Реконструкция объектов культурного наследия

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2015 года N 972

Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года N 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст.2053);
пункт 27 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 47, ст.5481);
пункт 91 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 12, ст.1429);
постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года N 794 «О внесении изменений в Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 41, ст.5249);
пункт 7 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 года N 399 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3173).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 сентября 2015 года N 972

1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

2. На территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее — объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

3. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее — историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.

4. Состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Материалы историко-культурных исследований формируются на основании следующих данных:
историко-культурный опорный план населенного пункта, на территории которого находится объект культурного наследия либо группа объектов культурного наследия, или фрагмент указанного плана;
сведения об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, установленных территориях и зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории предполагаемого проектирования зон охраны, в отношении которой проведены историко-культурные исследования;
материалы ранее разработанных проектов зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории населенного пункта, в отношении которого проведены историко-культурные исследования, либо на межселенных территориях в случае, если историко-культурные исследования проведены в отношении отдельно расположенного объекта культурного наследия;
материалы ландшафтно-визуального анализа композиционных связей объекта (объектов) культурного наследия, окружающей застройки и ландшафтного окружения;
иные материалы, необходимые для обоснования и разработки проекта зон охраны объектов культурного наследия.

5. Решение о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении объектов культурного наследия федерального значения, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенных в Список всемирного наследия, — Министерством культуры Российской Федерации.

6. Проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.
Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости.
Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.

7. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

8. Министерство культуры Российской Федерации дает методические указания по подготовке материалов, указанных в пункте 4 настоящего Положения, и разработке на их основе проектов зон охраны объектов культурного наследия, проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, определяет порядок согласования (а в случае, определенном пунктом 13 настоящего Положения, — порядок утверждения) с указанным Министерством проектов зон охраны объектов культурного наследия.

9. Режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом следующих требований:

а) запрещение строительства объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и (или) природной среды объекта культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды);

б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм;

в) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов);

г) сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов;

д) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств;

е) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также сохранности охраняемого природного ландшафта;

ж) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.

10. Режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в том числе единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, устанавливаются с учетом следующих требований:

а) ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

в) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

г) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

д) сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

е) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта;

ж) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.

11. Режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраняемого природного ландшафта, в том числе единой зоны охраняемого природного ландшафта, устанавливаются с учетом следующих требований:

а) запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм);

б) сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта;

в) сохранение сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

г) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта;

д) иные требования, необходимые для сохранения и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта.

12. Проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения.

13. На основании проекта зон охраны (объединенной зоны охраны) объекта культурного наследия федерального значения, признанного особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации или включенного в Список всемирного наследия, Министерство культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и заключения соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области государственной охраны объектов культурного наследия, предусмотренного пунктом 3 статьи 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», утверждает своим правовым актом границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.
При этом границы зон охраны объекта культурного наследия, а также режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон в случае их нахождения на территории национального парка подлежат согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

14. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.
В целях согласования с Министерством культуры Российской Федерации границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия, представляет в Министерство культуры Российской Федерации:
проект правового акта об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в указанных границах;
проект зон охраны объекта культурного наследия;
сведения о результатах рассмотрения проектов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в органе, исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченном в области государственной охраны объектов культурного наследия;
заключение государственной историко-культурной экспертизы.

15. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.

16. Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия.

17. Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон, направляет в течение 7 дней с даты вступления в силу решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия копию указанного решения в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены зоны, предусмотренные указанным решением, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Орган государственной власти, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон, осуществляет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением зон.

18. Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах данных зон в обязательном порядке размещается органом государственной власти, утвердившим границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется им в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости.
Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).

19. При отнесении объекта недвижимого имущества, расположенного в пределах территорий объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, к памятникам истории и культуры ранее утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон подлежат необходимому уточнению в порядке, установленном пунктом 21 настоящего Положения.

20. Расположенные в пределах территорий зон охраны объектов культурного наследия объекты капитального строительства, предельные параметры которых не соответствуют режимам использования земель или градостроительным регламентам, установленным в границах данных зон, используются в соответствии с этими режимами использования земель и градостроительными регламентами с даты вступления в силу акта органа государственной власти об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, предусматривающего установление таких режимов использования земель и градостроительных регламентов.
Реконструкция указанных объектов капитального строительства и их частей может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с режимами использования земель и градостроительными регламентами, установленными в границах зон охраны объекта культурного наследия, или путем уменьшения их несоответствия установленным предельным параметрам разрешенного строительства.
Режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия не применяются к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до вступления в силу правового акта об утверждении зон охраны объекта культурного наследия.

21. Изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия (за исключением случаев исправления технической ошибки) в порядке, установленном настоящим Положением.
Изменение объединенной зоны охраны, в том числе ее границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем корректировки только в случае отнесения объекта недвижимого имущества, расположенного в пределах территорий объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, к памятникам истории и культуры.
При изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия сохраняются ранее утвержденные границы зон охраны этого объекта культурного наследия и действуют режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах этих зон. При необходимости изменение зон охраны такого объекта культурного наследия и их утверждение осуществляются в порядке, установленном настоящим Положением.

22. Соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.

23. При исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также его перемещении решение об утверждении границ его зон охраны, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон утрачивает силу в отношении этого объекта культурного наследия.
При исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия, расположенного в границах объединенной зоны охраны, либо его перемещении режим использования земель и градостроительный регламент, утвержденные в границах данной зоны, устанавливаются в пределах территории исключенного либо перемещенного объекта культурного наследия.
При исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия, расположенного в границах зоны охраны другого объекта культурного наследия, перемещении объекта культурного наследия режим использования земель и градостроительный регламент, утвержденные в границах данной зоны, устанавливаются в пределах территории исключенного либо перемещенного объекта культурного наследия.
При принятии решения об отказе включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленный объект культурного наследия, расположенный в границах зоны охраны объекта культурного наследия, в пределах территории такого выявленного объекта культурного наследия устанавливаются режим использования земель и градостроительный регламент, утвержденные в границах данной зоны.

24. В случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.

25. Копии актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, включая текстовое и графическое приложения к ним, направляются в Министерство культуры Российской Федерации в 15-дневный срок с даты их вступления в силу.

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 17.09.2015,
N 0001201509170006

5. Обязанности правообладателя объекта культурного наследия в части его использования

4-ый блок обязанностей правообладателя объекта культурного наследия включает в себя ряд запретов по его использованию.

Так, правообладатели обязаны не использовать объект культурного наследия:

  • под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов; предметов и веществ, загрязняющих его интерьер, фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
  • под производственные объекты с оборудованием, оказывающим динамическое и вибрационное воздействие на его конструкции, независимо от мощности данного оборудования;
  • для размещения наружной рекламы (ст. 35.1 Закона № 73-ФЗ);
  • под производственные объекты и лаборатории, связанные с неблагоприятным для него температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ (пп. 6 п. 1 ст. 47.1 Закона № 73-ФЗ).

Подробнее… Исключением являются только объекты культурного наследия, оборудованные с учетом требований противопожарной безопасности, предназначенные либо предназначавшиеся для осуществления и (или) обеспечения указанных выше видов хозяйственной деятельности, и помещения для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло.

6. Особенности проведения работ по перепланировке и реконструкции объекта культурного наследия

Зачастую в ходе эксплуатации возникает необходимость в перепланировке или реконструкции объекта культурного наследия.

При проведении таких работ необходимо учитывать, что, несмотря на отсутствие в законодательстве прямого запрета на реконструкцию объекта культурного наследия, Законом № 73-ФЗ установлен ряд ограничений. В частности, в нём определено, что любые работы в отношении объекта культурного наследия возможны только в целях сохранения такого объекта и только с письменного разрешения органа охраны объектов культурного наследия на основании документации, согласованной с ним (ст.40, 44, ст. 45 Закона № 73-ФЗ).

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.

Работы по сохранению включенного в ЕГРОКН или выявленного объекта культурного наследия проводятся при условии осуществления технического и авторского надзора, а также государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением на основании:

  • задания на проведение указанных работ;
  • проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
  • разрешения на проведение указанных работ.

Выдача задания и разрешения осуществляется органами охраны объектов культурного наследия в зависимости от значения такого объекта (федеральный, региональный, местный (муниципальный)).

Для получения вышеуказанных документов необходимо обратиться в органы охраны объектов культурного наследия соответствующего уровня лично либо через МФЦ (п. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ).

Общий алгоритм действий по проведению рассматриваемых работ выглядит следующим образом:

  • оформление в органе охраны объектов культурного наследия задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в котором указаны виды работ, а также требования к составу проектной документации;
  • разработка проектной документации;
  • получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации; Подробнее… В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, также проводится государственная экспертиза проектной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.
  • на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы получение согласования проектной документации в органе охраны объектов культурного наследия;
  • на основании согласованной проектной документации и договора авторского (технического) надзора получение разрешения на проведение работ в органе охраны объектов культурного наследия;
  • выполнение согласованных работ в полном объёме;
  • оформление необходимой документации по результатам выполненных работ, в том числе:
    • подготовка и направление в орган охраны объектов культурного наследия научного отчета о выполнении работ;
    • получение в органе охраны объектов культурного наследия согласования указанного научного отчета (при этом орган охраны объектов культурного наследия вправе осуществлять контроль за всеми этапами работ);
    • получение акта приемки работ в органе охраны объектов культурного наследия, выдавшем разрешение на проведение указанных работ.

Приведенный алгоритм является примерным и может иметь свою специфику в каждом конкретном случае.

7. Особенности распоряжения объектом культурного наследия

По общему правилу собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Распоряжение включенным в ЕГРОКН или выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований Закона 73-ФЗ (п.5 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Законодательством не предусмотрено уведомление уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия о продаже или передаче права пользования объектом культурного наследия, однако при желании его собственник или иной законный владелец может уведомить о совершении такой сделки.

При заключении гражданско-правовой сделки с объектом культурного наследия необходимо соблюсти определенные законом требования, которые зависят от наличия утвержденного охранного обязательства.

8. Требования к сделкам при наличии утвержденного охранного обязательства на объект культурного наследия

Если охранное обязательство на объект культурного наследия оформлено в установленном порядке, то в договор купли-продажи объекта культурного наследия в качестве существенного условия договора необходимо включить выполнение требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения.

При этом копия охранного обязательства является неотъемлемой частью соответствующего договора. При отсутствии в договоре упомянутых условий такая сделка является ничтожной в силу прямого указания закона (п. 7 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Охранное обязательство на нового собственника (пользователя) не оформляется!

Переход права собственности или иного вещного права на объект культурного наследия к другому лицу не прекращает охранного обязательства, а лишь влечет изменение его условий в части субъекта права собственности, к которому оно переходит (ст. ст.47.6, 50, 50.1, 51 Закона № 73-ФЗ).

1. Получение сведений о включении недвижимости в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН)

До заключения сделки купли-продажи с объектом жилой или нежилой недвижимости в зоне исторической застройки рекомендуем получить сведения о его включении-невключении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН).

Указанные сведения предоставляются в виде выписки из реестра объектов культурного наследия всем заинтересованным физическим и юридическим лицам федеральными или региональными органами охраны объектов культурного наследия (п. 1 ст. 26 Закона № 73-ФЗ).

О включении здания или сооружения в реестр объектов культурного наследия можно также узнать на сайте Министерства культуры Российской Федерации.

Кроме того, поскольку указанные сведения подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия (ч. 3. ст. 20.2 Закона № 73-ФЗ), их можно получить, запросив в Росреестре выписку из ЕГРН об объекте недвижимости.

Самый простой способ получить всю необходимую информацию о приобретаемом недвижимом имуществе — заказать «ПАСПОРТ ОБЪЕКТА» на нашем сайте. «Паспорт объекта» — это документ, в котором профессионалы соберут и проанализируют для Вас информацию о выбранном объекте, включаю индивидуальную картину рисков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *