Разворот (на перекрестке, вне перекрестка, с использованием придомовой территории, разворот «лампочка»)

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен маневр «разворот», а также пункты правил дорожного движения, относящиеся к развороту. Речь пойдет о том, где можно выполнить разворот, а где данный маневр запрещен.

Кроме того, будет рассмотрено несколько нестандартных вариантов, позволяющих выполнить разворот на дороге с интенсивным движением.

  • Правила выполнения разворота:
    • разворот на перекрестке;
    • разворот вне перекрестка;
  • Где запрещен разворот?
    • пешеходные переходы;
    • тоннели;
    • мосты, путепроводы, эстакады;
    • железнодорожные переезды;
    • места с небольшой видимостью;
    • остановки;
    • при наличии знаков;
    • при наличии разметки;
  • Как развернуться на дороге с оживленным движением?
    • с использованием прилегающей территории;
    • вокруг квартала;
  • Штрафы за нарушение правил разворота.

Правила выполнения разворота

Разворот можно выполнить в любом месте, где это не запрещено правилами, дорожными знаками или разметкой. Условия, при которых разворот запрещен, будут рассмотрены ниже.

Тем не менее при выполнении разворота нужно очень внимательно относиться к выбору места для маневра. В общем случае возможны 2 варианта:

  • разворот на перекрестке;
  • разворот вне перекрестка.

Разворот на перекрестке

Правила разворота на перекрестке регулируются пунктом 8.5 ПДД:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Таким образом разворот на перекрестке должен выполняться из крайнего левого положения, т.е. от центра проезжей части.

Обратите внимание на этот пункт. Например, выполнить разворот на перекрестке, где пересекаются две неширокие двухполосные дороги, без нарушения правил дорожного движения невозможно. Чтобы не выехать на газон или тротуар водителю придется либо нарушить требования пункта 8.5 (развернуться из крайнего правого положения), либо включить задний ход на перекрестке (нарушить пункт 8.12 ПДД).

Разворот вне перекрестка

Разворот вне перекрестка подчиняется другим правилам:

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Вне перекрестка разворот можно выполнить как от центра проезжей части, так и от ее правого края. В том числе можно начать разворот и с правой обочины. Второй вариант, безусловно, является наиболее предпочтительным. Легковой автомобиль, который начал разворот с обочины, даже на двухполосной дороге сможет завершить маневр без включения передачи заднего хода. Если же вписаться не удалось, то вне перекрестка правила не запрещают включить задний ход.

На практике выполнять разворот вне перекрестка обычно удобнее, чем на перекрестке.

Где запрещен разворот?

Рассмотрим ситуации, в которых правила дорожного движения запрещают выполнить разворот:

Пешеходные переходы

Пешеходные переходы, обозначенные соответствующими знаками или разметкой.

Тоннели

В тоннелях. Тоннели обозначаются дорожным знаком 1.31:

Мосты, путепроводы, эстакады

На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними разворачиваться также нельзя. Данные сооружения не обозначаются специальными дорожными знаками или разметкой. Поэтому на практике нужно быть внимательным, чтобы случайно не развернуться, например, на эстакаде. Дело в том, что насыпь может перейти в эстакаду незаметно для водителя.

Железнодорожные переезды

Разворот запрещен на железнодорожных переездах. Границы переездов обозначаются знаками 1.3.1 или 1.3.2, либо местом установки шлагбаума:

Места с небольшой видимостью

В местах с видимостью менее 100 метров. Такие места не обозначаются специальными дорожными знаками, поэтому водитель должен определить их самостоятельно. Тем не менее можно ориентироваться по следующим дорожным знакам:

Еще раз отмечу, что перечисленных знаков может и не быть.

Например, видимость может быть ограничена ветвями деревьев и в этом случае выполнять разворот нельзя.

Остановки.

Нельзя разворачиваться и на остановках общественного транспорта, обозначенных знаками или разметкой:

При наличии знаков

Разворот запрещен при наличии следующих дорожных знаков:

При наличии разметки

Также автомобиль нельзя развернуть при наличии сплошной линии разметки на пути следования:

Как развернуться на дороге с оживленным движением?

Водители, которые хотя бы раз выполняли разворот на практике, могли столкнуться со следующими проблемами:

  • интенсивное движение встречных и попутных автомобилей;
  • недостаточная ширина проезжей части (зачастую ширина ограничена автомобилями, припаркованными у края проезжей части).

Если Вы столкнулись с одной из перечисленных проблем, то выполнить стандартный разворот вряд ли удастся. Поэтому рассмотрим нестандартные схемы:

Разворот с использованием прилегающей территории

В данном случае нужно выбрать прилегающий к дороге двор, парковку, АЗС и т.п. Лучше выбрать прилегающую территорию слева по ходу движения. Связано это с тем, что впоследствии выезжать из двора гораздо проще направо, чем налево.

Уверен, многие водители помнят вариант разворота, предложенный в экзаменационных билетах ГИБДД. ГИБДД предлагает въехать на прилегающую территорию, а затем задним ходом вернуться на основную дорогу. Однако при интенсивном движении такой маневр выполнить довольно сложно. Поэтому просто въезжайте на прилегающую территорию и разворачивайтесь там. Движение на прилегающих территориях практически отсутствует, поэтому можно развернуться даже на самом маленьком «пятачке». Пусть даже для этого придется включить задний ход несколько раз.

Разворот вокруг квартала

В данном случае нужно выполнить разворот, объехав квартал по траектории в форме прямоугольника. Т.е. на первом перекрестке нужно повернуть направо, на следующих двух — также направо, на четвертом — налево. Данный вариант применяется лишь в том случае, когда выбранный район состоит из прямоугольных кварталов. В городах с хаотичной застройкой такой вариант не подойдет.

Разворот с использованием придомовой территории («в два приема”)

Если нет возможности развернуться в «один прием”, придется разворачиваться в два приема, с включением заднего хода. Действие очень похоже на упражнение «заезд в бокс”. Проблема только в том, что нужно контролировать проезжающие машины и не мешать им. Вы должны потренироваться уверенно делать такой маневр, найти место для тренировки несложно. Опять же не забывайте про поворотники и аварийные огни при движении назад (по ПДД в этом случае нужно использовать поворотники, но во многих МРЭО принято использовать аварийку, имеет смысл уточнить этот вопрос (местную специфику)).

Вождение в городе, постановка задачи

Где учиться (маршрут обучения автошколы)

Базовые навыки вождения (основные маневры на дороге)

Сложное маневрирование автомобиля (маневры на дорогах, которые нуждаются в специальных тренировках)

Поворот направо — что говорят ПДД и какая реальная ситуация на дорогах (как обычно действуют водители с водительскими удостоверениями)

Правый поворот — как нужно действовать на экзамене и на что будет обращать внимание инспектор

Запись на экзамены и пересдачу экзаменов в ГИБДД в автошколе

Запись в ГИБДД на экзамен и пересдачу экзамена для получения водительского удостоверения

Альтернативные возможности записи на экзамен в ГИБДД (через сайт Госуслуг или очно в РЭО), как приблизить экзамен

Процедура сдачи экзамена ГИБДД вождение в городе

Экзаменационный маршрут ГИБДД, дорожная обстановка на маршруте и особенности маневров, которые придется делать на экзамене в ГИБДД

Опубликовано 17.2.2016, версия 1.2 от 20.07.2018

Александр Рулим (Sasha Rulim)

Поддержать Рулимс!

Если Рулимс помог вам (упростил получение водительского удостоверения или позволил сэкономить в чем-то еще, например в выборе каких-то устройств или получении каких-то услуг) помогите и ему, буду благодарен за любые суммы, перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.

Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.

Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс (https://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.

Экзамен в ГАИ – это не суд, а фильтр

Прежде чем привести конкретные примеры, давайте разберемся, зачем и кому вообще экзамен нужен.

Для экзаменатора же цель экзамена — ответить на вопрос: можно ли данному кандидату в водители доверить самостоятельное управление автомобилем, то есть в буквальном смысле слова возложить на него ответственность за его будущие действия на дороге. При этом экзаменатор может ответить на этот вопрос, только глядя со стороны на внешние действия экзаменуемого. Именно этими действиями (правильными или неправильными) и можно убедить экзаменатора в том, какой результат ему следует поставить — СДАЛ или НЕ СДАЛ.

Экзамен – это не суд, на котором выносится приговор, а фильтр. Через это фильтр не должны пройти те, кто не готов к самостоятельному вождению. При этом если даже не пройдёт и часть тех, кто объективно готов к самостоятельному управлению автомобилем, то это не будет являться проблемой, в отличие от ситуации, если этот фильтр пройдут те, кто не готов.

Экзамен в ГАИ – это игра, а дорога – нет!

Кандидату в водители лучше воспринимать экзамен как игру.

Со стороны экзаменуемого цель этой игры – не дать экзаменатору уличить его в нарушении Правил дорожного движения — вплоть до последней буквы, точки или запятой!

Со стороны экзаменатора – цель игры противоположна – уличить кандидата в нарушении каких-то пунктов Правил или норм безопасности на дороге.

С одной стороны, эта игра не должна выпустить на дорогу неподготовленных водителей, а с другой – выпустит на дорогу только тех, кто объективно может нести ответственность за свои действия.

Необходимо подчеркнуть, что экзамен здесь назван игрой, но дорога – не игра! Когда кандидат в водители получает права и становится водителем, все сразу же становится серьезно. Ответственность уже полностью на нём, и он должен это понимать.

В каких случаях экзаменатор сам жмет на тормоз

Отдельная разновидность «несдач» – когда экзаменатор нажимает на тормоз быстрее, чем это успевает сделать экзаменуемый. Такое может случиться в различных ситуациях:

    • пешеход неожиданно выскочил на дорогу;
    • водитель-нарушитель подрезал при перестроении из соседнего ряда или на перекрёстке при повороте или развороте;
    • при приближении к перекрёстку по красному сигналу светофора надо уступить дорогу тем, имеет преимущество. Такие несдачи выглядят весьма обидно. Проваливший экзамен говорит: «Я всё видел и затормозил бы и остановился бы вовремя!» Но доказать здесь что-то вряд ли получится. Можно порекомендовать снижать скорость, по крайней мере в штатных ситуациях, которые легко предвидеть, заранее и плавно. Помните, что экзаменатор очень негативно реагирует на любые резкие и неожиданные действия со стороны экзаменуемого. Кстати, по новому регламенту приёма экзаменов (с 1 сентября 2016г) спереди («на педалях») должен будет сидеть представитель автошколы (инструктор), а экзаменатор — сзади. Это снимет с экзаменатора ответственность за безопасность на экзамене и уменьшит количество таких неоднозначных ситуаций.

Самый обидный способ завалить экзамен

Не очень частой, но сверхобидной несдачей является следующая. Сдающий всё сделал правильно во время экзаменационной поездки. В конце – правильно выбрал место для остановки и правильно там остановился. Ничего не забыл: выключил поворотник и передачу, поставил автомобиль на ручник. Получил отметку СДАЛ и подпись экзаменатора в экзаменационном листе. И – на радостях – открыл водительскую дверцу, не посмотрев назад! Не пропустив попутный транспорт! Если обходится без ДТП (а случалось на экзаменах и такое!), то ситуация легко исправляется: перед отметкой СДАЛ ставится частица НЕ. Обидно? Да. Жестоко? Нет. Гуманно! Такой кандидат в водители не только сам на всю жизнь запомнит, но родственникам, друзьям и всем своим пассажирам скажет: смотрите и, прежде чем открывать дверь, убедитесь в безопасности (ПДД 12.7)!

Шутки шутками, но на самом деле НЕсданный экзамен очень хорошо учит. В этом смысле он полезнее сданного. Говорю это на полном серьёзе.

Главные ошибки при сдаче в ГАИ

Цель этой статьи — не пересказ методики приёма экзамена или оценки ошибок в штрафных баллах, методика известна.

Я постараюсь перечислить наиболее частые ошибки, которые приводят к не сдаче третьей части экзамена (вождение по городу), и частично коснусь их причин.

С более детальным разбором можно ознакомиться в книге Андрея Барбакадзе «Я учусь водить автомобиль. Подробное пошаговое руководство для сдающих на права».

Ошибки можно разделить на глупые и грубые. Примеры «глупых ошибок»:

    • Не пристегнул ремень безопасности.
    • Забыл включить указатель поворота при начале движения или других манёврах, или забыл его выключить, а также не вовремя его включил или выключил.
    • Забыл снять автомобиль со стояночного тормоза при трогании или не поставил на него после остановки.

Чаще всего «глупые ошибки» связаны с:

    • недостаточным техническим навыком управления автомобилем;
    • невнимательность;
    • волнением, с которым экзаменуемый не может справиться, а это необходимо уметь любому водителю.

И то, и другое, и третье говорит о том, что человек объективно не готов к дороге. Экзаменатор это видит и может поставить несдачу по совокупности штрафных баллов за достаточно большое количество незначительных ошибок.

Другие несдачи могут возникнуть даже из-за одной ошибки, которая считается грубой (хотя на дороге такие действия часто встречаются).

Штрафы за нарушение правил разворота

Статья 12.14 КоАП:

1. Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

11. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.11 и частью 2 статьи 12.16 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Статья 12.16 КоАП:

2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Таким образом нарушение правил разворота в разных условиях влечет штраф в размере от 500 до 1 500 рублей.

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 18 октября 2018 Раздел: Правила Дорожного Движения

Допустим ли, разворот с использованием парковочного места для инвалидов? Пример простой.

Подъехал, остановился, сдал назад, остановился и тронулся в нужном направлении!

Алексей, прямого запрета на указанный маневр в ПДД нет.

Однако как расценят его сотрудники ГИБДД, мне не известно, подобные случаи пока что не встречались. Не исключаю, что они попытаются наложить штраф за кратковременную остановку на месте для инвалидов.

В связи с этим рекомендую выбирать другую траекторию движения.

Удачи на дорогах!

Подъехал, остановился, сдал назад, остановился и тронулся в нужном направлении!

Алексей-309, дело в том, что указанные действия водителя разворотом назвать можно условно. В ПДД понятия «разворот» вообще нет, а порядок выполнения разворота указаны исключительно в п 8.5 ПДД и п 8.8 ПДД. Описанные Вами действия водителя в ПДД не указаны, поэтому-то и инспектор вправе расценить Ваши действия по-разному. Если Вы реально занимали «инвалида» чисто для «разворота» (Вами описанного), то остановкой (стоянкой) это назвать нельзя, нарушения нет, а вот если Вы в это время успели за «сигаретами в киоск сбегать, или типа того», то нарушили.

доброго времени суток. разве разворот, выполненный через сплошную двойную не влечёт за собой лишение прав?

разве разворот, выполненный через сплошную двойную не влечёт за собой лишение прав?

КоАП РФ Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.

2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Подскажите, а после разворота на фуре с правого ряда через разрыв, на лево, в каком из двух рядов, встречного направления я имею права оказаться ?, заранее спасибо .

В любом.

Здравствуйте! Вопрос по развороту с использованием прилегающей территории слева. 1) Заезжаем в неё (включив левый поворотник), 2) потом задним ходом, выкрутив руль вправо, выезжаем из неё полностью или частично (включив аварийку) . 3) И далее перед началом движения в противоположном начальному направлении (заканчивая разворот) какой нужно включать поворотник? Заранее благодарю за ответ.

В ПДД конкретики по данному вопросу нет. Там открестились от уточнения формулировкой «соответствующий»

2) потом задним ходом, выкрутив руль вправо, выезжаем из неё полностью или частично (включив аварийку)

Двигаетесь назад и вправо, правый поворотник и включайте, аварийка то зачем? — п 8.1 ПДД.

3) И далее перед началом движения в противоположном начальному направлении (заканчивая разворот) какой нужно включать поворотник?Перед началом движения — левый.

Благодарю вас за помощь! Я спрашивал ещё на других ресурсах и отвечали, что нужен левый поворотник.

Возможно не в той теме спрашиваю, но ни чего более подходящего не нашёл. Прорешал все билеты, думал найду ответ там, но там везде показаны разворот с заездом на остановку для маршрутных т.с, что соответственно запрещено.

У меня ситуация немного другая. Дорога, по одной полосе в каждом направлении, разделены прерывистой линией разметки. Полосы довольно широкие но для разворота легковой машины, места недостаточно, нужно цеплять обочину. Обочина очень широкая, 2-2,5 м. Если исходить из того, что ПДД разрешают производить разворот от правого края дороги и даже с обочины, то места вполне достаточно. Так вот поставив машину на обочине на стоянку, потом, после работы, мне прямо с этого места приходится разворачиваться. Тут как мне кажется, нарушений нет. Но иногда ставить, из-за наличия-отсутствия мест, машину приходится напротив «остановки», соответственно потом и разворот осуществляется тоже напротив «остановки». Сама «остановка» выделена на дороге «карманом», то-есть расширением, и отделена от дороги сплошной линией разметки, куда и заезжают автобусы. Так вот при развороте, у меня пересечения с этой сплошной нет, там ещё места полно остается, соответственно заезда в этот «карман» тоже нет. Вроде на самой остановке я не разворачиваюсь, но сомнения всё-таки терзают. Можно так делать или нет?

Сама «остановка» выделена на дороге «карманом», то-есть расширением, и отделена от дороги сплошной линией разметки, куда и заезжают автобусы. Так вот при развороте, у меня пересечения с этой сплошной нет, там ещё места полно остается, соответственно заезда в этот «карман» тоже нет. Вроде на самой остановке я не разворачиваюсь,

п 8.11 ПДД запрещает разворот не на остановках МТС, а в местах остановок МТС. Поэтому от разворота лучше отказаться.

С АЗС может быть проблема. Часто выезд через въезд запрещён знаком («кирпич»), а в случае выезда через выезд получим сквозной проезд, также запрещённый; кроме того, на выезде нередко стоит знак «движение только направо».

4 ряд — разворот, 3 — прямо и налево. Mожно ли разворачиваться из третьего ряда?

Если

3 — прямо и налево, то какой разворот?

Алик-5, ответ на Ваш вопрос — в описании знаков особых предписаний (а именно 5.15.2): Знаки 5.15.1 и 5.15.2 , разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.

То есть 3 — только прямо и налево, ведь третья — не «крайняя левая полоса».

Добрый день. Подскажите, можно ли развернуться на перекрестке, если над крайней левой полосой висит знак 5.15.1, указывающий на движение только прямо по этой полосе (налево нельзя, т.к. перекресток с дорогой с односторонним движением)? Мое мнение, что можно, т.к. знака 4.1.1. «движение только прямо» нет. Заранее спасибо.

Развернуться нельзя. В описании предписывающих знаков (например, 4.1.1) и знака 5.15.1 — указаны разрешённые направления. Соответственно, другие направления — не разрешённые.

Тогда вопрос: в чем отличие знаков 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 от знаков от 5.15.1 и 5.15.2?

В данном конкретном случае знака 4.1.1 на перекрестке нет, только движение по полосам. Если бы был 4.1.1 — тогда вопросов нет — только прямо можно, поэтому и задаю вопрос. Всегда считал, что без этого знака или конкретного запрета разворачиваться развернуться можно.

5.15.1 «Направления движения по полосам». Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.

Написано конкретно.

Александр, ГОСТ 52289-2004 говорит о следующем:

При наличии знаков 5.15.1 и 5.15.2 знаки 4.1.1-4.1.6 не применяют.

Удачи на дорогах!

Спасибо за пруф. Очень помог. Я то был уверен, что на перекрестке с таким знаком можно разворачиваться… оказывается был не прав. Вот бы еще в правилах однозначно было это указано, чтобы не было двусмысленности.

Городская улица. 4 ряда в каждую сторону. Разрешено движение прямо и направо. Мне необходимо повернуть налево. Я выполняю правый поворот,далее не заезжая на пешеходный переход ( расстояние позволяет) делаю левый разворот и не пересекая край проезжей части дороги ( расстояние позволяет) останавливаюсь. Дожидаюсь разрешающий свет светофора и пересекаю проезжую часть дороги, тем самым всё-таки выполняю левый разворот. Наказуем ли такой маневр? По сути не наезжаю на пешеходный переход и не пересекаю проезжую часть.

Игорь, приложите ссылку на панораму указанного места.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *