Права мигрантов

Оглавление

Введение 3

1. Право иностранных граждан на судебную защиту в России: теоретические аспекты 5

2. Анализ судебной практики по защите прав иностранных граждан в РФ 9

2.1. Проблемы установления ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации 9

2.2. Проблема защиты права на труд иностранных граждан в РФ 12

2.3. Проблема защиты авторских прав иностранных граждан в России 19

2.4. Проблемы регулирования семейных правоотношений с участием иностранных граждан 23

2.5. Проблема защиты прав иностранных инвесторов 25

Заключение 28

Список использованных источников 30

Введение

В Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без гражданства – лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания. В международном частном праве речь идет о правах и обязанностях, возникающих в таких областях, как гражданские, семейные, трудовые отношения, осложненные иностранным элементом.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что с каждым годом в Россию прибывает значительное количество граждан из-за рубежа, обладающих различного рода правовым статусом — это как лица, имеющие гражданство иностранного государства, так и лица, имеющие гражданство двух государств, или не имеющие гражданства вовсе, также это беженцы и вынужденные переселенцы. Подобная ситуация наблюдается не только в Российской Федерации, но и в других странах. В связи с этим возникает необходимость сотрудничества государств в сфере установления режима для иностранцев, позволяющем полно и оперативно регулировать общественные отношения в данной сфере.

Целью работы является исследование механизма судебной защиты прав иностранных граждан в РФ.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

— изучить теоретические аспекты судебной защиты прав иностранных граждан в РФ;

— провести практическое исследование судебной практики по судебной защите прав иностранных граждан в РФ.

Объект исследования – права иностранных граждан в РФ.

Предмет исследования – судебная защита прав иностранных граждан в РФ.

Теоретико-методологической основой работы являются законодательные акты Российской Федерации, публикации периодической печати, обзоры судебной практики, материалы сети Интернет.

Методологической основой исследования является анализ публикаций в периодической печати и сети Интернет.

Научно-практическая значимость работы состоит в выявлении основных проблем правовой защиты иностранных граждан в РФ.

Курсовая работа состоит их введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. Право иностранных граждан на судебную защиту в России: теоретические аспекты

Российское законодательство, предоставляя иностранцам в принципе равную с нашими гражданами возможность приобретать и осуществлять свои права в РФ, вместе с тем дает им возможность их судебной защиты.

Значение, которое уделяется в России защите прав иностранцев, нашло свое выражение в том, что иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Иностранные граждане пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с российскими гражданами. Иностранцы могут участвовать в гражданских процессах в качестве истца, ответчика или третьего лица. Право на судебную защиту имеют в РФ иностранные предприятия и организации (ст. 433 ГПК). Право обращаться в суд и пользоваться гражданскими процессуальными правами наравне с гражданами РФ предоставлено и лицам без гражданства (ст. 434 ГПК). Предоставление национального режима в области гражданского судопроизводства закон не связывает с проживанием иностранца или лица без гражданства в РФ.

В России нет каких-либо ограничений или условий, выполнение которых необходимо для обращения иностранца в суд. Между тем процессуальному законодательству ряда государств известно правило, согласно которому при предъявлении иска иностранец-истец должен внести денежный залог в обеспечение судебных расходов, которые может понести ответчик, если истцу будет отказано в иске Герасименко Ю. В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса. Омск, 2007. с.122.

Торговые договоры РФ с другими странами содержат специальные правила о взаимном свободном доступе граждан и организаций договаривающихся сторон в суд.

Так, согласно ст. 11 Соглашения между Российской Федерацией и Великобританией об экономическом сотрудничестве от 9 ноября 1992 г., «юридическим и физическим лицам каждой из стран будет предоставляться национальный режим в отношении доступа» и в любые суды и административные органы на территории другой страны «в связи с торговыми сделками». В соответствии с этим с наших граждан за границей и с иностранных граждан в РФ не будет требоваться никаких залогов. Как известно, в соответствии с законодательством доступ в наши суды открыт для всех иностранцев и без договора, а включение таких правил в торговые и другие международные договоры необходимо для обеспечения нашим организациям и гражданам свободного доступа в иностранные суды.

Освобождение от судебного залога (или иного обеспечения в какой бы то ни было форме) истца на основании того, что он является иностранцем или не имеет постоянного или временного места жительства в данной стране, предусмотрено также в Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 года.

Все договоры о правовой помощи, заключенные с другими государствами, устанавливают, что граждане одного государства пользуются на территории другого государства в отношении своих личных и имущественных прав такой же защитой, как и собственные граждане. Им предоставлено право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы и иные учреждения юстиции другого государства. Они могут возбуждать ходатайства и предъявлять иски на равных основаниях с отечественными гражданами. Им предоставляются одинаковые с отечественными гражданами процессуальные права, и они не должны вносить какой-либо залог при предъявлении иска.

Постановления этих договоров применяются соответственно и к учрежденным на территории договаривающихся сторон в соответствии с их законодательством юридическим лицам, а также к другим организациям, пользующимся процессуальной правоспособностью.

Иностранец, являясь стороной в процессе, пользуется в нашем суде всеми процессуальными правами наравне с российскими гражданами. Конституция РФ (ст. 171) обеспечивает участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке. Это конституционное положение имеет прямое отношение к иностранцам. Если иностранец не владеет языком, на котором ведется процесс, то он имеет право знакомиться с материалами дела через переводчика, а также выступать в суде на родном языке. Некоторые консульские конвенции (с Великобританией, Швецией) предусматривают, что консул может, если это позволяют законы государства пребывания, выступать в качестве переводчика по делам капитана судна и членов экипажа перед судами и властями государства пребывания.

Иностранец может вести дела в суде лично или через представителя. В нашем праве нет института обязательного судебного представительства. Представителями иностранных граждан в суде могут быть как российские граждане, так и иностранцы.

Представителем может быть любой адвокат. Аналогичным образом решается вопрос о представительстве иностранных фирм и граждан при рассмотрении дел в третейских судах (арбитражах). Например, в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ стороны могут вести Дела в этом суде непосредственно или через должным образом уполномоченных представителей, назначаемых сторонами по своему усмотрению, в том числе из иностранных граждан и организаций.

Кроме того, в качестве представителей иностранных граждан могут выступать консулы. В соответствии с правилами ряда консульских конвенций, заключенных с иностранными государствами, консул в силу своего официального положения может представлять граждан страны,- его назначившей, как перед судами, так и перед другими органами власти консульского округа.

Согласно Консульской конвенции между СССР и США, консул имеет право «представлять интересы гражданина представляемого государства в отношении имущества, находящегося в государстве пребывания, при условии, что такой гражданин не представлен иным образом, при условии, однако, что никто при этом не уполномочивает консульское должностное лицо действовать в качестве адвоката» (ст. 10) Герасименко Ю. В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса. Омск, 2007. с.187.

Для признания полномочий консула доверенности представляемого не требуется. Такое правило содержится в консульских конвенциях, заключенных с НРБ, СРВ, КНР, КНДР, МНР, ПНР, СРР, ЧССР, СФРЮ, Австрией, ФРГ и другими странами.

Консульские конвенции, заключенные с США, Великобританией, Японией, Швецией, Италией, предусматривают в общей форме право консулов оказывать своим гражданам юридическую помощь и содействие.

2.1. Проблемы установления ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации

Установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, конституционно закрепленным целям, а также отвечать характеру совершенного деяния. Административное выдворение установлено в указанных выше статьях в качестве дополнительного наказания, которое может быть назначено помимо основного — штрафа, в связи с чем необходимость его применения должна быть мотивирована, поскольку исполнение данного наказания в соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» повлечет невозможность получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в течение 5 лет, что может означать вмешательство в одно из основных конституционных прав граждан — на свободный выбор места жительства. В постановлениях Верховного Суда РФ неоднократно отмечалось, что применение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ должно основываться на данных, подтверждающих необходимость применения к нарушителю той меры ответственности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного производства.

Пример 1.

Рассмотрение административного дела Слободским районным судом в отношении гражданина Республики Армения Д., привлеченного к административной ответственности за осуществление трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу, начато 30.01.2008, однако в ходе рассмотрения дела возникла необходимость вызова свидетелей, в связи с чем в судебном заседании был объявлен перерыв до 31.01.2008. Это позволило суду принять законное и обоснованное решение о прекращении административного дела в отношении Д. за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что Д. трудовую деятельность на территории РФ не осуществлял, каких-либо работ на основании гражданско-правовых договоров не выполнял.1

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором РФ. На общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует нормам и принципам международного права.

Изучение административных дел показало, что в большинстве случаев при назначении административного наказания в виде штрафа с административным выдворением или без административного выдворения учитывались следующие обстоятельства: повторность административного правонарушения, длительность проживания на территории РФ без регистрации и уклонения от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, возраст, семейное положение, непринятие мер к трудоустройству, отсутствие жилья на территории РФ.

Пример 2.

Постановлением судьи Зуевского районного суда гражданин Республики Молдова А. признан виновным по ст. 18.8, ч. 1, КоАП РФ в уклонении от выезда за пределы РФ по истечении срока пребывания и подвергнут административному наказанию в виде штрафа без административного выдворения за пределы РФ. При назначении наказания судом учтены характер совершенного административного правонарушения, сведения о личности А., его семейном положении, после чего суд пришел к выводу о нецелесообразности применения к А. дополнительного наказания в виде выдворения за пределы РФ, поскольку на его иждивении находится малолетний ребенок и выдворение А. за пределы РФ может оставить ребенка без средств к существованию.

Пример 3.

Постановлением судьи Ленинского районного суда гражданин Республики Таджикистан М. признан виновным по ст. 18.10 КоАП РФ в осуществлении трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу в нарушение требований ст. 13 ФЗ РФ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и подвергнут административному наказанию в виде штрафа с административным выдворением за пределы РФ. При назначении наказания судом учтены характер совершенного административного правонарушения, факт длительного проживания М. на территории РФ, где он трудоустроен в нарушение существующего порядка привлечения иностранных граждан, отсутствие семьи в РФ, а также постоянного пригодного для проживания места и официального постоянного дохода. Также учтено, что работодатель, пригласивший его на работу, не имеет соответствующего разрешения на привлечение иностранных граждан, после чего суд пришел к выводу о необходимости применения к М. дополнительного наказания в виде выдворения за пределы РФ.

Права мигрантов. У иностранных граждан, находящихся на территории РФ имеются личные, социальные и трудовые права. У иностранных граждан, находящихся на территории РФ имеются личные, социальные и трудовые права. В настоящее время Россия является государством, где миграционный поток за последние годы сильно увеличен. Приток мигрантов положительно влияет на сложившуюся экономическую ситуацию в нашей стране. Прибывшие мигранты обладают правами, закрепленными в Конституции РФ, а их защитой занимается главное управление МВД по вопросам миграции. У лиц с таким статусом нет только политических прав, так как данные права имеют только граждане России.

Мигранты, как категория населения

Под эту категорию жителей попадают люди с различными статусами. Как временно прибывшие (сроком на три месяца), так и постоянно проживающие на территории государства и осуществляющие трудовую деятельность.

Защита Социальных прав

Для того чтобы все было законно был создан регулирующий орган, который следит за соблюдением прав и свобод таких граждан. Органы ФМС принимают активное участие в жизни мигрантов, чтобы упростить их проживание в чужой стране. Сюда входит оказание помощи в освоении языка и изучении истории и права. Это делается для того, чтобы человек смог сдать экзамен, чего требует законодательство РФ. И именно это несет в себе главную мысль того, чтобы снизить уровень непонимания между нациями. Очень многие прибывшие не то, что не умеют разговаривать на Русском языке, но и не понимают его. Из-за такой ситуации несколько лет назад отношения были на уровне конфликтов. Сейчас же изучение языка помогает быстрее человеку адаптироваться. Также не последнюю роль играет в адаптации помощь и работа психологов. Это относится не только ко взрослым, но и к маленьким детям, школьникам и студентам. Оказывается всяческая помощь, чтобы проживание было комфортным.

Трудовые права мигрантов

Законы РФ о праве принятия иностранных граждан на работу непосредственно зависят от профессии и уровня квалификации специалиста. Все прибывшие на территорию государства для осуществления трудовой деятельности по установленным законам обязаны оформить патентное разрешение на работу. Патент — это документ, подтверждающий право иностранного гражданина на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Существуют установленные сроки для его оформления. Прибывший обязан подать все необходимые документы в течение 30 дней со дня пересечения границы. Главным условием является то, что в миграционной карте при пересечении границы и въезде на территорию РФ должно быть указано целью приезда трудоустройство. Оформление данного разрешения подразумевает под собой то, что оно действует только на территории его получения и только на установленный в нем срок. То есть человек, оформивший патент в Московской области имеет право работать только в этом регионе. В случае переезда и смены работы необходимо получить новый. Также государство требует определенную единовременные платы и ежемесячные взносы за данное разрешение. Но и здесь есть свои исключения. Прибывшим, если же они являются гражданами стран, входящих в Таможенный союз, оформлять никакие разрешения на осуществление трудовой деятельности ненужно. Сюда относятся жители Казахстана и Беларусь.

Исключением является право на вождение автомобилей
Все мигранты, даже включая граждан Таможенного союза, не имеют права управления автомобилями без получения Российских водительских прав. Для этого им необходимо пройти обучение, сдать экзамен и предоставить медицинскую справку о состоянии своего здоровья в соответствующие органы.

Защита прав и свобод мигрантов в России непосредственно направлена на то, чтобы они могли беспрепятственно пересекать границу РФ, получать вид на жительство и осуществлять необходимую для жизни трудовую деятельность.

Но говоря о правах необходимо также помнить об обязанностях. Находясь на территории другого государства необходимо уважать и подчиняться его законам, нарушая которые, нужно знать, что за это предусмотрена ответственность. Это может быть и нанесение запрета на нахождении мигранта на территории страны, наказания за нелегальную трудовую деятельность, вплоть до принудительной депортации с последующим запретом въезда на 5 и более лет. В связи с этим прибывшим необходимо соблюдать все условия нахождения на территории другого государства.

Перечень законов для мигрантов

Основной поток мигрантов в России приходится, безусловно, на страны бывшего СССР. С его распадом возникла острая необходимость в грамотном регулировании вопросов миграционной политики — эффективном профильном законодательстве и качественной информационной поддержке, т.е. доведению до целевой аудитории новостей о последних изменениях в законах для мигрантов.

Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ о занятости населения в РФ

Основные действующие законы для мигрантов в РФ:

  • Конституция Российской Федерации 1993 г.: закрепляет право иностранного гражданина (мигранта) или лица без гражданства на свободу перемещения, т.е. право находиться на территории России на законных основаниях;
  • Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»: прописывает порядок вступления в гражданство России;
  • Федеральный закон N 114 «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию»: прописывает правила пересечения границы страны;
  • Федеральный закон №109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»: регулирует вопросы въезда-выезда, транзитного проезда через территорию России, выбора и изменения места пребывания, а также порядок учета перемещений;
  • ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: прописывает права и обязанности мигрантов, возникающие в связи с пребыванием на территории России;
  • Федеральный Закон «О беженцах»;
  • Федеральный закон РФ «О вынужденных переселенцах»;
  • Трудовой кодекс (глава 50.1): прописывает особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства;
  • Другие документы: федеральные законы, соглашения государств, указы Президента, постановления Правительства, приказы МВД и ФМС и пр.

О статусе судей читайте подробнее

Главным правоустанавливающим документом для мигрантов должен служить ФЗ N 115 о правовом положении.

Читайте также: ФЗ 261 вв последней редакции. Подробности

Миграционная сфера — одно из самых актуальных и потому часто изменяющихся направлений законодательства, поскольку она вынуждена постоянно подстраиваться под текущую геополитическую обстановку. Большая часть мигрантов, прибывающих в Россию с целью заработка или проживания, знакомы с положениями миграционного законодательства весьма поверхностно — зачастую со слов знакомых или отрывочно из информации о законах для мигрантов, публикуемой в СМИ (ФЗ о СМИ в последней редакции. Это нередко становится причиной возникновения множества проблем: от штрафов до выдворения и запрета на въезд.

Читайте о последних изменениях Федерального закона о торговле

Миграционная политика России

Привлекательность РФ для переселенцев пока остаётся сравнительно невысокой. Государственная миграционная политика РФ направлена на улучшение демографии, экономического процветания страны. Эти вопросы регулируются специальной Концепцией, утвержденной Президентом России 13 июня 2012 года, на срок до 2025 года. Основные положения законодательства РФ в сфере миграции преследуют такие цели:

  • обеспечение прав международных граждан с исключением дискриминации любого типа;
  • развитие рынка труда;
  • создание рабочих мест, развитие процесса приобретения патентов;
  • стимулирование прибытия в РФ людей молодого поколения, специалистов высокой квалификации;
  • совершенствование процесса получения вида на жительство;
  • упрощение норм въезда, оформления документов, процедуры регистрации;
  • оказание содействия вынужденным мигрантам;
  • контроль процессов незаконной миграции;
  • активный мониторинг и информирование населения по данному вопросу.

По итогам реализации этих положений планируется обеспечение широкого притока населения в области Дальнего Востока и Сибири.

Репатриация это

Способы ужесточения контроля

Бесконтрольный приток мигрантов может стать причиной возникновения социальных конфликтов. Если с их стороны происходит нарушение миграционного законодательства РФ, то в таких ситуациях к лицам, совершившим их, могут быть применены:

  • штрафы;
  • депортация;
  • запрет въезда на срок до 5 лет.

Штрафные санкции могут быть предъявлены самим гражданам, родственникам или третьим лицам, их пригласившим, работодателям.

Проблемы и перспективы

Вопрос о незаконных действиях мигрантов остаётся довольно острым, что увеличивает общий процент преступности. Целенаправленная борьба предстоит и с теневыми финансовыми потоками, которые провоцируют коррупцию и развитие криминального бизнеса. Существуют проблемы и в области соцзащиты вынужденных мигрантов.

В перспективе ожидается достижение максимальной выгоды от потоков трудовых мигрантов при минимальных рисках. К сожалению, законодательство Российской Федерации в сфере миграции ещё не вполне эффективно, официальные структуры и госконтроль достаточно слабы. Так что работа в этом направлении предстоит долгая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *