О размещении линейных объектов без разрешения на строительство

О размещении линейных объектов без разрешения на строительство

С 1 марта 2015 г. вступает в силу Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 000 (далее – Перечень).

Согласно п. 7 Перечня тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Перечень также содержит указание на иные линейные объекты, размещение которых не требует получения разрешения на строительство и осуществляется по правилам гл. V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, линии и сооружения связи и другие.

Часть 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) закрепляет перечень случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется:

— строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

— строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

— строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

— изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

— капитальный ремонт объектов капитального строительства;

— строительство, реконструкция буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, а также иные случаи, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Данная норма не содержит прямого указания на случаи, в которых отсутствует необходимость в получении разрешения на строительство линейных объектов, в то же время позволяет сделать вывод о том, что разрешение на строительство для размещения линейных объектов определенного вида не требуется в случаях:

— если линейный объект не является объектом капитального строительства;

— если норма об этом закреплена актом субъекта Российской Федерации.

В случае, если линейный объект не является объектом капитального строительства, он рассматривается как принадлежность основного объекта – объекта капитального строительства. В этом случае самостоятельного значения для государственного кадастрового учета и регистрации права такой объект не имеет, является объектом вспомогательного использования, оборудованием объекта капитального строительства.

Если же линейный объект является объектом капитального строительства, на основании полномочий, предоставленных ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, субъектами Российской Федерации могут быть установлены перечни случаев, не требующих выдачи разрешения на строительство.

Стоит отметить, что нормативная правовая база Забайкальского края положений, закрепляющих случаи, когда для размещения линейных объектов не требует получения разрешения на строительство, не содержит.

В то же время, в ряде субъектов Российской Федерации такие правоотношения урегулированы.

Так, согласно ст. 2 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. «Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство» получение разрешения на строительство помимо случаев, установленных федеральным законом, не требуется также в случаях:

— строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно;

— строительства и (или) реконструкции внутриквартальных водопроводов внутренним диаметром менее 300 миллиметров от мест присоединения к кольцевым водоводам до объектов капитального строительства;

— строительства и (или) реконструкции внутриквартальных самотечных сетей (коллекторов) канализации внутренним диаметром до 300 миллиметров включительно от объектов капитального строительства до мест присоединения к магистральным коллекторам, напорных сетей (коллекторов) канализации внутренним диаметром до 200 миллиметров включительно от канализационных насосных станций до мест присоединения к магистральным коллекторам и других подобных случаях строительства и реконструкции линейный объектов.

Проблема отмены выдачи разрешения на строительство в отношении линейных объектов является предметом дискуссий научного и профессионального сообщества. Попытки ее решения предпринимаются на федеральном уровне.

Так, в настоящее время разработан проект № 000-6 федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект № 000-6), который предлагает дополнить перечень оснований отсутствия необходимости выдачи разрешения на строительство случаем строительства и (или) реконструкции объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 киловольт включительно территориальными сетевыми организациями, определяемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике» и включенными в реестр субъектов естественных монополий, самостоятельно и (или) с привлечением подрядных организаций.

Законопроект № 000-6 внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 29 ноября 2013 г., в настоящее время находится на рассмотрении в первом чтении (рассмотрение Советом Государственной Думы).

Выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что до закрепления на федеральном уровне перечня линейных объектов, для размещения которых отсутствует необходимость в получении разрешения на строительство, необходимо руководствоваться региональными нормативными правовыми актами в данной области, а в случае их отсутствия – инициировать их принятие.

Данный вывод сделан по результатам анализа нормативной правовой базы Забайкальского края в СПС КонсультантПлюс, открытых интернет-источниках.

Как получить разрешение на строительство на линейный объект

Существует 2 утвержденные схемы оформления земельных участков:

  • под линейные объекты федерального, регионального и / или местного значения;
  • под объекты линейного типа.

С начала весны 2015 г. для объектов капстроительства федерального и регионального значения требуется составление договора аренды ЗУ, пребывающего в муниципальной собственности. Права на его заключение приобретаются без проведения аукциона.

  • подготовить проект планировки территории (ППТ) и проект межевания территории (ПМТ), на что дается 5 месяцев;
  • образовать ЗУ из муниципальных земель в соответствии с проектом межевания территории, согласованным и утвержденным на предыдущем этапе (на это уходит 2-3 недели);
  • внести новые сведения о наделе в ГКН, причем его фактическая площадь, определенная при межевании, не должна быть больше площади, указанной в документах (ППТ и ПМТ) и госкадастре либо акте, выпущенным органом местного самоуправления на величину, превышающую предельный минимальный размер земельного участка (данная процедура обычно занимает не менее 10 суток);
  • оформить арендный договор (30 суток).

Высококвалифицированные юристы компании Град Девелопмент помогут Вам получить разрешение на строительство на линейный объект в более короткие сроки, чем 18 долгих месяцев. Сами Вы будете проходить данную процедуру гораздо дольше и не факт, что документ Вам выдадут.

В случае если сооружение не входит в рассмотренную выше категорию, то следует поступить таким образом:

  • обратиться к кадастровым инженерам по поводу планирования и составления схемы расположения ЗУ на КПТ (кадастровый план территории) (на такую работу потребуется 2 недели);
  • подать ходатайство об утверждении схем на КПТ (решение выносится в течение 1 месяца);
  • образовать надел из государственных земель на основании утвержденных схем расположения ЗУ на КПТ (2-3 недели);
  • внести сведения в ГКН, не допустив того, чтобы фактическая площадь ЗУ была более чем на 10% больше площади, указанной в ПМТ и схемах расположения данного ЗУ на КПТ;
  • заключить арендный договор, что займет не менее месяца.

Мы, практикующие юристы, эксперты по земельному и смежному законодательству, проводим согласование линейных объектов, планируемых к размещению в разных местах, и добиваемся положительного результата, если такое размещение не противоречит законодательству.

В целом, получение разрешения на строительство линейного объекта проходит в 2 этапа:

  • в уполномоченный орган в придачу к заявлению о прошении дать согласие на застройку подается необходимый пакет документов;
  • на руки выдается разрешение (если у властей нет никаких мотивов для отказа в его предоставлении).

Перечень необходимых документов

Чиновники проводят согласование линейных объектов на основании представленных им на рассмотрение документов.

Для инициации процедуры получения разрешения на строительство или реконструкцию объектов линейного типа необходимо подготовить заявление и направиться с ним в уполномоченную инстанцию. К нему должны быть приложены документы:

  • свидетельство о праве владения землей, намеченной под застройку;
  • градплан ЗУ, который необходимо заиметь не позже, чем за три года до дня передачи в контролирующую инстанцию заявления на получение разрешения на строительство; (когда дело касается линейного объекта, то помимо ГПЗУ, в уполномоченный орган должны передаваться и реквизиты ППТ и ПМТ);
  • документация по проекту, включающая текстовые и графические материалы;
  • положительное заключение госэкспертизы, проведенной в отношении проектной документации;
  • разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства;
  • согласие всех собственников объекта капстроительства на использование данного объекта;
  • свидетельство об аккредитации юридического лица, выдавшего заключение частной экспертизы проекта;
  • документы, подтверждающие факт того, что строительные работы ведутся на объектах культурно-исторического наследия с учетом сохранения его объемно-планировочной структуры и исторически сложившейся конструктивной схемы.

Интересует согласование проекта планировки территории линейного объекта? Урегулированием данного вопроса нам заниматься не впервой. Мы также содействуем в подготовке и разработке ППТ ЛО, организуя и сопровождая:

  • разработку презентационных материалов (градостроительной концепции);
  • получение решения относительно разработанного ППТ;
  • сбор исходных данных и информации для разработки ППТ;
  • организацию разработки ППТ;
  • утверждение ППТ (в т.ч. проведение Градсовета, МВК, публичных слушаний).

Как правило, власти выдают разрешение на строительство линейных объектов, если все документы собраны и правильно оформлены.

Понятие и назначение документа

Документ, дающий право участникам строительства на возведение или реконструкцию объектов недвижимости – разрешение на строительство.

Назначение документа:

  • подтверждение соответствия проекта нормам и требованиям ГПЗУ, документации проектного назначения по межеванию, планированию участков;
  • одобрение на проведение строительных, реконструкционных работ по строениям, отнесенных к капитальным.

Разрешение на строительство, в общем смысле, требуется во всех случаях, когда планируется возведение, реконструкция сооружений капитального назначения.

В законе предусмотрены исключения: на практике применения положений закона вызывает трудности из-за нечеткого определения – что относится к объектам капитального строительства.

Когда нужно получать, согласно Градостроительному кодексу?

Разрешение на строительство необходимо на все здания, строения, за исключением некоторых объектов.

Особое внимание уделяется объектам недвижимости, находящимся в зонах, особо охраняемых законами государства – объектам культурного наследия. В большинстве случаев, строительство на этих территориях не одобряется, реконструкция – разрешается.

Исключения из общих правил получения разрешения на строительные работы указаны в ст. 51, ч. 17 Градостроительного Кодекса.

Что можно строить без него: перечень объектов, не требующих согласования

Рассмотрим объекты, на которые документ получать не нужно:

  1. Объекты вспомогательного назначения, расположенные на участке, принадлежащем гражданину. Хозяйственные постройки: гаражи, бани, сараи, возведенные для личных целей.
  2. Объекты вспомогательного назначения, используемые в коммерческих целях. Например, к ТЦ пристраиваются ангары, склады, помещения выставочного назначения.
  3. Объекты, не относящиеся к категории сооружений капитального назначения. В категорию входят ангары по каркасной технологии, павильоны небольшой площади, временные постройки, не имеющие фундамента с возможностью оперативного монтажа и сбора, транспортировки.

В 2018 году были введены поправки в Градостроительный Кодекс РФ N 340-ФЗ. Для строительства частного дома под ИЖС не требуется получать разрешение.

Поправки призваны упростить юридическую процедуру начала и окончания строительных работ: вместо разрешения достаточно уведомления. Застройщик отправляет документ в местные органы власти. Всего это делается дважды: перед началом и по завершению строительства.

Вспомогательные объекты, указанные в перечне, имеют критерии своего назначения:

  • минимальная функциональная нагрузка по сравнению с капитальными сооружениями;
  • сооружение не функционирует без головного объекта;
  • конструктивные детали вспомогательного объекта существенно не влияют на работу основного сооружения;
  • обособленность вспомогательного объекта;
  • наличие отдельного входа.

Таким образом, при строительстве объекта вспомогательного назначения, законодатель не предусматривает необходимость получения разрешительной документации на строительные работы. Из этого следует, что застройщик не получает одобрения на ввод в работу вспомогательного объекта.

Право собственности на такие объекты в Росреестре проходит упрощенную регистрацию на основании поданной собственником декларации. В этом документе уполномоченный орган оценивает факт создания вспомогательного объекта, изучает его технические характеристики, без требований к наличию на него разрешения.

Отсутствие требований на получение разрешения на такие объекты, как хозяйственный блок, склад, сарай, пристройку, баню определено признаками объектов вспомогательного назначения. Пояснения содержатся на законодательном уровне, закреплены положениями судебной практики.

В частности:

  1. Градостроительный Кодекс, ст. 51, п. 17.
  2. N384-ФЗ от 2009, ст. 4, п. 10: устанавливает критерии отнесения сооружений к вспомогательным, поясняет факт отсутствия требований одобрения на строительство.
  3. Письмо, составленное Министерством регионального развития (06.2009 №19669-ИП/08). Документ устанавливает алгоритм проведения государственной экспертизы объектов, отнесенных к капитальному строительству.

    В письме установлено, что объекты вспомогательного назначения не подпадают под государственную экспертизу, следовательно, их возведение не требует одобрения.

Среди перечня НПА, регулирующих порядок оформления строительства капитальных объектов, интерес представляют положения, содержащиеся в определении ВАС РФ 2012 №ВАС-15260/12 от 2012 года.

Вспомогательные объекты не признаются недвижимостью, рассматриваются как улучшение земельного надела, на котором они построены, либо в качестве улучшающих функциональность основного объекта. Поэтому они следуют правовой судьбе капитального сооружения.

Следуя логике ВАС, становится понятным, что при строительстве объектов вспомогательного назначения (заборы, пристройки, хозпостройки (сараи, хозблоки), склады) не нужно получать разрешения, так одобрение уполномоченных органов касается возведения недвижимости. А вспомогательные постройки к недвижимости не относятся. Критерии определения недвижимого имущества установлены в ст. 130 ГК РФ.

Как получить, кем выдается?

При необходимости получения разрешения обращаются в местную администрацию, на территории которой возводится сооружение. Единого органа власти, который занимается выдачей разрешения, не существует, так как все зависит от конкретного объекта, региона его нахождения.

Местный орган власти подскажет, в какую государственную инстанцию следует обратиться. Застройщик поймет, кто будет заниматься разрешением: вариантов много.

Обычно выдачей этого документа занимаются такие инстанции, как:

  • местные органы власти,
  • Департаменты (региональный уровень),
  • орган строительного надзора (Госстройнадзор).

Иногда в выдаче документа принимают участие государственные инстанции:

  • Роспотребнадзор,
  • Управление Министерства Природных ресурсов и экологии,
  • Росатом,
  • Управление Министерства культурного развития и т.д.

Застройщик имеет право обратиться лично за разрешением или действовать через представителя, составив на него доверенность. Проще всего обратиться за разрешением через МФЦ.

МФЦ – учреждение, выполняющее посреднические функции между населением и уполномоченными государственными инстанциями, оказывающими правовые услуги. Сотрудник МФЦ принимает комплект документов, отправляет их в соответствующее ведомство.

На выдачу разрешения обращаются через портал Госуслуги.ру (в привязкой сайта Мосуслуги.ру), дистанционно. Для этого нужно зарегистрироваться на портале, получить подтвержденную учетную запись.

Это означает полный доступ пользователя ко всем, без исключения услугам, интеграцию портала Госуслуги.ру в Мосуслуги.ру. Для получения разрешения необходима электронная подпись.

Электронная подпись (сокр. ЭЦП) – аналог собственноручной подписи заявителя. Ее выдают аккредитованные фирмы, взимая плату за услугу. Электронная подпись имеет разновидности: простая или усиленная. Разница состоит в том, что на оказание определенных услуг действует только усиленная электронная подпись.

Порядок дистанционного оформления разрешения регламентируется постановлением Московского Правительства, если разрешение выдается в Москве. Постановление — 17 апреля 2012 № 145- ПП. В этой ситуации разрешением занимается Мосгосстройнадзор. Срок оформления услуги – 5 дней, исключая выходные. Внимание: услуга предоставляется бесплатно!

В предоставлении разрешения уполномоченный орган может отказать по причинам, перечисленным в Градостроительном Кодексе. Отказ от государственных инстанций во всех случаях, связанных с оказанием правовой услуги, должен быть мотивированным.

Простыми словами: заявитель должен понимать причину отказа. Она излагается коротко, четко и ясно, с указанием на положения закона.

Отдельные нюансы, связанные с пробелами законодательства

Градостроительный Кодекс РФ не дает перечня объектов капитального строительства. Признаки объектов вспомогательного назначения указаны, но четкого понимания и разграничения не существует.

Пробел в законодательстве выражается в путанице понятий, непониманию со стороны потребителя порядка правоприменения положений закона. Это порождает досадные ошибки, неблагоприятные для граждан и организаций юридические последствия.

Например, человек искренне полагает, что на его земельном участке возводится не объект капитального строительства, а вспомогательное сооружение. Он допускает ошибку, не обращается за разрешением.

Рассмотрим частный случай пристройки балкона к многоэтажному дому на первом этаже. Собственники по-разному стараются облагородить жилище, тем более, если речь идет о вторичном рынке жилья.

Отсутствие лоджии в квартире на 1 этаже стараются компенсировать за счет пристройки балкона к многоэтажному дому (сокр. МКД). Ситуация сложная с правовой точки зрения.

И здесь возможно только два варианта:

  1. Демонтаж балконной плиты, разделяющей конструкции заключается в изменении параметров МКД. Собственник может присоединить балкон по желанию. Но на это он получает одобрение всех жильцов МКД. Разрешение на строительство балкона ему не нужно!
  2. Присоединение балкона невозможно без демонтажа конструкций дома несущего назначения. В этой ситуации речь идет о реконструкции дома. Значит, необходимо разрешение на строительство.

Эти варианты не описаны законодателем. Градостроительный Кодекс не дает понимания отдельных ситуаций, которые возникают в сфере строительства. Поэтому при решении похожих вопросов следует обратить внимание на подзаконные акты уполномоченных ведомств.

В частности, в вопросах перепланировки и реконструкции помещений, присоединений вспомогательных помещений (по ЖК РФ балкон относится к таким помещениям), опираемся на Письмо Минстроя №28475-ОГ/04 от 2019 года.

Застройщики получают разрешение, если возводят объекты капитального назначения. Точного списка в законе найти не получится. Без наличия разрешения стройка незаконна.

С 2018 разрешение на строительство дома под ИЖС не получают. Достаточно уведомления: его посылают в начале и конце работ. Но при условии, что дом соответствует требованиям строительство под ИЖС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *