Как стать учителем ОБЖ

12 нояб. 2019

Светлана Муньёс

6 минут

  • Что собой представляет профессия учителя ОБЖ

  • Специфика деятельности преподавателя ОБЖ

  • Кто может преподавать ОБЖ в школе — требования к образованию учителя

  • Требования ФГОС к уровню подготовки учителя ОБЖ

  • Где учат на учителя ОБЖ

  • Как можно обучиться дистанционно

Преподаватель ОБЖ — специалист не только в вопросах выживания в чрезвычайной ситуации, но и бытовой безопасности – он знает, как правильно пользоваться электроприборами, как оказать первую помощь при ожоге или отравлении, какие лесные растения и грибы можно употреблять в пищу и много других правил, которые в конечном итоге могут спасти жизнь.

Что собой представляет профессия учителя ОБЖ

«Основы безопасности жизнедеятельности» – это учебный предмет, который содержит знания и умения, необходимые для обеспечения безопасности жизни человека в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.

Это предмет о жизни, и в этом его преимущество над остальными предметами. Проведение ролевых и сюжетных игр, демонстрирование ситуаций с использованием цифровых технологий, дополнительных материалов и предметов, приглашение на урок профессионалов, которые разбираются в тонкостях безопасной жизни – врачей, пожарных, спасателей – на уроках ОБЖ основной фокус перенесен в сторону выполнения практических заданий для отработки конкретных навыков и умений.

Чтобы организовывать и успешно проводить такие уроки, учитель ОБЖ должен быть профессионально грамотным, лидером и примером для ребят. Он должен сочетать в своей деятельности математическую точность и творчество, уделять внимание самообразованию.

Существует мнение, что профессия учителя ОБЖ больше мужская, чем женская. Это связано с тем, что в 90-годы и в начале нулевых чётких требований к этой профессии не было. Учителями ОБЖ в основном устраивались работать бывшие военные. Действительно, среди преподавателей ОБЖ в общеобразовательных школах преобладали мужчины. Сейчас ситуация изменилась. По статистике, больше 50% учителей ОБЖ – женщины.

Специфика деятельности преподавателя ОБЖ

Объем учебных часов в неделю в учебном плане для универсального (непрофильного) обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах составляет 2 часа.

Но учитель ОБЖ, как и любой другой педагог, занимается не только преподаванием. Он организует и проводит различные внеурочные занятия, мотивирующие школьников вести здоровый образ жизни, участвует в мероприятиях по охране труда и пожарной безопасности, совместно с медработниками организует проведение медицинских обследований учащихся, ведет учёт военнообязанных в школе и предоставляет соответствующие отчеты в военкомат.

Должностные обязанности

Преподаватель-организатор ОБЖ:

2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся, воспитанников с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год).

2.2. Организует, планирует и проводит учебные, в т. ч. факультативные и внеурочные занятия, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения.

2.3. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающихся, воспитанников, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.

2.4. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой.

2.5. Обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. 2.6. Способствует формированию общей культуры личности.

2.7. Оценивает эффективность обучения, учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, осуществляет контроль и аттестацию обучающихся, воспитанников, используя современные информационные, компьютерные технологии в своей деятельности.

2.8. Участвует в планировании и проведении мероприятий по охране труда работников образовательной организации, а также жизни и здоровья обучающихся, воспитанников.

2.9. Взаимодействует с заинтересованными организациями.

2.10. Совместно с медицинскими организациями организует проведение медицинского обследования юношей допризывного и призывного возраста для приписки их к военкоматам.

2.11. Оказывает помощь военкоматам в отборе юношей для поступления в военные учебные заведения.

2.12. Ведет учет военнообязанных в образовательной организации и представляет соответствующие отчеты в военкоматы.

2.13. Разрабатывает план гражданской обороны (ГО) образовательной организации.

2.14. Организует занятия по ГО с работниками образовательной организации.

2.15. Готовит и проводит командно-штабные, тактико-специальные учения и другие мероприятия по ГО.

2.16. Участвует в обеспечении функционирования образовательной организации при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.

2.17. Обеспечивает содержание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и формирований ГО в надлежащей готовности.

2.18. Проводит практические занятия и тренировки обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации по действиям в экстремальных ситуациях.

2.19. Обеспечивает создание и совершенствование учебно-материальной базы, соблюдение обучающимися, воспитанниками правил безопасности при проведении занятий по курсам основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, отвечает за сохранность имущества ГО.

2.20. Составляет отчетность по установленной форме, в том числе и с использованием электронных форм ведения документации.

2.21. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

2.22. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.23. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

2.24. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

2.25. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.26. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.27. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.28. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.29. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.30. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.31. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.32. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.33. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.34. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.35. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.36. Соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.37. .

Права

Преподаватель-организатор ОБЖ имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Выбирать формы и методы учебно-воспитательной деятельности учащихся, утвержденные руководством образовательной организации.

3.3. Принимать участие в разработке учебно-воспитательной программы образовательной организации.

3.4. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.5. В необходимых случаях вызывать родителей учащихся (лиц, их заменяющих).

3.6. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.10. .

Ответственность

Преподаватель-организатор ОБЖ несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с .

Руководитель кадровой службы

Согласовано:

С инструкцией ознакомлен:

Кто может преподавать ОБЖ в школе — требования к образованию учителя

Согласно требованиям профстандарта 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», претендовать на должность учителя ОБЖ можно:

  • на основе среднего специального образования или высшего образования по направлению подготовки «Образование и педагогика»;
  • на основе среднего специального образование или высшего по любому направлению подготовки, к которому нужно добавить дополнительное профессиональное образование (переподготовку) в области образования и педагогики.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость за преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Требование к опыту работы не предъявляется.

Требования ФГОС к уровню подготовки учителя ОБЖ

Согласно требованиям ФГОС к уровню подготовки, учителю ОБЖ необходимо обладать знаниями и умениями по следующим темам:

  • Нормативно-правовая база, регламентирующая образовательную деятельность, законодательство в области гражданской обороны и обеспечения функционирования образовательного учреждения при чрезвычайной ситуации;
  • Основы педагогики, психологии;
  • Теория и методика основ безопасности жизнедеятельности;
  • Правила охраны жизни и здоровья обучающихся, методику работы на спортивных снарядах и приспособлениях;
  • Основные принципы и методы защиты населения при стихийных и экологических бедствиях, крупных производственных авариях, катастрофах, а также защиты от современных средств поражения, порядок оповещения населения при возникновении ЧС;
  • Методы оказания первой медицинской помощи;
  • Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения;
  • Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • Правила по охране труда и пожарной безопасности.

Где учат на учителя ОБЖ

Получить профессию учителя ОБЖ можно на базе школьного образования в педагогическом вузе. Вступительные испытания – предметы «Русский язык», «Обществознание» и в некоторых учебных заведениях – профессиональное испытание (спортивные дисциплины). Срок обучения – 5-6 лет (в зависимости от формы обучения).

На основе среднего-специального образования или высшего образования по любому направлению подготовки, не связанному с педагогикой, необходимо пройти программу профессиональной переподготовки в организации дополнительного профессионального образования. Срок обучения – от 2 месяцев.

Преимущества профессиональной переподготовки:

  • поступление без вступительных испытаний;
  • небольшой срок обучения (от нескольких месяцев до двух лет);
  • доступная цена (по сравнению с платным обучением в вузе);
  • практикоориентированность программы (только профильные дисциплины).

Как можно обучиться дистанционно

Чтобы учиться на учителя ОБЖ дистанционно, достаточно только компьютера, планшета или смартфона со стабильным доступом в Интернет.

Некоторые думают, что дистанционное обучение предполагает установку каких-либо специальных программ на компьютер или «продвинутого» уровня пользователя. На самом деле это не так.

Например, в Академии бизнеса и управления системами дистанционное обучение проходит в личном кабинете, доступ осуществляется через сайт. От слушателя требуются лишь общие знания компьютера. Благодаря интуитивно-понятному интерфейсу, любой пользователь без трудностей может ориентироваться в СДО. Здесь он подгружает необходимые документы, получает доступ к учебным материалам и практическим заданиям, сдаёт тесты.

Вопросы, связанные с обучением, можно задать по телефону персональному куратору, который помогает слушателю до завершения обучения.

Приезжать на сдачу итогового экзамена не требуется, всё происходит в режиме онлайн-тестирования, а получение диплома – через почту России.

Дистанционное обучение на учителя ОБЖ может стать отличным вариантом для тех, кто решил сменить род деятельности или работающих педагогов. Неважно, где вы проживаете и для решения какой жизненной ситуации вам потребовалось образование – в Академии вы можете удобно пройти дистанционное обучение по доступной цене.

Должностная инструкция преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *