характерна и для левобережной части города, где железнодорожный маршрут Воронеж-Лиски-Ростов-на-Дону (участок Отрожка-Колодезное), пересекая данную часть города с севера на юг, проходит по жилым кварталам города. Маршрут от станции Отрожка Воронеж-Рязань (участок Отрожка-Тресвятское (Графское)), проходит по территории жилых кварталов северной части, города, а также населенных пунктов Боровое, Сомово, находящихся в пределах городской черты.

Шумовой характеристикой транспортного потока железнодорожных поездов является эквивалентный уровень звука Lа экв, дБА на расстоянии железнодорожного пути в зависимости от средней часовой интенсивности движения пар/час различных видов поездов, за дневной период времени суток. Расчеты уровня шума при движении железнодорожного транспорта, а также расчеты расстояния, на котором соблюдаются допустимые эквивалентные и максимальные уровни звука, на прилегающих к железнодорожным веткам территориям проведен согласно методике приведены в таблицах 2.5.3.4 – 2.5.3.11. Расчеты по определению шумового воздействия железнодорожного транспорта при движении по подъездным путям различных промышленных объектов города не проводились.

Таблица 2.5.3.4

Расчет шума железнодорожного транспорта Подклетное-Воронеж1

Интенсивность движения, N, ед/в час

10*lg N

Скорость движения, км/час

Поправка на скорость, дБА

Длина поезда, м

Поправка на длину поезда, дБА

Тип пути

Поправка на тип пути, дБА

Уровень звука с учетом поправок, дБА

La экв

La мах

Lа экв

Lа мах

Пригородных

3

4,8

40

41,7

57,7

200

0,0

откр стыки, Ж/Б шпалы

2,0

57,5

75,7

Пассажирских

1

0,0

40

20,8

36,8

500

0,0

56,8

75,8

Грузовых

1

0,0

40

20,8

36,8

1200

0,0

63,8

78,8

Уровень звука на расстоянии 25 метров от оси ж/д пути, ближнего к расчетной точке, дБА

65,4

78,8

Таблица 2.5.3.5

Расчет допустимого расстояния, на котором соблюдаются допустимые уровни при движении железнодорожного транспорта Подклетное-Воронеж1

Расстояние от ближайших путей до РТ

235

Снижение эквивалентного шума с расстоянием, дБ

11,9

Поправка, на влияние отраженного звука, дБ

1,5

Эквивалентный уровень звука от потока поездов в РТ, L а экв, дБА

55,0

Расстояние от ближайших путей до РТ

177

Снижение максимального шума пригородных эл/поездов с расстоянием, дБ

12,4

Снижение максимального шума пассажирских поездов с расстоянием, дБ

10,3

Снижение максимального шума грузовых поездов с расстоянием, дБ

10,3

Поправка, на влияние отраженного звука, дБ

1,5

Максимальный уровень звука от пригородных эл/поездов в РТ, L а мах, дБА

64,8

Максимальный уровень звука от пассажирских поездов в РТ, L а мах, дБА

67,0

Максимальный уровень звука от грузовых эл/поездов в РТ, L а мах, дБА

70,0

Максимальный уровень звука в РТ, L а мах, дБА

70,0

Таблица 2.5.3.6

Расчет шума железнодорожного транспорта Воронеж1-Отрожка

Интенсивность движения, N, ед/в час

10*lg N

Скорость движения, км/час

Поправка на скорость, дБА

Длина поезда, м

Поправка на длину поезда, дБА

Тип пути

Поправка на тип пути, дБА

Уровень звука с учетом поправок, дБА

La экв

La мах

Lа экв

Lа мах

Пригородных

3

4,8

40

41,7

57,7

200

0,0

откр стыки, Ж/Б шпалы

2,0

57,5

75,7

Пассажирских

4

6,0

40

20,8

36,8

500

0,0

62,8

75,8

Грузовых

1

0,0

40

20,8

36,8

1200

0,0

63,8

78,8

Уровень звука на расстоянии 25 метров от оси ж/д пути, ближнего к расчетной точке, дБА

66,9

78,8

Таблица 2.5.3.7

Расчет допустимого расстояния, на котором соблюдаются допустимые уровни при движении железнодорожного транспорта Воронеж1-Отрожка

Расстояние от ближайших путей до РТ

300

Снижение эквивалентного шума с расстоянием, дБ

13,4

Поправка, на влияние отраженного звука, дБ

1,5

Эквивалентный уровень звука от потока поездов в РТ, L а экв, дБА

55,0

Расстояние от ближайших путей до РТ

178

Снижение максимального шума пригородных эл/поездов с расстоянием, дБ

12,5

Снижение максимального шума пассажирских поездов с расстоянием, дБ

10,3

Снижение максимального шума грузовых поездов с расстоянием, дБ

10,3

Поправка, на влияние отраженного звука, дБ

1,5

Максимальный уровень звука от пригородных эл/поездов в РТ, L а мах, дБА

64,7

Максимальный уровень звука от пассажирских поездов в РТ, L а мах, дБА

67,0

Максимальный уровень звука от грузовых эл/поездов в РТ, L а мах, дБА

70,0

Максимальный уровень звука в РТ, L а мах, дБА

70,0

Таблица 2.5.3.8

Расчет шума железнодорожного транспорта Отрожка-Тресвятское (Графское)

Интенсивность движения, N, ед/в час

10*lg N

Скорость движения, км/час

Поправка на скорость, дБА

Длина поезда, м

Поправка на длину поезда, дБА

Тип пути

Поправка на тип пути, дБА

Уровень звука с учетом поправок, дБА

La экв

La мах

Lа экв

Lа мах

Пригородных

3

4,8

40

41,7

57,7

200

0,0

откр стыки, Ж/Б шпалы

2,0

57,5

75,7

Пассажирских

2

3,0

40

20,8

36,8

500

0,0

59,8

75,8

Грузовых

4

6,0

40

20,8

36,8

1200

0,0

69,8

78,8

Уровень звука на расстоянии 25 метров от оси ж/д пути, ближнего к расчетной точке, дБА

70,4

78,8

Таблица 2.5.3.9

Расчет допустимого расстояния, на котором соблюдаются допустимые уровни при движении железнодорожного транспорта Отрожка-Тресвятское (Графское)

Расстояние от ближайших путей до РТ

550

Снижение эквивалентного шума с расстоянием, дБ

16,9

Эффективность экранирования шума, дБА

0

Эквивалентный уровень звука от потока поездов в РТ, L а экв, дБА

55,0

Расстояние от ближайших путей до РТ

178

Снижение максимального шума пригородных эл/поездов с расстоянием, дБ

12,5

Снижение максимального шума пассажирских поездов с расстоянием, дБ

10,3

Снижение максимального шума грузовых поездов с расстоянием, дБ

10,3

Поправка, на влияние отраженного звука, дБ

1,5

Максимальный уровень звука от пригородных эл/поездов в РТ, L а мах, дБА

64,7

Максимальный уровень звука от пассажирских поездов в РТ, L а мах, дБА

67,0

Максимальный уровень звука от грузовых эл/поездов в РТ, L а мах, дБА

70,0

Максимальный уровень звука в РТ, L а мах, дБА

70,0

Таблица 2.5.3.10

Расчет шума железнодорожного транспорта Отрожка-Колодезное

Интенсивность движения, N, ед/в час

10*lg N

Скорость движения, км/час

Поправка на скорость, дБА

Длина поезда, м

Поправка на длину поезда, дБА

Тип пути

Поправка на тип пути, дБА

Уровень звука с учетом поправок, дБА

La экв

La мах

Lа экв

Lа мах

Пригородных

3

4,8

40

41,7

57,7

200

0,0

откр стыки, Ж/Б шпалы

2,0

57,5

75,7

Пассажирских

2

3,0

40

20,8

36,8

500

0,0

59,8

75,8

Грузовых

3

4,8

40

20,8

36,8

1200

0,0

68,6

78,8

Уровень звука на расстоянии 25 метров от оси ж/д пути, ближнего к расчетной точке, дБА

69,4

78,8

Таблица 2.5.3.11

Расчет допустимого расстояния, на котором соблюдаются допустимые уровни при движении железнодорожного транспорта Отрожка-Колодезное

Расстояние от ближайших путей до РТ

460

Снижение эквивалентного шума с расстоянием, дБ

15,9

Поправка, на влияние отраженного звука, дБ

1,5

Эквивалентный уровень звука от потока поездов в РТ, L а экв, дБА

55,0

Расстояние от ближайших путей до РТ

178

Снижение максимального шума пригородных эл/поездов с расстоянием, дБ

12,5

Снижение максимального шума пассажирских поездов с расстоянием, дБ

10,3

Снижение максимального шума грузовых поездов с расстоянием, дБ

10,3

Поправка, на влияние отраженного звука, дБ

1,5

Максимальный уровень звука от пригородных эл/поездов в РТ, L а мах, дБА

64,7

Максимальный уровень звука от пассажирских поездов в РТ, L а мах, дБА

67,0

Максимальный уровень звука от грузовых эл/поездов в РТ, L а мах, дБА

70,0

Максимальный уровень звука в РТ, L а мах, дБА

70,0

Акустические расчеты показали, что максимальная зона шумового дискомфорта будет проходить на расстоянии 550 м от железнодорожного полотна Отрожка-Техсвятское (Графское) по показателю эквивалентного уровня шума (рис. 2.5.3.1). Для максимального уровня шума граница зоны для всех участков железной дороги в городе будет меньше, чем зона шумового дискомфорта по показателю эквивалентного уровня шума. Таким образом, зона шумового дискомфорта при движении железнодорожного транспорта в границах города будет определяться показателем эквивалентного уровня шума.

Таблица 2.5.3.12

Площади жилых территорий в зоне шумового дискомфорта железнодорожного транспорта

В настоящее время жилая застройка Воронежа как правобережной, так левобережной его части располагается в непосредственной близости от отводов железных дорог (рис. 2.5.3.2). Таким образом, в зону шумового дискомфорта при движении железнодорожного транспорта находится весь первый эшелон жилой застройки, а также жилые территории в зонах шумового дискомфорта, которые не экранируются первым эшелоном застройки (табл. 2.5.3.7). Общая площадь застройки в городе, находящаяся в шумовой зоне при движении железнодорожного транспорта по основным направлениям, составляет 746,8 га.

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *