Образец договора предоставления персонала, заключаемый между юридическими лицами.

Договор о предоставлении труда работников (персонала)

Договор о предоставлении труда работников (персонала) (далее — договор о предоставлении персонала) является договором, по которому исполнитель (направляющая сторона) направляет временно своих работников с их согласия к заказчику (принимающей стороне) для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, которые определены трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем (п. 2 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1) в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ (далее — Закон N 116-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2016).

До 01.01.2016 отношения, связанные с оказанием услуг по предоставлению исполнителем труда своих работников (персонала) для работы по поручению и под контролем заказчика таких услуг, оформлялись на практике договорами аутсорсинга или аутстаффинга. Каких-либо специальных ограничений в отношении возможности заключения таких договоров законодательство не предусматривало. С указанной даты заемный труд запрещен (ст. 56.1 ТК РФ), деятельностью по предоставлению труда работников (персонала) для работы у физического или юридического лица, не являющегося для них работодателем, вправе заниматься только частные агентства занятости и лишь в отдельных случаях — другие юридические лица (п. 3 ст. 18.1 Закона N 1032-1).

Договор о предоставлении персонала как вид гражданско-правового договора не поименован в ГК РФ. Вместе с тем, направление работников к принимающей стороне по своему правовому характеру является услугой, что прямо следует из п. 2 ст. 18.1 Закона N 1032-1. Следовательно, на наш взгляд, имеются основания рассматривать договор о предоставлении персонала как разновидность договора возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Такое мнение высказывалось в судебной практике применительно к договорам о предоставлении персонала (договорам аутсорсинга, аутстаффинга), заключенным до 01.01.2016, которыми оформлялись по сути те же правоотношения (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.10.2011 N Ф08-6382/11, Шестого ААС от 28.01.2016 N 06АП-7102/15, Седьмого ААС от 27.01.2016 N 07АП-11470/15, Восемнадцатого ААС от 30.01.2012 N 18АП-12739/11). Однако окончательный ответ на вопрос о правовой квалификации этого договора может дать только сложившаяся судебная практика. Среди специалистов высказываются и иные мнения по этому вопросу, в частности, некоторые полагают, что договор о предоставлении персонала является самостоятельным видом гражданско-правового договора, не поименованным в ГК РФ, что, однако, не исключает возможности применения к нему правил о договоре возмездного оказания услуг по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).

К договору о предоставлении персонала применяются общие положения ГК РФ об обязательствах и договорах, в частности, о форме договора, порядке его заключения, основаниях изменения и расторжения (ст.ст. 432 — 434, 450 ГК РФ). Так, договор о предоставлении персонала должен быть заключен в простой письменной форме, если стороны не договорились о необходимости его нотариального удостоверения (п. 1 ст 161, пп. 2 п. 2 ст. 163 ГК РФ). Поскольку закон не требует заключать такой договор путем составления одного документа, подписываемого сторонами, он может быть заключен любым способом, предусмотренным ГК РФ (п.п. 2, 3 ст. 434 этого кодекса). При этом договор о предоставлении персонала будет считаться заключенным, если стороны придут к согласию по всем его существенным условиям (ст. 432 ГК РФ).

Закон не называет какие-либо условия как существенные или необходимые для договора о предоставлении персонала. Следовательно, в силу общего для всех видов договоров требования закона существенным условием этого договора является его предмет. В предмет договора о предоставлении персонала входит предоставление исполнителем (направляющей стороной) в распоряжение заказчика (принимающей стороны) своего персонала для выполнения определенных трудовых функций.

Применительно к договорам возмездного оказания услуг в судебной практике сложилась точка зрения о том, что такой договор считается заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. В том случае, когда предмет договора обозначен указанием на конкретную деятельность, круг возможных действий исполнителя может быть определен на основании предшествующих заключению договора переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев делового оборота, последующего поведения сторон и т.п. (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 N 48).

В отношении договоров аутсорсинга, аутстаффинга, заключенных в период до 01.01.2016, суды нередко указывали на квалификацию персонала или конкретную трудовую функцию, для осуществления которой предоставляется персонал, как на определяющий признак, позволяющий считать условие о предмете договора согласованным. Так, Второй ААС в постановлении от 14.02.2013 N 02АП-9124/12 отметил, что существенным условием договора возмездного оказания услуг по представлению персонала является согласование перечня работников с определенными трудовыми функциями. А Девятый ААС в постановлении от 25.12.2008 N 09АП-15864/2008 подчеркнул, что существенным условием договора на предоставление персонала является профессиональная квалификация предоставляемого персонала. Так как изменения в правовом регулировании оказания услуг по предоставлению персонала, внесенные с 01.01.2016 Законом N 116-ФЗ, не видоизменили сами эти правоотношения, полагаем, что высказанные ранее мнения судей по этому вопросу могут быть актуальны и в настоящее время.

Следовательно, условие о предмете договора о предоставлении персонала может считаться согласованным, если договор позволяет определить количество работников, труд которых предоставляется в распоряжение заказчика, и их профессиональную квалификацию. При этом, поскольку под профессиональной квалификацией понимается способность работника к выполнению определенной трудовой функции, такой договор может предусматривать перечень функций, для выполнения которых заказчику направляются работники, с обязательством исполнителя подобрать работников, квалификация которых соответствует выполнению этих функций.

Специфика договора о предоставлении персонала, отличающая его от иных договоров возмездного оказания услуг, предмет которых содержательно может совпадать с деятельностью, осуществляемой персоналом в интересах заказчика, заключается в том, что услугой исполнителя является именно предоставление заказчику персонала для совершение тех или иных действий (осуществления той или иной деятельности) в рамках трудовой функции таких работников, а не сами эти действия (эта деятельность), при этом заказчик получает право контролировать персонал и давать ему определенные указания (распоряжаться его трудом). То есть разграничение между такими договорами можно провести по их предмету. Например, договор, предусматривающий уборку помещений заказчика, будет обычным договором возмездного оказания услуг, если исполнитель обязуется оказать услуги по уборке помещений и отвечает перед заказчиком за качественное и своевременное оказание этих услуг. Если же из договора следует, что исполнитель направляет своих работников в целях уборки помещений заказчика в течение определенного времени и такая уборка будет осуществляться работниками исполнителя под управлением и контролем заказчика, такой договор квалифицируется как договор о предоставлении персонала. В этом случае исполнитель отвечает не за уборку, а за предоставление в распоряжение заказчика определенного количества работников, отвечающих требованиям этого заказчика.

Обязательным условием для включения в договор о предоставлении персонала является условие о соблюдении принимающей стороной установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда (п. 11 ст. 18.1 Закона N 1032-1). Однако представляется, что отсутствие этого условия свидетельствует о несоблюдении требования закона к содержанию договора о предоставлении персонала, а не о том, что такой договор не считается заключенным.

Условие о цене не является существенным для договора о предоставлении персонала. По общему правилу при отсутствии в возмездном договоре условий о цене или условий, позволяющих определить цену договора, его исполнение оплачивается в соответствии с правилом, предусмотренным п. 3 ст. 424 ГК РФ, — по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2012 N Ф04-5370/12, Шестнадцатого ААС от 22.08.2012 N 16АП-2116/12).

Если квалифицировать договор о предоставлении персонала как разновидность договора возмездного оказания услуг, необходимо отметить следующее. Хотя к такому договору, как правило, применяются общие положения о подряде (ст. 783 ГК РФ), сроки оказания услуг не являются существенным условием этого договора, так как из существа договора возмездного оказания услуг следует, что срок, в течение которого заказчику должны быть оказаны услуги не является его невосполнимым условием (п. 8 Обзора судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными, направленного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165).

Если существенные условия договора сторонами не согласованы, такой договор признается незаключенным и не влечет для сторон правовых последствий. Однако, если одна из сторон приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору (например, фактически воспользовалась услугами, оказанными другой стороной) либо иным образом подтвердила действие договора, она не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1, п.п. 1, 3 ст. 432 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ, вступившего в силу с 01.06.2015).

Исходя из принципа свободы договора, помимо существенных условий, в договор о предоставлении персонала могут быть включены и любые другие условия, не противоречащие законодательству (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). Так, в этом договоре могут содержаться условия:

— о праве принимающей стороны (заказчика) требовать от направленного работника исполнения им трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу принимающей стороны (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у принимающей стороны, если принимающая сторона несет ответственность за сохранность этого имущества) и к имуществу работников принимающей стороны, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка принимающей стороны;

— об обязанности принимающей стороны обеспечивать направленного работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;

— об обязанности принимающей стороны обеспечивать бытовые нужды направленного работника, связанные с исполнением им трудовых обязанностей;

— об обязанности принимающей стороны отстранять от работы или не допускать к работе направленного работника в случаях, указанных в части первой ст. 76 ТК РФ.

Аналогичные условия могут быть включены в дополнительные соглашения к трудовым договорам, которые исполнитель заключает со своими работниками в связи с их направлением для работы у заказчика (см. часть восьмую ст. 341.2 ТК РФ).

В связи с заключением и исполнением договора о предоставлении персонала в целях надлежащего выполнения направляющей стороной (исполнителем) своих обязанностей перед работниками заказчик предоставляет исполнителю следующие сведения:

— о своем основном виде экономической деятельности, результатах специальной оценки условий труда на рабочих местах и иные сведения, необходимые для определения страхового тарифа и установления надбавок и скидок к страховому тарифу (п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»);

— об условиях оплаты труда работников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию, как направляемые к заказчику работники, для целей установления работникам исполнителя условий оплаты труда, не худших по сравнению с установленными у заказчика (часть вторая ст. 341.1 ТК РФ);

— о характеристике условий труда на рабочем месте для целей предоставления исполнителем своим работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник направляется на работу в соответствующих условиях (часть третья ст. 341.1 ТК РФ).

Поскольку порядок предоставления такой информации заказчиком законом не определен, целесообразно предусмотреть соответствующие условия в договоре о предоставлении персонала.

Термин «аффилированное лицо», широко применимый в российском законодательстве, взят из англо-американского права и обозначает лиц, находящихся в состоянии той или иной зависимости друг от друга. Английский глагол «affiliate» означает присоединять, соединять, связывать.

Аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (статья 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (Закон 948-1)).

Если на Европе аффилированные компании — это фирмы, зависящие от других, то в российском законодательстве этот термин применяется как к зависимым, так и к преобладающим лицам. Основополагающим признаком аффилированности является способность оказывать влияние на предпринимательскую деятельность.

Впервые в российском законодательстве понятие «аффилированные лица» использовано в нормативных документах: в Положении об инвестиционных фондах и в Положении о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, утвержденных Указом Президента РФ от 7 октября 1992 года №1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В настоящее время эти документы признаны недействующими.

В дальнейшем наибольшее применение категория «аффилированные лица» получила в акционерном законодательстве и законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью для целей защиты прав акционеров и общества. Так, в Федеральном законе от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлены (глава 11):

  • особый порядок совершения сделок с аффилированными лицами;
  • процедура приобретения 20 и более процентов обыкновенных акций общества;
  • определен порядок раскрытия информации об аффилированных лицах общества.

Понятие об аффилированных лицах содержится также в следующих нормативных актах:

  • Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
  • Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Кроме того, бухгалтерский учет также использует понятие «аффилированные лица» — Положения по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000 (утверждено Приказом Минфина РФ от 13 января 2000 года №5н). Информация об операциях между организацией и аффилированными лицами подлежит включению в бухгалтерскую отчетность, если последние контролируют или значительно влияют на деятельность соответствующей организации.

Необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между юридическим или физическим лицом и аффилированным лицом этого юридического или физического лица.

Зависимость может иметь место в следующих случаях:

  • в случае принадлежности юридическому или физическому лицу определенной части уставного капитала юридического лица, обусловливающей участие в органе управления с правом голоса;
  • в случае, когда физическое лицо в силу своей должности (например, генеральный директор), а юридическое лицо в силу своего правового статуса (например, управляющий фондом) имеют право давать обязательные для исполнения обществом указания и (или) имеют возможность иным образом определять его действия;
  • в случае наличия определенных семейных связей между физическими лицами.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

  • член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
  • лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
  • юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
  • если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы (ФПГ), к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления ФПГ, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников ФПГ;

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
  • юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Наиболее распространенной формой взаимной зависимости аффилированных лиц считаются имущественные отношения, которые основаны на участии в уставном (складочном) капитале конкретного юридического лица.

Договорные отношения между аффилированными лицами (или внутри группы лиц) возникают, когда одна или несколько организаций получают возможность на основании договора влиять на решения, принимаемые другой организацией (организациями). При этом термин «определение решений» подразумевает:

  • установление условий ведения другой организацией коммерческой деятельности;
  • осуществление полномочий исполнительного органа другой организации;
  • иные способы договорного взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Кроме того, формой зависимости аффилированных лиц являются родственные отношения.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Аффилированные лица

Законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» вводится статья 53 2 ГК, которая вводит понятие «Аффилированность»:

Письмо об аффилированности организаций

Письмо об аффилированности организаций представляет собой документ, которым юридические лица подтверждают или опровергают зависимость от другого участника хозяйственных отношений. Сделки между предприятиями, которые могут оказывать давление друг на друга или навязывать свои условия, противоречат основам рыночной экономики и пресекаются со стороны государственных органов. Контроль за хозяйствующими субъектами осуществляется разными способами. Одним из методов является предоставление сведений юрлицами в добровольном порядке – в форме письма.

Правовое регулирование

Законодательство РФ подробно регламентирует взаимозависимость субъектов предпринимательской деятельности. Аффилированность юридических лиц возникает тогда, когда одно предприятие прямо или косвенно может влиять на решения другой организации.

Аффилированность предполагает следующие варианты зависимости:

  • если от имени одной компании в пользу другой компании могут принимать решение близкие родственники (например, при выборе поставщика или исполнителя по договору);
  • если контрагент давал потенциальному клиенту консультацию, проводил экспертизу или выступал как специалист по вопросам заключения договора или участия в торгах;
  • если руководитель контрагента осуществляет или когда-либо осуществлял управление компанией клиента (выступает в качестве члена совета директоров или единоличного руководителя, имеет 20% акций акционерного общества);
  • если имеет место деятельность финансово-промышленных групп или холдинговых объединений.

Контроль за аффилированными лицами осуществляют:

  • налоговая служба;
  • Федеральная антимонопольная служба;
  • банки и иные кредитные организации.

Налоговая инспекция обеспечивает прозрачность поступающих в бюджет сборов и платежей. Аффилированные лица могут искусственно занижать цены по сделкам, что приведет к сокрытию от государства реальных денежных оборотов между компаниями. В результате таких махинаций суммы налогов искусственно занижаются и в бюджет не доходят причитающиеся государству суммы.

Возможности аффилированных организаций

Федеральная антимонопольная служба должна контролировать состояние цен на рынке. Она следит за деятельностью монополистов, которые могут договариваться между собой и завышать цены на первостепенные товары и услуги.

Связанные друг с другом компании могут:

  • парализовать рынок;
  • устранять конкурентов;
  • создавать монополистов.

Поэтому ФАС активно борется с недобросовестными монопольными компаниями и контролирует аффилированные организации.

Альтернативные варианты

Информацию об аффилированности компаний также запрашивают обслуживающие юридических лиц кредитные организации. При решении вопроса о предоставлении займов, целевых кредитов или долгосрочных финансирований банки должны располагать информацией о том, какие компании потенциально могут стать получателями их денежных средств. Для этого банковские работники требуют у заемщиков отчета о возможном влиянии, которое могут оказывать на них иные предприятия.

Зависимость компаний имеет значение при банкротстве юридических лиц, если арбитражный управляющий сочтет незаконными совершенные между несколькими контрагентами сделки и подаст заявление об их оспаривании в суд.

При инициировании проверок надзорными органами (прокуратуры) зависимые компании подлежат совместной проверке. При возникновении у государственных органов подозрений об аффилированности юридических лиц они могут обратиться за предоставлением разъяснений в любую попадающую под подозрение организацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *