При повороте налево пересекли сплошную или заехали на встречку

Иногда поворот может быть произведен строго под углом в 90 градусов, но бывает и такое, что непроизвольно или при желании быстрее проскочить водитель незначительно нарушает ПДД. В итоге горе-водителя оформляют по ч.4 ст. 12.15 за выезд на полосу встречного движения.

Чтобы понять, какое нарушение было совершено и как его квалифицировать, обратимся к ПДД. Пункт 8.6 ПДД РФ фактически устанавливает правила совершения поворота: Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Обращаю внимание водителей на то, что важным аргументом при разрешении спора в суде будет являться описание состава и события административного правонарушения, указанного в протоколе. Именно от формулировки и будет зависеть то, как вполне безобидный поворот будет трактоваться. Рассмотрим возможные варианты:

1. Водитель произвел выезд на полосу встречного движения и проследовал по ней в нарушение ПДД.
2. Водитель при совершении поворота налево выехал на полосу встречного движения.
3. Водитель, совершая поворот, выехал на полосу встречного движения и проследовал по ней 10 метров. За исключением части 3 ст. 12.15 КоАП.

Если одно из представленных описаний одного и того же события прочтет судья, то она может представить себе три абсолютно разные картины произошедшего. В первом случае о совершении поворота вовсе не упоминается, следовательно, привлечение формально будет законным. Во втором случае есть возможность разбираться и, возможно, переквалифицировать в ч.3 ст. 12.15. В третьем случае «поворот» изначально относится к намерению, которое сопровождается выездом на встречную да еще и исключает возможность привлечения по ч.3 ст. 12.15 — статья 12.15.4 в чистом виде.

В этом случае при построении своей защиты важно обратить внимание на 3 основных момента:

— указано ли инспектором в протоколе, что водитель привлекается за выезд на полосу встречного движения в результате совершения поворота, при этом исключается возможность привлечения по ч.3 ст. 12.15 КоАП. Однозначно благоприятный исход ждет водителя в том случае, если дано указание на совершение поворота, в результате которого была пересечена разметка, и нет указания о прямом выезде и направленном движении по встречной полосе;

— имеется ли схема, и как она составлена в части соответствия имевшим место событиям;

— обратить внимание на пункт ПДД, который, по мнению инспектора, был вами нарушен. Как мы установили, речь может идти о п.п.8.6 ПДД, но не исключено, что водителю будет вменяться п.п. 9.2. Если речь идет о п.п. 9.2, посмотрите на сам перекресток. П. 9.2 применим только в случае наличия разметки 1.3, то есть «двойной сплошной».

Очень важно все три указанных выше пункта начать прорабатывать еще на этапе составления протокола об административном правонарушении. В этом случае вы с самого начала имеете возможность влиять на построение доказательной базы.

Имеется ли в данном случае возможность привлечения гражданина в соответствии со ст. 12.15.3 КоАП? Отбрасываем в сторону все разъяснения, данные милицейским начальством, поскольку они не несут в себе никакой практической информации и не принимаются судами как безоговорочное признание вины и не являются основанием для установления ее отсутствия, и разбираемся, основываясь на законе.

Обратимся к КоАП РФ, а именно к ст. 12.15 ч. 3. Выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Методом анализа статьи устанавливаем, что ч.3 предусматривает ответственность за любой выезд на полосу встречного движения, если он связан с поворотом налево. В описанном случае имеет место именно такой маневр. Следовательно, в случае, если произошло такое нарушение, оно может квалифицироваться не иначе как по ч.3 ст. 12.15 КоАП.

При осуществлении своей защиты, обратите внимание на угол обзора инспектора. Речь в данном случае идет вот о чем. Факт нарушения может быть зафиксирован исключительно в случае пересечения сплошной линии разметки. Отсюда следует, если инспектор находится справа от водителя, то это в итоге не позволяет ему увидеть, была пересечена разметка или нет. Фактически, все доводы инспектора могут основываться исключительно на том, что при такой траектории движения, скорее всего, водитель пересекает линию разметки там, где это запрещено ПДД. Но за «скорее всего» протокол не составляется и права управления никого не лишают.

К материалам можно приложить фото данного участка с точки, в которой находился инспектор, и показать на конкретных примерах, мог ли ИДПС увидеть, как именно был совершен маневр и насколько четко видно, пересекает водитель линию дорожной разметки или нет.

Не нарушайте! Удачи на дорогах!

Теги: авто, ПДД, правила дорожного движения, ГИБДД, протокол, нарушение, водитель, права

Выезд на полосу встречного движения без нарушения ПДД

Читатели pddmaster.ru довольно часто задают вопросы по поводу того, во всех ли случаях наказывается выезд на полосу встречного движения и всегда ли наказанием за это является лишение прав.

Поэтому сразу же отвечу на этот вопрос — выезжать на встречную полосу можно лишь в некоторых случаях, когда это не запрещено правилами дорожного движения.

Чтобы поставить все на свои места, приведу несколько примеров дорожных ситуаций, в которых можно выезжать на встречную, не опасаясь штрафов.

Ситуация 1. Неширокая дорога

Неширокая дорога без разметки (или с прерывистой разметкой), без дорожных знаков «обгон запрещен» и других условий, запрещающих выезд на полосу встречного движения, не накладывает ограничений на движение по встречной полосе:

Очевидно, что в этом случае ничто не запрещает выехать на левую полосу, например, для совершения обгона.

Рассмотрим эту ситуацию подробнее:

Дорога должна быть неширокой, т.к. при отсутствии разметки количество полос для движения определяется водителями самостоятельно. Также большое значение имеет тот факт, что половина ширины проезжей части, расположенная слева, считается стороной, предназначенной для встречного движения. Оба эти требования отражены в пункте 9.1 правил дорожного движения от 8 апреля 2020 года:

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Очень важный вывод, который следует из этого пункта правил: если на дороге нет разметки, то количество полос на ней обязательно четно, т.к. ровно половина дороги предназначена для встречного движения. Т.е. на дороге без разметки может быть либо 2 полосы, либо сразу 4. Трех полос быть не может!

Поэтому в рассматриваемой ситуации с выездом на встречную полосу движения дорога и должна быть неширокой, ведь иначе она станет четырехполосной, а выезд на встречную полосу повлечет штраф или лишение прав.

Ситуация 2. Трехполосная дорога

На трехполосной дороге (с разметкой) без знаков и других условий, запрещающих выезд на среднюю полосу, можно выезжать на нее без риска лишиться водительского удостоверения, например, для обгона:

Еще раз подчеркиваю тот факт, что трехполосная дорога должна обязательно иметь разметку. В противном случае дорога будет двухполосной или четырехполосной (в зависимости от ширины проезжей части).

Две рассмотренные выше ситуации и некоторые их модификации являются теми исключительными случаями, когда можно безнаказанно выехать на полосу встречного движения, т.к. перечисленные маневры разрешены правилами дорожного движения.

ГАИ впервые дало разъяснение, когда выезд на встречку не карается лишением прав
Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для «Российской газеты» разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.

Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь. В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин. Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.

В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.

Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.

Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом. Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась. И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.

Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.

Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах. Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.

Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии. Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию. Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.

Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.

Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.

Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение. Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он «совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом». Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15. Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

Точно также карается другое распространенное нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.

Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6). Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.

Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах «Российской газеты».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *