Проезд на мигающий зеленый сигнал светофора

Начинающие водители или те, кто водит давно, могут уже не помнить, о чем сигнализирует мигающий сигнал светофора. Они попросту устремляются за потоком и не думают о последствиях. Подобное поведение угрожает безопасности дорожного движения. Когда встречаются те, кто заканчивает маневр на мигающий сигнал и те, кто на него стартует – может произойти серьезное ДТП, из-за которого пострадают и другие участники дорожного движения. Давайте разберемся, в каких случаях можно проехать на мигающий сигнал светофора, и предусмотрены ли за это штрафы.

Что обозначают сигналы светофора

Значения основных сигналов светофора, в том числе мигающих – прописаны в разделе 6.2 Правил дорожного движения РФ:

  • зеленый сигнал – можно начать движение;
  • желтый сигнал – скоро сигнал светофора сменится (движение разрешено только в одном случае, когда остановка требует резкого торможения и может привести к созданию аварийной ситуации перед светофором, на перекрестке или у ж/д переезда (п. 6.14 ПДД);
  • красный сигнал – необходимо остановиться.

Мигающий сигнал светофора: продолжать движение или остановиться?

В том же пункте 6.2 ПДД присутствует информация о том, как следует поступать водителям при включении мигающих сигналов:

  • Мигающий зеленый – можно продолжать движение, информирует о скором включении желтого запрещающего сигнала. Для удобства водителей светофор может быть снабжен цифровым табло, где указывается количество секунд до переключения сигнала;
  • Мигающий красный – движение строго запрещено. В данном случае не действуют никакие исключения.

Таким образом, водитель имеет право спокойно ехать на мигающий зеленый, при острой необходимости – завершить маневр на желтый, предварительно убедившись в его безопасности, и обязан остановиться перед светофором на мигающий красный сигнал.

Можно ли ехать на желтый свет

Желтый сигнал светофора порождает наибольшее число аварий. Как показывает практика, ряд водителей, видя желтый или мигающий желтый, решают все же преодолеть светофор. Если за ним следует переход, возникает риск попадания под колеса движущегося ТС пешехода. Ситуация не лучше, когда впереди перекресток. На нем можно столкнуться с другим водителем, который решил, что желтый сигнал – почти зеленый, а, значит, можно ехать. Как правило, «успевающие” автомобилисты имеют приличную скорость, то же самое можно сказать и о любителях преждевременных стартов. В результате подобного ДТП может произойти даже переворот ТС или, что хуже, машины от сильного удара отлетят в мирно идущих пешеходов.

Согласно ПДД, если действия водителя оправданы и резкое торможение перед светофором может стать причиной ДТП, штрафа за проезд на желтый опасаться не стоит. Но, проезжая на желтый, вы подвергаете свою жизнь опасности. А если вас остановит неравнодушный инспектор ГИБДД, придется долго и нудно отстаивать свою правоту. Дело может дойти до суда, при этом будут привлечены записи с камер видеонаблюдения и видеорегистраторов проезжавших мимо ТС, которые могут свидетельствовать не в вашу пользу.

Привлечение к ответственности

По закону, проезд на запрещающий сигнал светофора – а желтый является таковым, за исключение описанного ранее случая – ведет к наложению штрафа в размере 1000 руб. (ч. 1 ст. 12.12 КоАП). Большинство проездов на желтый не приводит к остановке сотрудниками ГИБДД, что и создает у водителей иллюзию безнаказанности. Однако инспектор имеет полное право выписать штраф за данный маневр, если посчитает, что водитель мог спокойно остановиться. Также штрафные санкции будут наложены на автовладельца при аварии, если окажется, что он ехал на желтый.

Повторное нарушение (то есть, совершенное в течение года с момента оплаты штрафа) приведет к более суровому наказанию, согласно ч. 3 ст. 12.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушитель обязан будет заплатить штраф в размере 5000 руб., либо не сможет законно управлять автомобилем в течение 4-6 месяцев.

Описанная система мер применяется и в отношении водителей, решивших проехать на красный сигнал светофора. А вот для тех, кто пересекает перекресток или пешеходный переход на мигающий зеленый, ответственности не предусмотрено.

Проезд перекрестков в соответствии ПДД

Проезжая перекресток, водитель должен руководствоваться пунктом 13 Правил дорожного движения. По ч. 2, вне зависимости от цвета сигнала, запрещается выезжать на перекресток, если впереди образовался затор. В соответствии с ч. 7, если автовладелец выехал на перекресток по зеленому сигналу, то он обязан завершить маневр, какой бы сигнал не горел при выезде с перекрестка.

Водитель обязан самостоятельно оценивать обстановку на дороге и действовать наиболее рациональным способом. Тем более, что у светофоров зачастую установлены цифровые табло, помогающие ориентироваться в том, стоит ли продолжать движение. Так, если перекресток относительно неширокий, можно проехать на мигающий зеленый. Если же вы только подъезжаете к нему и с текущей скоростью явно не успеваете проехать – не следует давить на газ, лучше остановиться и подождать следующего светофора.

Подытожим информацию. По правилам дорожного движения автомобилистам разрешается ехать на зеленый и мерцающий зеленый сигналы светофора (если за ним нет затора). Завершение маневра на желтый свет допустимо, если иное приведет к созданию аварийной ситуации. Проезд на красный свет категорически запрещен и ведет к штрафу и лишению прав – равно как и необоснованный проезд на желтый. Но какой бы сигнал светофора не горел, за рулем нужно не терять бдительность. Большой процент людей среди водителей и пешеходов пренебрегает правилами. Поэтому, выезжая на перекресток или подъезжая к пешеходному переходу, стоит как следует смотреть по сторонам. Даже если ДТП произойдет не по вашей вине, имуществу, физическому здоровью и психическому состоянию может быть нанесен значительный ущерб. Внимательность же и неспешность окажут неоценимую помощь на дороге.

Часто ли нам приходится сталкиваться с подобного рода выбором? Да практически каждый раз, когда садимся за руль. Да, и для пешехода существует аналогичная индикация предупреждения о том, что «сейчас будет красный», но сегодня не о пешеходах, хотя каждый день(!) в роли пешехода я наблюдаю водителей, «проскакивающих» на зелёный, порой уже имеющий отчетливый «красный оттенок».

И каждый раз, когда мы сталкиваемся с этим вопросом, мы принимаем решение, «здесь и сейчас» кажущееся нам единственно верным.

Решение принимаем исходя из скорости автомобиля, погодных условий, наличия экипажа ДПС в поле нашего зрения, стационарных камер, других авто, быстро несущихся за нами без соблюдения безопасной дистанции, прочих дорожных условий (обычный ли это перекресток, или Т-образный, или, быть может, просто светофор «для пешеходов» — разные риски, разная динамика движения, разное количество движущихся (или стоящих на месте) объектов, понимание дальнейших действий которых, как нам кажется, у нас отчетливо присутствует — и это в те самые доли секунд принятия решения).

Я не хочу обсуждать лихачей, заведомо пролетающих на красный свет. Здесь нужно понимать разницу между человеком, который заведомо готов расстаться со своей жизнью, и человеком, который хочет «успеть», но при этом недооценивает ситуацию и не осознает, насколько он близок к категории «лихачей на красный».

Сразу хочу рассказать о том, что сам далеко не идеален в данном вопросе. Раньше — больше, но давно над этим работаю и всегда стараюсь не испытывать судьбу и заблаговременно остановиться, не пытаясь «проскочить» на «зелёный».

В одной очень интересной книге Т. Вандербильта «Трафик. Психология поведения на дорогах» автором описывается губительный эффект «мигающего зелёного», когда водитель, пытаясь «догнать» свой свет, в эти самые важные секунды сосредотачивается не на наличии и действиях других участников дорожного движения, находящихся на перекрестке, прочих важных условиях, а именно на светофоре, который, как правило, находится выше нормального угла обзора человека, тем самым уводя своё внимание всё дальше от перекрёстка (чем ближе мы приближаемся к перекрёстку, тем выше относительно угла нашего обзора находится светофор).

Сколько внимания мы уделяем этому

Что же происходит в последующий момент? Как правило, ничего. «Ведь со мной это вряд ли случится», — так думают все. И это нормально, это свойственно природе человека. Но, к сожалению, далеко не всегда в жизни происходит именно так. Чего стоит только база с Бортовыми записями на drive2 — просто введите в поиске «мигающий зелёный» и убедитесь сами.

Касательно данных размышлений, на которые меня вдохновила большая неприятность, произошедшая с нашим лансероводом накануне, думаю, у многих будут свои точки зрения. Но пока вернусь к своей истории.

Моё первое ДТП случилось именно благодаря уверенности в том, что «Я проскочу». Я не был в нём виноват, т.к. я действительно «проскочил», но если бы я не пытался этого сделать, то и той ситуации с автомобилем, начавшим движение раньше «зелёного» знака светофора, не произошло бы.

Перекрёсток был Т-образный, что позволило мне сосредоточить своё внимание именно на одной стороне, потенциально опасной для меня в тот момент. И именно это позволило избежать аварии, т.к. слева я заметил стремительно приближающийся к моему борту автомобиль, одновременно поворачивающий в направлении по ходу моего движения. Я принял резко вправо и избежал удара. Но после этого водитель в ярости начал меня догонять (я не играл в гонки, хотя автомобиль там был явно слабее), и попытался подрезать, но перестарался, уйдя на встречную полосу и чиркнув слегка правый передний угол моего бампера (да, я и там уходил от столкновения). ДТП весьма несерьёзное, там всё обошлось полировкой. Но это всё последствия. Последствия «я проскочу», хоть и не самые плохие, мягко говоря.

Борьба с этим явлением, как мне кажется, находится где-то в глубине нас, а не в технических средствах, обеспечивающих нашу безопасность, с каждым годом всё более совершенствующихся. Например, на одной из выставок, посвященной организации безопасности дорожного движения за рубежом, была продемонстрирована разработка, в соответствии с которой на светофоре устанавливается специальное техническое средство, которое с помощью различных сложных математических вычислений показывает водителю, что ему наперерез движется автомобиль, который не собирается останавливаться.

Так вот, к чему это может привести? Ведь риск для нас — довольно субъективное понятие, и его ощущение очень притупляется с новыми ощущениями мнимой безопасности. Ну, возьмём, например, того же лихача, который летит на «красный» (о котором я упомянул выше). Что мы имеем? А мы имеем смертельно опасную информацию в его голове. Информацию о том, что автомобили на перекрёстке будут предупреждены о том, что он несётся на красный и, соответственно, остановятся и пропустят его. Так вот, поможет ли подобная система, направленная на улучшение состояния безопасности на дорогах, либо только усугубит ситуацию?

Я считаю, что эту привычку нужно вырабатывать, хоть порой и не просто снизить скорость и остановиться «здесь и сейчас». Может, есть риск удара сзади, или просто вы понимаете то, что в зимний период на светофорах, как правило, всегда гололёд (если они не обработаны дорожниками — но эта другая тема). Так вот, возвращаясь к ситуации о «невозможности торможения» — а не могли ли мы заведомо ехать медленнее? Плавно снизить скорость при приближении к светофору, если он только первый раз моргнул зелёным?

Ведь далеко не все светофоры запрограммированы на одинаковый интервал времени индикации предупреждения о том, что сейчас будет «жёлтый». Некоторый мигают долго (что нас может «разбаловать»), а некоторые практически мгновенно переключаются на «жёлтый», потом на «красный». И вот тут случается то, что случается.

Либо не случается, но мы этого со временем просто не замечаем. И чем чаще это «не случается», тем сильнее в нас развивается модель «бесстрашия», лишний раз «подтверждая» наше убеждение о том, что «это со мной не случится».

Часто ли вы принимаете решение в пользу «проскочить»?

Этой небольшой статьёй хочу лишь, чтобы те, кто не любит останавливаться на мигающий зелёный, лишний раз задумались. Но задумались не там, на светофоре, не отводя себе ни секунды лишнего времени на это бессмысленное действие в опасный момент. А дома за компьютером, за чашкой чая, пересматривая своё отношение к данному вопросу, подъезжая уже к следующему светофору с «готовым решением» в голове. Задумайтесь. И я задумаюсь.

В минувшее десятилетие светофоры приобрели несколько новых качеств. Они научились мигать и показывать время до следующего переключения. И сделано это вовсе не для того, чтобы облегчить жизнь автомобилистам, как многие думают. Эти нововведения были приняты для того, чтобы отменить бесконечные апелляции автомобилистов по статье 6.14. ПДД, которая разрешала перемахнуть через перекресток в последний момент.

Дело в том, что проезд на желтый сигнал светофора категорически запрещен правилами, однако в них есть уточнение, фактически снимающее этот запрет. Оно звучит так: «Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение».

Многие хитрецы при виде мигающего зеленого прибавляют газу и вылетают на перекресток на желтый свет, распугивая уже выходящих на зебру пешеходов. Неудивительно, что желтый (а уж тем более — мигающий зеленый) сигнал стал трактоваться как команда к увеличению скорости. В случае остановки инспектором в спорной ситуации всегда можно заявить, что не мог остановиться, «не прибегая к экстренному торможению».

По словам координатора «Общества Синих ведерок» Петра Шкуматова, с апреля эта лазейка будет прикрыта. Камеры уже синхронизированы со светофорами, объединены с ними в одну информационную сеть. Теперь они начнут безжалостно «стрелять» в нарушителей, как только зажжется красный.

Для упрощения процесса к камерам добавились коридоры движения пересекающихся потоков транспорта и вафельная разметка. По ним можно проследить скорость и траекторию автомобилей. Как только в их пределах окажется посторонний, ему отправят «письмо счастья». Таким образом, выезд на перекресток не только на красный, но и на мигающий зеленый теперь запрещен. Ведь проскочить перекресток такой автомобиль не успеет и обязательно попадет в объективы камер. Согласно пункту 1 статьи 12.12 КоАП РФ, штраф за проезд перекрестка на красный сигнал составляет 1000 рублей.

Сейчас уже можно представить очереди из водителей, которые начнут обжаловать такие постановления, указывая, что они «не могли остановиться, не прибегая к экстренному торможению». Но группа разбора уже научена парировать эти доводы простым замечанием: перед тем как зажегся желтый, подавались предупредительные сигналы мигающим зеленым. А на многих светофорах есть еще и секундомер обратного отсчета. Не заметить эти сигналы невозможно, а значит, водитель совершил проезд намеренно, не желая стоять на перекрестке лишние 5 минут.

Кроме того, мигающий зеленый помогает группам разбора отсекать и те жалобы, что приходят от водителей, оштрафованных за переезд стоп-линии. В соответствии с ч. 2 ст. 12.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ, сейчас штраф за это составляет 800 рублей.

Наказывать будут и тех автолюбителей, которые выехали на вафельную разметку в пробке и остались стоять, пока не зажжется красный. Аргументация прежняя. Обратный отсчет на экране светофора позволяет водителю самому рассчитать время пересечения перекрестка, и если он не успел это сделать и встал на вафельнице, то, следовательно, виноват сам. Тогда к перечисленным штрафам добавляется наказание за блокирование перекрестка. А это еще 1000 рублей.

«В регионах уже очень много камер, фиксирующих переезд стоп-линии у перекрестка, — продолжает Петр Шкуматов. — В Москве водители еще не слишком знакомы с этой практикой. Однако с апреля все изменится. Пробок в столице много, и штрафы с перекрестков потекут рекой. Практика показывает, что оспорить их практически невозможно».

Поэтому мигающий зеленый сигнал светофора теперь превращается в команду к началу торможения.

Если зеленый свет начал мигать, а водитель уже максимально приблизился к перекрестку, то тормозить точно не нужно

При сложных погодных условиях резкое торможение не даст необходимого эффекта и транспортное средство все равно окажется либо на перекрестке, либо за ним. Помимо этого, существует очень большой риск того, что двигающиеся сзади машины наберут скорость, для того, чтобы проскочить перекресток, а торможение впереди идущего автомобиля станет для них полной неожиданностью.

Читайте также: Срочный автовыкуп в Минске

В некоторых случаях, мигающий зеленый застает водителя врасплох тогда, когда он набрал скорость и приблизился к перекрестку на расстояние менее ста метров

Правильное принятие решения зависит от скорости авто и расстояния до противоположной стороны пересекаемой улицы. Важно помнить, что зеленый свет светофора мигает порядка четырех секунд. После этого, еще две секунды дается на то, чтобы закончить проезд перекрестка автомобилям, выехавшим на него. Так, при скорости около шестидесяти километров в час, транспортное средство сможет проделать за обозначенное время до ста метров, а при скорости в 80 км/ч – сто двадцать метров.

Главное правильно рассчитать свою скорость и расстояние, иначе можно столкнуться с транспортом, начавшим движение в поперечном направлении.

Таким образом, все достаточно просто. Вместе с тем, легко решить задачу проезда перекрестка под мигающий сигнал позволяет лишь хорошее состояние дорожного покрытия. В иных случаях (выбоины, наледь, снежная каша, вода), придется учесть дополнительный нюанс.

Сзади могут ехать как легковые машины, так и грузовики. Если в первом случае при резком торможении на сложной поверхности можно надеяться на внимательность и адекватность водителя позади, то у грузовика тормозной путь намного больше, что осложняет ситуацию. Именно поэтому в зимний период времени или дождь сбавлять скорость при приближении к перекрестку, независимо от сигнала светофора. В таком случае можно как проехать через него, так и плавно затормозить, не провоцируя аварийную ситуацию.

С другой стороны, если водитель не сбавил скорость и мчится к заветному перекрестку по обледеневшему асфальту, то ему, увидев завершение разрешающей проезд фазы, стоит посмотреть в зеркало заднего вида и принять сложное решение. Если позади с той же скоростью двигается большое транспортное средство, то однозначно стоит подставлять под удар заднюю часть авто. В данном случае лучше лишиться багажника, нежели получить сильный удар в бок и получить травмы или вообще рискнуть собственной жизнью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *