Ответственность военнослужащих в РФ

Согласно ст. 28 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, который привлекается к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка — с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

Следует учитывать, что согласно п. 8 ст. 28.2. Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности) по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка. Согласно этой же статье привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно предшествовать разбирательство. Срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. Таким образом, течение указанного срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности должно исчисляться со дня, когда соответствующему командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке (нарушении).

В соответствии со ст. 2.5. Кодекса об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 указанной статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Таким образом, в случае нарушения Правил дорожного движения военнослужащие привлекаются к административной ответственности наравне с другими гражданами, то есть на общих основаниях, однако следует помнить, что дела о таких правонарушениях рассматриваются военными судами. В этой связи представляет интерес позиция Президиума ВС РФ сформулированная в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2007 года ( см. Постановление по делу № 45-АФ07-49) согласно которой, «сокрытие информации о прохождении военной службы при составлении протокола об административном правонарушении не является в последующем основанием для признания решения суда о привлечении к административной ответственности, вынесенным с нарушением правил подсудности (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации № 10 октябрь 2007 г. С. 21). Таким образом, не стоит скрывать перед судом или лицом, составляющим протокол о совершении правонарушения, что Вы являетесь военнослужащим, в надежде, что вынесенное постановление будет считаться незаконным. Напротив, согласно Постановлению судьи Верховного Суда РФ от 25.12.2015 г. № 13-АД15-8 решение по делу об административном правонарушении, совершенном военнослужащим, вынесенное не военным судом, если суду было известно о том, что предполагаемый нарушитель является военнослужащим, подлежит отмене, а производство по делу — прекращению, поскольку истек срок давности привлечения к административной ответственности. (Кстати, если Вы попали в ДТП, Вам не платит страховая компания, не выплатила страховое возмещение в полном объеме или тянет с выплатой страхового возмещения, Вы можете пройти и почерпнуть много полезной информации по этому вопросу.).

Во всех остальных случаях, кроме тех, что указаны в ст. 2.5 Кодекса об административных правонарушениях военнослужащие совершившие административные правонарушения, привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, также как и в случае совершения ими дисциплинарного проступка.

К гражданско-правовой ответственности военнослужащий привлекается в общем порядке, без каких-либо особенностей, в случаях, порядке и размерах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, когда им, например, не при исполнении обязанностей военной службы причинен материальный ущерб или моральный вред третьим лицам, не исполнены какие-либо обязательства, принятые на себя по договору (сделке), либо им без правовых оснований приобретено (сохранено) имущество, включая деньги.

Федеральным законом от 12.07.1999 N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» установлено, что военнослужащие, причинившие ущерб при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность, по общему правилу, в ограниченном размере. Это означает, что в большинстве случаев военнослужащему, виновному в причинении ущерба, не придется в полном объеме возмещать причиненный им ущерб, размер материальной ответственности военнослужащего, как правило, ограничен 1, 2, 3 окладами месячного денежного содержания и надбавками за выслугу лет. Однако военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
— военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
— действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
— в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
— умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
— военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.
Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются как в случаях совершения ими преступлений, за которые Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность для всех остальных граждан, так и в случае совершения ими преступлений, за которые привлекаются к уголовной ответственности только военнослужащие.

Так, например, согласно ст. 337 УК РФ признается уголовным преступлением самовольное оставление военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, а военнослужащим, проходящим военную службу по контракту — продолжительностью свыше десяти суток.

Если у Вас есть вопросы к военному юристу, касающиеся привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или материальной ответственности, обращайтесь к нам.

Нужна помощь военного юриста?

Нужна профессиональная юридическая консультация на человеческом языке?

Нужен образец заявления, иска в суд?

Что такое административная ответственность военнослужащих

Что такое вообще административная ответственность? Это наказание, которое несёт человек за совершённый проступок противообщественного направления.

К ним можно причислить такие деяния:

  • Посягательства на государственный (общественный) порядок или имущество.
  • Нарушение свобод других граждан.
  • Противоправные действия.
  • Притязания к установленному управленческому порядку.
  • Действие или бездействие, приведшее к нарушению прав населения.

И если за нарушение любого из перечисленных пунктов обычного гражданина привлекут к админответственности с присуждением штрафа, то к несущему службу во ВС будут предприняты другие меры.

Административные правонарушения повлекут за собой более суровые наказания для военнослужащего

Военные лица несут ответственность на основании действующего Дисциплинарного устава ВС РФ, согласно которому общие правила касаются служащего в ВС только при совершении таких проступков:

  • нарушение свода правил ДД;
  • несоблюдение таможенных требований и существующих правил прохождения контроля на ГГ;
  • совершение контрабандных деяний;
  • несоблюдение закона о выборах;
  • нарушение Налогового кодекса;
  • игнорирование выполнения требований госструктур, выполняющих расследования по админнарушению.

За допущение перечисленных действий лицо, находящееся на действующей службе во ВС, может быть наказано следующим образом:

  • Получить предупреждение.
  • Лицо, не проходящее службу по призыву, может быть оштрафовано.
  • Выполнена конфискация орудия или предмета, с помощью которого совершалось правонарушение.
  • Совершено выдворение особы за пределы страны. Это касается лиц, которые имеют гражданство иностранного государства или апартидов.
  • Лишено специального права и статуса военного.

Иные виды санкций к служащим во ВС РФ применены не будут, поскольку законодательством закреплен именно такой порядок воздействия.

Как оформляется правонарушение

В случае фиксирования факта совершения злодеяния человеку в форме ВС, который попадает под ДУ, оформленные материалы передаются его командованию для применения к нему мер согласно воинскому уставу. Такой порядок свершения правосудия можно отнести к особенности административной ответственности военнослужащих.

Следует знать, что особа, которая совершила проступок, правомочна на такие действия:

  • представить свои объяснения, относящиеся к делу;
  • предъявить замечания по содержанию протокола;
  • в случае отказа от подписания составленного протокола изложить мотивы своих деяний.

В свою очередь уполномоченным для составления протокола лицом обязательно выполнение следующей процедуры в отношении к военнослужащему – нарушителю:

  • При составлении протокола предоставлены разъяснения его прав.
  • Не препятствовать знакомиться с материалами дела.
  • Предоставить возможность для объяснения и предъявления доказательства.
  • При рассмотрении разрешить пользоваться помощью адвоката.
  • Дать возможность обжаловать постановление по делу.

В статье 28.3 КоАП обозначен перечень должностных лиц, которые правомочны составлять протоколы об админправонарушениях.

Не следует рассматривать невозможность напрямую применить к солдатам таких мер, как лишение удостоверения водителя, присуждение штрафа или других порицаний.

Совершенные лицом преступления будут рассмотрены по правилам ДУ. Последствием такого разбирательства может быть дисциплинарное, и даже уголовное наказание

В случае несогласия военнослужащего с вынесенным по отношению к нему вердикту он имеет право обжаловать его в зависимости от степени вины и способа наказания к:

  • вышестоящему руководству;
  • в военный суд.

При этом порядок обжалования регламентируется законодательством. Так, срок, отводимый для обжалования, составляет 30 дней со дня оформления протокольного документа. При этом гарнизонному суду предоставляется 10 дней для его рассмотрения. Такие дела проходят с участием всех сторон конфликта, которые должны быть опрошены судом.

Особенности

Получая статус военнослужащего, человек вместе с ним обретает иные права, а также и обязательства по сравнению с госслужащими и работающими по обычному трудовому договору людьми. Эти обязанности намного объёмнее, чем у обычного человека.

К особенности админответственности военных относится дистанцирование наказаний от обычного порицания. Установлено оно отдельно, и по статье 2.5 КоАП определено, что привлечение военных наравне с гражданскими лицами невозможно.

Это норма не означает, что служебный мундир дает иммунитет. Наоборот, к военным применяются более жёсткие меры дисциплинарного притязания.

Часть 2 обозначенной статьи КоАП предусматривает, что за некоторые нарушения солдаты и офицеры могут быть наказаны наравне с гражданскими лицами

Правила законодательства распространяются на таких особ:

  • Контрактников и кадровых офицеров.
  • Лиц, проходящих срочную службу.
  • Особ, находящихся на сборах.

Для обозначенной категории граждан арест и исправительные работы в качестве наказания рассмотрены быть не могут.

Админпроизводство представляет собой наказание без протокола. К этому можно отнести вынесение предупреждения. Но в случае с воинами ВС РФ оно не применимо, даже при отсутствии возражений с их стороны. Правовой казус в этом случае выражен тем, что законодательством не предусмотрена обязанность должностного лица выяснять статус нарушителя. Но также нет и норм, которые обязывают виновного предъявлять удостоверение, что в свою очередь может быть рассмотрено как злоупотребление.

В действовавшей до 2007 года редакции КоАП РФ к причисленным к статусу ВС не могли быть применены наказания в виде общественного ареста. А к призванным на срочную службу — админштрафы.

В 2007 г. был принят ФЗ№203 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих». На основании этого норматива действуют такие ограничения по применению административных взысканий:

  • Админштраф не может быть применён к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, находящимся на срочной службе. Также это касается курсантов ВО профучреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Офицеров, призванных на воинскую службу, а также лиц, командированных на общие сборы, такое правило не касается.
  • Админарест не может быть применен к лицам, находящимся на военных сборах, с заменой его дисциплинарным арестом.
  • К военнослужащим –иностранцам административное выдворение не применимо.

Обстоятельства, отягчающие вину нарушителя-военнослужащего

Степень наказания за совершённые противоправные деяния может быть усилена. Зависит это от наличия отягчающих обстоятельств, которые закреплены в статье 4.3 КоАП и применимы служащим во ВС РФ.

Этими обстоятельствами являются:

  • Действия противоправного характера, которые продолжаются после требования уполномоченного лица прекратить их.
  • События, произошедшие повторно. Особенно при не истёкшем сроке предыдущего наказания.
  • При вовлечении в совершение проступка несовершеннолетнего лица.
  • При участии в преступлении группы лиц.
  • Если события происходили в условиях ЧС.
  • Свершение админправонарушения в состоянии опьянения (не зависимо от источника).

Освобождение от административной ответственности

Законом предусмотрены прецеденты, которые влияют на освобождение служащего в ВС РФ от наказания.

Не подлежит к админответственности лицо, несмотря на совершение проступка, если:

  • Действие вызвано крайней необходимостью, во избежание нанесения опасности государственному или общественному порядку.
  • Деяние происходило для самообороны, в разумных пределах.
  • Доказана невменяемость лица, допустившего нарушение.

При малозначительности совершенного админнарушения уполномоченное лицо может освободить нарушителя от админответственности с ограничением лишь устного замечания. В этом случае и к дисциплинарной ответственности военного не привлекают.

Применение законодательства распространяется на всех особ со статусом ВС РФ, независимо от должности и звания.

Разновидности

Лицам, которые обеспечивают защиту своей страны и её безопасность, присваивается статус военнослужащего. Приобретается он с началом призыва и аннулируется вместе с увольнением из рядов Вооружённых сил. Такое положение обозначено ФЗ№141 и касается всех граждан, в том числе и иностранных.

Все лица, которые служат в рядах ВС РФ, имеют равенство перед законом. Наличие званий и должностей значения в несении ответственности не имеют

К лицам, наделённым армейским статусом, согласно ФЗ№76 «О статусе военнослужащих», приравниваются следующие особы:

  • служащие по контракту;
  • бойцы-срочники;
  • лица, призванные на военные сборы;
  • курсанты военных училищ и другие.

В случае если человек, причисленный к когорте армейцев, пренебрег своим функциональным долгом, а также допустил правонарушение (намеренно или случайно), он будет нести юридическую провинность за содеянное.

Что такое юридическая ответственность военнослужащих? Это применение мероприятий государственного принуждения к лицу, признанному нарушителем за совершение какого-либо противоправного действия.

Существуют следующие виды юридической ответственности военнослужащих, к которым могут быть привлечены военные в случае совершения противоправного деяния:

  • Дисциплинарной.
  • Административной.
  • Материальной.
  • Гражданско-правовой.
  • Уголовной.

Применение определённого критерия зависит от характера деяния, также на степень провинности влияет тяжесть совершённого проступка. Законом также предусмотрено право доказать гражданином неповинность в случившемся.

Что говорит законодательство РФ

Гражданин, по отношению которого закреплён статус ВС, при совершении правонарушения может попасть под один из предусмотренных вариантов притязаний, регулируемых федеральными законами или следующими законодательными актами:

  • Конституция РФ, где охвачены все граждане, в том числе и с определённым статусом. Главным здесь является то, что защитники Родины имеют те же права, а также несут те же основные притязания, что и прочие особы.
  • ФЗ «О воинской обязанности и ВС», которым определён долг у граждан состоять на учете военкомата, определяется порядок призыва в армию и последствия за нарушение этого норматива.
  • ФЗ «О статусе военнослужащих», в котором собраны общие права и обязанности армейцев, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят в рядах ВВ.
  • ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих”, где закреплены варианты нарушений и порядок реализации их устранения.
  • ФЗ № 61 «Об обороне”, согласно которому виновные в невыполнении возложенных полномочий лица, а также особы, препятствующие выполнению задач обороны, подлежат взысканию, определяемому УК РФ.
  • Самым детальным образом права и обязанности воинов содержатся в общевоинских уставах. Среди таковых выделяют уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный устав. Существует также Корабельный устав, определяющий порядок службы для моряков ВС. Имеется и ряд других нормативных актов, которые применяются к лицам, находящимся в армии.

Особенности привлечения армейцев к ответственности

Представляет собой многоплановое социальное явление, сложное по определению, поскольку отражает объективный характер взаимодействия между личностью, коллективом, обществом, с точки зрения предъявляемых к ним особых требований.

Применение различного рода юридических притязаний к защитникам Родины имеет ряд особенностей привлечения. Это объясняется тем, что юрответственность этой категории лиц регулируется наряду с государственными правовыми нормами, положениями военного права, которое учитывает особенности взаимоотношений в армии. Можно выделить такую специфику юрответственности армейцев:

  • более расширенный, чем на гражданке, состав правонарушений, за которые наступает юробязательство;
  • повинность за совершение аналогичных с гражданскими лицами правонарушений увеличена;
  • наличие у старших командиров спецполномочий, которые закреплены нормативами, по привлечению подчинённых к юрответственности;
  • существование спецусловий для реализации командирских полномочий и применения соответствующих мер юрответственности.

В ряде предусмотренных регламентом ситуаций армеец освобождается от притязаний. К таким случаям можно отнести вынужденную оборону, а также физическое принуждение для исполнения приказа. Иногда это и специфика исполнения непосредственных функций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *