Поощрительные нормы административного права примеры

административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства;
административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев;
административно-правовой статус коммерческих организаций;
административно-правовой статус некоммерческих организаций, общественных объединений;
административно-правовой статус религиозных объединений;
административно-правовой статус органов исполнительной власти;
административно-правовой статус государственных предприятий;
административно-правовой статус государственных учреждений;
административно-правовой статус государственных служащих;
административно-правовой статус органов местного самоуправления;
административно-правовой статус муниципальных служащих;
различные аспекты организации и деятельности органов исполнительной власти;
различные сферы экономической и общественной деятельности.
Разумеется, предложенная выше классификация административно-правовых норм по адресату не может быть исчерпывающей, поскольку выделяет только основные группы субъектов административно-правовых отношений. В рамках каждой из этих групп возможно выделение многочисленных подгрупп. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Отдельные нормы данного Закона адресованы к определенным подгруппам, в частности, иностранные граждане, обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях; иностранные работники; иностранные граждане, поступающие на военную службу по контракту и проходящие военную службу; иностранные граждане, имеющие дипломатические привилегии и иммунитеты.
По территории (масштабу) действия административно-правовые нормы могут быть классифицированы на федеральные, нормы субъектов Российской Федерации, межтерриториальные нормы, нормы местного самоуправления, а также действующие на определенных территориях.
Федеральные нормы. Их действие распространяется на всю территорию Российской Федерации, охватывая своим правовым регулированием все субъекты Российской Федерации, все муниципальные образования. Примерами могут служить конституционные нормы, имеющие административно-правовую направленность, например, норма ч. 4 ст. 32 Конституции РФ, предусматривающая, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Необходимо напомнить, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В качестве другого примера можно привести административно-правовые нормы, содержащиеся в федеральных законах. При этом также отметим, что территория (масштаб) действия названных норм также определена Конституцией РФ: в соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Например, в силу ст. 71 Конституции РФ гражданство в Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Поэтому, исходя из рассмотренных выше конституционных норм, можно утверждать, что действие Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» распространяется на всю территорию Российской Федерации. Отметим, что в отдельных случаях нормы данного Закона будут действовать и за пределами нашей страны, например, при решении вопросов оказания помощи российским гражданам, находящимся за рубежом.
Нормы субъектов Российской Федерации. Такие нормы могут содержаться в законах субъектах Российской Федерации, а также в подзаконных нормативных правовых актах, принимаемых, в частности, главами субъектов Российской Федерации (губернатор, мэр и т. д.). Принципиальной особенностью данных норм является то, что они распространяют свое действие исключительно на территорию того субъекта Российской Федерации, государственными органами которого они были приняты. Характерным примером таких норм могут служить принимаемые в субъектах Российской Федерации нормы об административной ответственности за те или иные деяния.
Рассмотрим в качестве примера Закон Московской области от 10 июля 2009 г. № 87/2009-ОЗ «Об административной ответственности за правонарушения в сфере эксплуатации аттракционов на территории Московской области». Данный Закон устанавливает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушение требований в сфере эксплуатации аттракционов на территории Московской области, установленных нормативными правовыми актами Московской области.
В частности, предусмотрена административная ответственность за следующие деяния:
эксплуатация аттракционов, не зарегистрированных в установленном порядке;
эксплуатация аттракционов, не допущенных к эксплуатации в установленном порядке;
отказ в доступе или ограничение доступа к аттракционам должностных лиц, уполномоченных осуществлять надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Московской области, при проведении проверки технического состояния и соблюдения правил эксплуатации аттракционов.
Названные деяния рассматриваются в качестве административных правонарушений, за совершение которых устанавливается и применяется административное наказание в виде административного штрафа. Размеры административных штрафов также определены названным Законом Московской области.
Межтерриториальные нормы. Применяются для административно-правового регулирования отношений, охватывающих несколько административно-территориальных образований или субъектов Российской Федерации либо в силу определенных обстоятельств выходящих за рамки административно-территориального и федеративного устройства Российской Федерации.
Нормы местного самоуправления. Нормы, содержащиеся в правовых актах муниципальных органов, могут иметь административно-правовую направленность в случаях, когда они принимаются по вопросам, делегированным муниципальным органам органами исполнительной власти, а также по вопросам, требующим совместного регулирования со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, данные нормы могут быть направлены на регулирование отношений, нуждающихся в административно-правовой защите, например, охрана природы, памятников истории и культуры, благоустройство территорий.
Нормы, действующие на определенных территориях. Характерной особенностью этой группы норм является то, что их действие, как правило, напрямую не обусловлено федеративным и административно-территориальным устройством Российской Федерации. Подобные нормы могут содержаться как в нормативных правовых актах федерального уровня, так и в актах, принимаемых субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, а также компетентными должностными лицами. Главное, что действие этих норм распространяется на определенную территорию или группу территорий и обусловлено спецификой таких территорий. Примерами могут служить приграничная территория, территория закрытого административно-территориального образования, территории заповедников, национальных парков, территория, на которой введен режим чрезвычайного или военного положения и т. п. Проиллюстрируем сказанное, обратившись к Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
В соответствии с данным Законом в указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:
обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
Для единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Российской Федерации назначается комендант территории, на которой оно введено.
Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, в частности:
издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и должностными лицами указанных организаций, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и дополнительно привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения;
устанавливает время и срок действия комендантского часа;
определяет особый режим въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;
устанавливает особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков и спиртосодержащей продукции;
устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и порядок их работы.
Как видно из приведенных примеров, действие норм, содержащихся в указе Президента РФ, а также в приказах и распоряжениях коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, жестко «привязано» к определенной территории, специфическим признаком которой является то, что на ней введено чрезвычайное положение.
Еще одним примером административно-правовых норм, имеющих четкую «привязку» к конкретной территории, можно считать постановление Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 48 «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации». Несмотря на то что данный акт был принят без малого 20 лет назад, он сохраняет свое действие до настоящего времени с учетом последующих изменений.
По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:
общие, регламентирующие наиболее важные стороны административно-правового регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы жизни и все отрасли государственного управления. В качестве примера можно назвать нормы Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве, законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательстве о пожарной безопасности, природоохранном законодательстве;
отраслевые, регулирующие отношения, складывающиеся в определенных, достаточно узких сферах, в том числе таких, которые требуют специфического государственного регулирования. Примерами таких норм могут быть нормы, содержащиеся в Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», Федеральном законе от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки». По действию во времени:
срочные, для которых определен срок действия. Например, в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 21 марта 2003 г. № 66-ПГ «О временном ограничении движения транспортных средств в весенний период 2003 г. по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Московской области» в связи со снижением несущей способности конструкций дорожной одежды и земляного полотна, вызванным неблагоприятными погодными условиями зимнего периода 2002–2003 гг., на срок до 15 мая 2003 г. было установлено временное ограничение движения транспортных средств с нагрузками, превышающими 6 т на ось, по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Московской области. Одновременно с этим был определен перечень транспортных средств, на которых не распространяется данное ограничение (транспортные средства, осуществляющие перевозки молока, муки, хлебобулочных изделий, скоропортящихся продуктов питания со сроком хранения менее одного месяца, фуража, скота и т. д.). Таким образом, действие нормы, вводящей ограничение на движение большегрузных автомобилей, распространялось на определенный временной промежуток – весенний период 2003 г. (до 15 мая 2003 г.).
Срочный характер имеют нормы актов, принимаемых при режиме чрезвычайного положения;
бессрочные, т. е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом. Это подавляющее большинство административно-правовых норм. При этом возможны ситуации, когда принятые изначально как бессрочные они могут трансформироваться в срочные. Такие ситуации нередки при внесении изменений в законодательство. Так, изначально с момента принятия и вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривалось лицензирование такого вида деятельности, как деятельность по разведению племенных животных (ст. 17). Тем самым норма, определяющая обязательность лицензирования конкретного вида деятельности, носила бессрочный характер. Однако в дальнейшем Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ в Закон о лицензировании были внесены изменения, предусматривающие, помимо прочего, прекращение с 1 января 2006 г. лицензирования деятельности по разведению племенных животных. Таким образом, изначально бессрочная норма о необходимости лицензирования приобрела срочный характер с указанием на время прекращения ее действия.
Административно-правовые нормы могут быть классифицированы и по другим основаниям.

Глава 6 Реализация норм административного права

Традиционно под реализацией административно-правовых норм понимают практическое претворение в жизнь правил поведения, установленных данными нормами, в интересах упорядочения и урегулирования общественных отношений.
Как отмечает И.И. Мах, правовая норма представляет собой лишь механизм (модель) поведения и деятельности людей при решении жизненных проблем. Суть нормы права заключается в ее практическом использовании в необходимых жизненных ситуациях. В полной мере это положение относится и к административно-правовой норме. С данным мнением трудно не согласиться.
Как и любой отраслью права, административным правом используются следующие основные способы реализации собственных административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение. При этом возможный способ реализации предопределяется содержанием правовой нормы, например тем, содержит ли она предписание, формулирует запрет или предоставляет возможности для реализации субъективных прав.
Исполнение. Это – точное следование субъектами (участниками) административно-правовых отношений предписаниям, указаниям, требованиям, определяемым нормами административного права. Исполнение предполагает активные действия субъектов, на которых распространяются соответствующие нормы административного права. Напротив, пассивное поведение, невыполнение предписаний могут рассматриваться как противоправное поведение, влекущее за собой юридическую ответственность. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, допускаемых КоАП РФ. В свою очередь, неуплата административного штрафа в установленные сроки рассматривается как противоправное деяние и влечет за собой юридическую ответственность, в конкретном случае административную. Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В качестве еще одного примера приведем ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данной статьей установлено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Характер данной нормы предполагает активные действия тех субъектов, кому она адресована (в частности, администрации предприятий торговли и сферы услуг), выражающиеся в организации парковочных мест для инвалидов. Несовершение таких действий означает невыполнение установленной обязанности по организации парковочных мест для инвалидов, что, в свою очередь, влечет за собой административную ответственность. В силу ст. 5.43 КоАП РФ нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Таким образом, в рассмотренном примере при невыполнении требований административно-правовой нормы ответственность могут нести и юридическое лицо (например, общество с ограниченной ответственностью, являющееся собственником торгового центра), и должностное лицо (руководитель организации-собственника торгового центра).

Соблюдение как способ реализации административно-правовых норм по содержанию достаточно близок к исполнению. При соблюдении субъект (участник) административно-правовых отношений обязан воздерживаться от совершения деяний, запрещенных данными нормами. Здесь имеет место как бы пассивное исполнение: субъект может не предпринимать активных действий, характерных для исполнения, однако обязан выполнять определенные условия, формулируемые через запреты, которые представляют собой негативную оценку тех или иных действий и явлений со стороны государства. Нарушение запрета влечет за собой привлечение к юридической ответственности, вид которой зависит от характера запрета и серьезности нарушения, последствий такого нарушения. Например, ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен обширный перечень запретов, связанных с государственной гражданской службой. Так, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему, в частности, запрещается:
осуществлять предпринимательскую деятельность;
получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
Нарушение данных запретов в зависимости от конкретных обстоятельств влечет различные виды ответственности, начиная от дисциплинарной и заканчивая уголовной ответственностью.

В качестве других примеров соблюдения норм административного права мы можем обратиться к многочисленным запретам, установленным правилами дорожного движения, правилами пожарной безопасности и подобными нормативными правовыми актами.
Использование представляет собой добровольное совершение субъектами административно-правовых отношений правомерных действий, направленных на осуществление личных (субъективных) прав в сферах, регулируемых административным правом. Использование может характеризоваться как самостоятельное решение субъекта относительно возможностей, предоставляемых административным правом, и носить как активный, так и пассивный характер. Для того чтобы реализовать свое субъективное право поступления на военную службу по контракту, заинтересованный субъект (гражданин РФ или иностранный гражданин) должен совершить ряд активных действий, предусмотренных законодательством о военной службе. Однако этот же субъект может воспользоваться и правом не поступать на военную службу по контракту, поскольку обязанность такого поступления не предусмотрена законом. Другой пример: осуществление предпринимательской деятельности. Гражданин, намеренный использовать возможности для осуществления предпринимательской деятельности должен совершить ряд активных действий, в частности, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или создать и зарегистрировать юридическое лицо, встать на учет в налоговом органе и т. п. В том случае, если гражданин намерен осуществлять вид предпринимательской деятельности, подлежащий лицензированию, он обязан дополнительно выполнить целый ряд действий, направленных на получение лицензии. Однако, отметим, что выполнение таких действий не является обязательным: гражданин не имеет обязанности осуществлять предпринимательскую деятельность, а может, например, выполнять работу по трудовому договору. В случае если он занимается предпринимательской деятельностью, то вправе выбирать такие виды деятельности, осуществление которых не предполагает обязательного получения лицензии.
Спецификой административно-правовых норм является то, что посредством использования заложенных в них возможностей заинтересованные субъекты реализуют свои права не только в сфере административного права, но и в сферах, регулируемых гражданским, семейным, трудовым правом, правом социального обеспечения, иными отраслями российского права. Так, используя возможности, предусмотренные законодательством о лицензировании, заинтересованный субъект получает лицензию на осуществление вида деятельности, подлежащего лицензированию. Тем самым, он реализует свое субъективное право на предпринимательскую деятельность, отдельные виды которой требуют наличия специального разрешения (лицензии). В этой связи обратим внимание на то, что само требование лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности установлено не административным, а гражданским правом: п. 1 ст. 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Огромно разнообразие поощрительных средств, которые использует в свой деятельности государственная администрация. Чтобы лучше разобраться в этом множестве, необходимо провести группировку мер поощрения. С административно-правовой точки зрения лучше всего для решения этой задачи использовать критерии:

1) правовой основы;

2) фактического основания поощрения;

3) вида поощряемых субъектов;

4) вида поощряющих субъектов.

При рассмотрении выше способов поощрения фактически была проведена группировка поощрительных средств по их содержанию (моральные, материальные и др.).

С точки зрения правовой основы можно различать поощрение формальное и неформальное. Формальным признается поощрение, регламентированное правовыми нормами, соответствующие меры оформляются специальными правоприменительными актами (приказами и т. д.) и, как правило, заносятся в трудовую книжку, служебную карточку.

В поощрительной деятельности возможно и желательно проявление инициативы, применение разнообразных мер воздействия, которые или вообще не предусмотрены юридическими нормами, или не относятся ими к мерам поощрения. Неформальные средства — это и похвала, высказанная лицу руководителем в личной беседе, и похвала публичная, и направление на престижный симпозиум за рубежом, и повышение по службе, и предоставление ссуды для приобретения мебели, квартиры и многое, многое другое.

Продолжая использование этого критерия, можно выделить правовые (формальные) средства положительного стимулирования, предусмотренные федеральными актами (законами, указами, правительственными и ведомственными актами), актами субъектов Федерации, а также локальными актами государственных организаций.

Все фактические основания (заслуги) можно поделить на абсолютные и относительные.

Абсолютными можно назвать подлинные заслуги, а относительными — полезные действия по устранению вредных последствий ранее совершенных нарушений, по исправлению, перевоспитанию.

Абсолютным основанием поощрения является добросовестное выполнение трудовых, служебных, родительских и иных постоянных обязанностей. Оно широко используется и для стимулирования лиц, отличившихся при выполнении гражданского долга («за мужество», «за отвагу на пожаре», «за спасение утопающего», за помощь в задержании преступника и т. д.).

Так, в п. 32 ст. 11 Закона РСФСР «О милиции» сказано, что милиции предоставляется право «объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей».

Для поощрения широко используются такие поводы, как юбилеи (гражданина, организации), определенные достижения (в науке, спорте, самодеятельности и т. д.), победы в конкурсах, олимпиадах, смотрах.

Все названные основания являются абсолютными, и обусловленное ими поощрение — абсолютным.

Поощрение призвано стимулировать прежде всего абсолютные положительные действия, но, кроме того, оно может использоваться для социальной адаптации лица, отбывающего наказание (условно-досрочное снятие судимости и т. д.). Статьей 19 Дисциплинарного

Устава Вооруженных Сил предусмотрено такое поощрение: «снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания».

Относительные поводы, относительное поощрение регламентируется УК РФ, КоАП РСФСР, Дисциплинарными уставами. Нормы этих актов обязывают поощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда. В качестве примера можно назвать ст. 297 КоАП РСФСР, предусматривающую возможность сокращения срока наказания «при добросовестном отношении к труду и примерном поведении лица, лишенного на определенный срок права управления транспортным средством или права охоты…».

В примечании к ст. 44 КоАП РСФСР сказано: » Лицо, добровольно сдавшее имевшееся у него в небольших размерах наркотическое средство, которое оно приобрело или хранило без цели сбыта, освобождается от административной ответственности за действия, предусмотренные настоящей статьей». Представляется, что такие нормы должны быть расширены до уровня общих правил административной ответственности. Они должны распространяться и на мелкое хищение, и на многие другие административные проступки, не только на лишение прав, но и на такое взыскание, как штраф.

На основании норм административного права могут поощряться коллективные и индивидуальные субъекты. Среди коллективных находятся структурные подразделения государственных и общественных организаций, предприятия, учреждения, воинские части и другие организации, а также сложные организации: железные дороги, пароходства, города, а в прошлом награждались и области, и целые республики.

Намного чаще, особенно сейчас, отмечаются заслуги индивидуальных субъектов. Это:

1) рабочие, служащие, сотрудники (члены организованных коллективов);

2) активисты, члены разных советов, комиссий государственных и муниципальных организаций;

У) граждане, выполнившие свой общественный долг, совершившие подвиги, добившиеся успехов в спорте, науке и др., выявившие месторождения полезных ископаемых и т. д. Так, 26 декабря 1995 г. Правительство Российской Федерации утвердило положение «О порядке выплаты денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых»;

4) проживающие вне России иностранные граждане, которые внесли вклад в развитие науки, дела мира, сотрудничества с Россией, оказали помощь нашей стране. Кстати, только к ним применяются такие поощрительные средства, как присвоение звания Почетного гражданина России, досрочный прием в российское гражданство.

В общем, поощрены могут быть любые граждане независимо от возраста, состояния здоровья, гражданства, судимости и других признаков. Поощрены могут быть любые коллективные субъекты: самостоятельные организации, их структурные подразделения (бюро, отделы, факультеты, кафедры, филиалы и др.), города, железные дороги, авторские коллективы и т. д.

Если в качестве критерия группировки взять за основу правовой статус субъекта, отмечающего отличившихся, то можно говорить о федеральной, региональной, местной и локальной государственной администрации.

На федеральном уровне поощрение производится:

1) Президентом Российской Федерации.

К исключительной компетенции Президента относится награждение Государственными наградами, присуждение Государственных премий. Он делает это в форме издания специальных указов;

2) Правительством Российской Федерации;

3) центральными органами исполнительной власти специальной компетенции Российской Федерации;

4) иными центральными органами Российской Федерации (Центральным банком, Прокуратурой, Центральной избирательной комиссией).

На региональном уровне награды раздают:

1) главы исполнительной власти субъектов Федерации;

2) правительства субъектов Федерации;

3) министерства и другие центральные органы субъектов Федерации.

На местном уровне поощряют руководители государственных районных, городских, межтерриториальных органов (начальники ОВД, налоговых инспекций, военные комиссары и др.).

На локальном уровне поощрительную деятельность осуществляют администрации государственных организаций, командиры строевых подразделений и соединений.

Как уже отмечалось, поощрение, как правило, производится по усмотрению администрации, которая вправе поощрять либо возбуждать дела о поощрении, но не обязана это делать. Но в ряде случаев у граждан и организаций есть право на поощрение в виде определенной суммы денег или иного приза. Соответственно можно говорить о поощрении по усмотрению и обязательном поощрении. Примерами последнего могут быть:

• призы, награды, льготы, которые заранее были обещаны победителям конкурсов, соревнований, олимпиад;

• вознаграждения за открытие месторождений полезных ископаемых;

• медали выпускникам школ, дипломы с отличием выпускникам вузов;

• денежные вознаграждения тем, кто помог в раскрытии определенных правонарушений.

Так, в соответствии с утвержденным Правительством Свердловской области 14 января 1999 г., положением о мерах поощрения лиц, принимающих активное участие в мероприятиях по охране диких копытных животных в 1999 г.:

Лицам, выявившим конкретный случай незаконной добычи дикого копытного животного, выплачивается вознаграждение в размере:

за лося 300 рублей;

за косулю 100 рублей;

за кабана 100 рублей.

При рассмотрении материалов о незаконной охоте в суде лицу, выявившему случай незаконной добычи дикого копытного животного, дополнительно выплачивается 50 рублей.

Дополнительно лицам, составившим в соответствии с действующим законодательством протокол на нарушителей правил охоты, незаконно добывшим лося, косулю или кабана, выдается платное разрешение (лицензия) на добычу дикого копытного животного соответствующего вида с преимущественным правом охоты на территории охотоугодий, где было выявлено нарушение.

На практике используются разные способы поощрения пользователей (владельцев, клиентов) за экономию электроэнергии, за поддержание в хорошем состоянии квартир, инженерного оборудования, домов и т. д.

В литературе можно встретить предложения о поощрении лиц, которые бережно относятся к своему здоровью. Их можно было бы серьезно обсудить.

Административно-пресекательные меры

Адм.-пресекательные меры —
способы и средства принудительного
воздейст­вия, применяемые в целях
прекращения противоправного деяния и
предотвраще­ния наступления вредных
последствий.

В зависимости от целей, характера,
объекта воздействия адм.-пресекательные
меры подразделяются на;
1). меры,
применяемые к нарушите­лю — физическому
лицу (требование прекратить противоправные
действия, непо­средственное физическое
воздействие, адм. задержание лица для
составления протокола об административном
правонарушении, применение оружия и
иных специальных средств и т. д.); 2).

меры,
применяемые к нарушителю — Юр.Л.
(тре­бование прекратить противоправные
действия, приостановление деятельности
предприятий или их закрытие, отказ в
выдаче лицензии, приостановление
дейст­вия лицензии или ее аннулирование);
3).
меры
имущественного характера (изъя­тие
огнестрельного оружия); 4).

меры
технического характера (• приостановле­ние
эксплуатации автотранспортных средств,
техническое состояние которых не
отвечает установленным требованиям);
5).
меры
эпидемиологического характера
(применяются органами Госкомсанэпиднадзора);
6).
меры
финансово-кредитного характера (•
наложение ареста на банковские счета
организации).

Способы обеспечения законности в государственном управлении

1)
недопущение
органами ис­полнительной власти
нарушений требований и предписаний,
установленных за­конодательством;

2)
оперативное
выявление нарушений, их пре­сечение
и устранение;

3)
установление
причин и условий, способствующих
на­рушениям в деятельности органов
исполнительной власти;

4)
привлечение
к от­ветственности виновных в нарушении
законности и дисциплины;

5)
разработку
и принятие мер, обеспечивающих устранение
причин и условий нарушений закон­ности.

• наблюдение
за функционированием соответствующего
подконтрольного объекта;

• получение
объективной и достоверной информации
о состоянии законности и дисциплины;

• принятие
мер по предотвращению и устранению
нарушений законности и дисциплины;

• выявление
причин и усло­вий, способствующих
правонарушению;

• принятие
мер по привлечению к от­ветственности
виновных лиц.

1)
общий — охватывает
всю деятельность подконтрольных
объек­тов;

2)
специальный — осуществляется
по к.-л. конкретному вопросу, направле­нию
деятельности подконтрольного объекта.

Контроль
м.б.
внешним
(осуще­ствляется
органом, не входящим в систему проверяемого
ведомства) и внутрен­ним
(проверка
проводится собственными силами
министерства, ведомства, уч­реждения).

В
зависимости от субъекта контроля, объема
и характера полно­мочий гос. органов
различают:
1).
контроль,
осуществляемый органами предста­вительной
власти; 2).
контроль,
осуществляемый органами исполнительной
вла­сти (• общей, • межотраслевой и
• внутриведомственной компетенции).

Надзор

способ обеспечения законности в сфере
исполнительной власти за­ключается
в постоянном, систематическом наблюдении
специальными гос. орга­нами за
деятельностью не подчиненных им органов
или лиц с целью выявления нарушений
законности. Деятельность поднадзорного
объекта оценивается с т.з.

1)
органы
надзора осуществляют свои функции и
полномочия в отношении тех объектов,
которые им организационно не подчине­ны;

2)
в
процессе контроля могут применяться
меры дисциплинарного воздейст­вия в
отношении виновных лиц;

3)
органы
контроля осуществляют проверку различных
сторон деятельности подконтрольных
объектов.

• надзорная
деятельность руководителей органов, а
также создаваемых ими комиссий, не
являющаяся для них основным видом
рабо­ты и осуществляемая эпизодически,
на основе поступивших заявлений, жалоб,
дел;

• надзор,
который осуществляется специальными
ведомствами и служ­бами, органами,
для которых такая функция является
главной или важнейшей (напр., система
гос. комитетов сан.-эпидемиологического
надзора, Гос. а/монопольный комитет и
др.).

Предмет
прокурорского надзора: соблюдение
и исполнение законодательства при
производстве по делам об административных
пра­вонарушениях, кроме дел, находящихся
в производстве суда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *