Ответственность за ненадлежащую информацию

Недостоверная информация

Несоответствие информации о товаре на ценнике, упаковке, инструкции и т.д. фактическим данным товара встречается довольно часто. Так, в магазине можно обнаружить, что на ценнике одна цена, а при продаже посчитали стоимость по другой. Что делать потребителю в таких случаях?

Нередко информация на упаковке не соответствует ее внутреннему содержанию. Можно ли в таком случае вернуть товар в магазин? Чем подкреплять свои действия? Нарушения в виде недостоверной информации о товаре, не важно, умышленно это было сделано или случайно, несут последствия для продавца. Что предпринимать в подобных случаях, даст понять Закон «О защите прав потребителей».

Недостоверная цена товара

По закону продавец обязан своевременно сообщать достоверную цену на товар. Если на ценнике одна цена, а при осуществлении покупки Вам предъявляют большую цену, знайте – Ваши права нарушают. По закону компания должна реализовывать товары по той стоимости, которая присутствует в информации о товаре.

Если продавец требует заплатить больше указанной стоимости, то для подкрепления своей позиции Вы можете сообщить продавцу информацию, которая содержится в ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» и потребовать продажи по цене, которая написана на ценнике. Даже если продавец говорит, что он просто не успел поменять цены, Вы все равно вправе предъявить такое требование. Если Вы заметили разницу в цене после приобретения товара, Вы можете:

l требовать от продавца возмещения ценовой разницы;

l требовать возврата полной суммы, уплаченной за товар, при его возврате (в срок 14 дней).

Недостоверная информация о товаре

Если информация скрыта от покупателя или предоставлены неверные данные о товаре или услуге, потребитель вправе:

l требовать возврата полной стоимости товара (услуги, работы);

l требовать возмещения ущерба, причиненного в связи с недостоверной информацией.

Информация может быть недостоверной по таким параметрам:

l Недостоверная информация. Продавец может специально скрыть настоящие сведения о свойствах, функциях товара или его качестве.

l Недостоверные данные в договоре. Продавец может умышленно скрыть информацию о сроке годности товара, комплектности и др.

Сокрытие информации о товаре может стать причиной серьезного ущерба. Например, изготовитель не предупредил покупателя о максимальной наполняемости стиральной машины, предоставил недостоверную информацию, написав на корпусе техники и в инструкции к применению 5 кг вместо 3 кг. В результате этого стиральная машина вышла из строя, затопив ванную комнату покупателя и его соседей снизу, испортила ремонт. Общая сумма, которую обязан выплатить исполнитель, включает в себя стоимость стиральной машины, стоимость ремонта обеих комнат.

Иногда для того, чтобы продать свой товар или работу, продавцы или исполнители услуги умышленно скрывают информацию или предоставляют ее неверно.

Как вернуть деньги за товар или услугу?

Порядок действий при выявлении факта недостоверной информации должен быть таким:

l Отправление претензии продавцу. В первую очередь, можно попытаться решить последствия предоставления недостоверной информации без привлечения третьих лиц. Часть продавцов при обращении с претензией, возмещают причиненный покупателю ущерб, чтобы избежать возможных проблем.

l Обращение с исковым заявлением в суд. Если решить спорный вопрос в досудебном порядке невозможно, недобросовестного продавца может привлечь к ответственности в суд. Решение суда в Вашу пользу может обернуться для продавца серьезными последствиями.

Помощь в спорах о недостоверной информации

Наши юристы помогут Вам добиться от продавца возмещения всей суммы причиненного ущерба. Правовая поддержка может сыграть решающую роль в результате претензионной работе и судебных разбирательств.

3. Предоставление информации о товаре на иностранном языке не является надлежащим и влечет наступление последствий, указанных в ст. 12 Закона о защите прав потребителей

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (пункт 44)

Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 12 Закона.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 декабря 2015 г. по делу N 33-10796/2015

Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 указанного Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в п. 1, 2, 3 ст. 12 указанного Закона.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 декабря 2015 г. по делу N 33-19097/2015

Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 12 Закона.

Апелляционное определение Московского городского суда от 26 ноября 2015 г. N 33-39604/15

Как разъяснено в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 12 Закона.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 08 сентября 2015 г. по делу N 33-15330/2015

В п. 44 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указано, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (п. 1 ст. 10). Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в п.п. 1, 2 и 3 ст. 12 Закона.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 08 июля 2015 г. по делу N 33-4462/2015

Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 12 Закона.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 июня 2015 г. по делу N 33-4165/2015

В п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (п. 1 ст. 10). Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в п.п. 1, 2 и 3 ст. 12 Закона.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 апреля 2015 г. по делу N 33-1492/2015

Согласно абз. 2 п. 44 данного Постановления информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 12 Закона.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 11 марта 2015 г. по делу N 33-4017/2015

Как разъяснено в п.44 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (п. 1 ст. 10). Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в п.п. 1, 2 и 3 ст. 12 Закона.

Справка по результатам обобщения судебной практики рассмотрения судами Пермского края дел по спорам о защите прав потребителей за 2013 — 2014 годы (утв. на заседании Президиума Пермского краевого суда от 27 марта 2015 года)

Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме на этикетках, маркировкой, в технической документации или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в п. 1, 2 и 3 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Какие права имеет потребитель в случае предоставления ненадлежащей информации о товаре?

В случае непредоставления необходимой и достоверной информации о товаре, у потребителя возникают права, предусмотренные п.1 ст.12 Закона РФ » О защите прав потребителей»: «если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещение убытков, причинённых необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключён, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков».

По смыслу ст.12 Закона РФ » О защите прав потребителей», отсутствие информации, или наличие недостоверной информации о товаре приравнивается к недостаткам данного товара. В этой связи, потребитель имеет право предъявить требования, предусмотренные п.1-4 ст.18 Закона РФ » О защите прав потребителей»:

-безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление потребителем или третьим лицом;
-соразмерно уменьшить покупную цену;
-заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула);
-заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
-полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества;
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Так как у потребителя, как правило, отсутствуют специальные познания о свойствах и характеристиках товара, то изготовитель (исполнитель, продавец) обязан эту информацию предоставить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *