Как стать помощником депутата

Взойдем на политический Олимп вместе.

@dmitry_shatunov

Если ты из тех, кого волнует судьба государства, благосостояние граждан нашей страны и тем более собственное продвижение по карьерной лестнице, наверняка ты уже не раз задумывался о том, как стать депутатом Госдумы в Москве.

Сразу хотим сказать, что это смелая и очень амбициозная цель. Однако для того, чтобы ее реализовать, необходимо проделать серьезную работу, изучить требования к кандидатам на эту должность и, конечно, оценить свои возможности.

Именно с этим мы тебе и поможем разобраться.

Что такое Государственная дума?

Прежде чем становиться депутатом Госдумы, надо четко понимать, что представляет собой этот орган и какие функции выполняет.

Государственная дума является одной из двух палат российского парламента, и отвечает она за принятие федеральных законов, осуществляет контроль деятельности правительства Российской Федерации, может назначать и освобождать от должности руководителей Центрального банка, Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, объявлять амнистию и решать вопросы международного парламентского сотрудничества.

@zhirinovskiy

Всего в Государственной думе 450 депутатов, которые избираются разными способами на пять лет. Первая половина (225 человек) получает депутатские мандаты по партийным спискам, а остальная часть по одномандатным округам.

Примечательно, что выборы депутатов в Госдуму проводились в нашей стране всего семь раз (первый — 12 декабря 1993 года). В настоящий момент у нас функционирует Дума седьмого созыва, членов которой выбрали 16 сентября 2016 года.

Следующие выборы состоятся только в 2021 году, поэтому у нас еще есть немного времени, чтобы подготовиться к этому событию.

Как проходят выборы по одномандатным округам?

Одномандатные округа формируются из территориальных единиц России для того, чтобы обеспечить равное количество избирателей на одно место. Чтобы осуществить это разделение, Центризбирком разбил всю страну на округа, в каждом из которых живет по 490 тысяч человек.

Если некоторые субъекты РФ получили всего по одному округу, то в крупных городах их оказалось несколько. Например, больше всего в Москве — 15 округов, в Подмосковье — 11, а в Санкт-Петербурге — восемь.

Таким образом, от каждого округа разыгрывается только один депутатский мандат, и это значит, что только один представитель от округа может попасть в Госдуму.

Чтобы стать избранным, необходимо набрать больше голосов избирателей, чем другие кандидаты, претендующие на эту позицию.

Такую систему назвали мажоритарной, и при ней люди голосуют не за какую-то политическую партию, а за конкретного человека.

Благодаря одномандатным округам в Госдуму попадали в разное время яркие личности. Среди них были Виктор Черномырдин, Элла Памфилова, Елена Мизулина, журналист Александр Невзоров, который избирался в первые четыре созыва и, по его словам, присутствовал на заседаниях парламента всего четыре раза. Также это были Владимир Жириновский, Ирина Хакамада, Борис Немцов, Иосиф Кобзон, Станислав Говорухин, Василий Шандыбин и многие другие.

Как проходит голосование за списки партий?

Другим вариантом попадания в Государственную думу являются выборы по партийным спискам. В них действует пропорциональная избирательная система, которая представляет собой распределение депутатских мандатов между списками кандидатов от разных партий соответственно голосам, поданным за эти партии.

То есть каждая партия выдвигает своих кандидатов на распределение депутатских мандатов. Причем чем выше тот или иной политик в этих списках, тем больше у него шансов попасть в Думу.

Впоследствии избиратели просто ставят галочку напротив понравившейся им партии, и уже по результатам этого голосования мандаты распределяются пропорционально общему количеству голосов.

Стоит отметить, что Госдума пятого и шестого созыва формировалась исключительно по этой системе. Выборы по одномандатным округам тогда были отменены.

Кроме того, в голосовании такого формата партию должны выбрать хотя бы пять процентов от всех избирателей. Если фракция не сможет преодолеть этот барьер, никаких депутатских мандатов она не получит.

Для справки

На данный момент в нашей стране действует смешанная избирательная система, то есть совокупность двух вышеописанных видов голосования. Избиратель берет два бюллетеня и в одном ставит галочку напротив партии, которую он хочет поддержать, а в другом отдает предпочтение конкретному кандидату.

Кстати, для того, чтобы ты понимал, какие фракции сегодня имеют вес в Госдуме, вот несколько цифр, наглядно демонстрирующих партийную принадлежность депутатов последнего созыва.

  • «Единая Россия» — 344 депутатских мандата

  • КПРФ — 42

  • ЛДПР — 39

  • «Справедливая Россия» — 23

  • «Родина» — 1

  • «Гражданская платформа» — 1

Что нужно, чтобы стать депутатом Государственной думы

Теперь расскажем о том, каким базовым требованиям должен отвечать кандидат, претендующий на место в Госдуме. Это ответы на вопросы: «Со скольких лет можно стать депутатом Госдумы?», «Можно ли участвовать в выборах с судимостью?» и прочие интересующие тебя тонкости.

Итак, вот эти требования:

  • достигнуть 21 года;

  • являться гражданином РФ;

  • быть полностью дееспособным;

  • иметь высшее или среднее оконченное образование;

  • не иметь иностранного гражданства, в том числе права на жительство за границей;

  • не иметь непогашенной судимости;

  • не быть осужденным ранее за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Если ты попадаешь под все требования, описанные в этом пункте, остальные действия для тебя окажутся лишь формальностью.

Теперь тебе остается заявить о своих депутатских амбициях, грамотно провести агитационную кампанию, убрать всех конкурентов на своем пути и заслуженно выиграть выборы.

Комментарий к Статье 97 Конституции РФ

1. Часть 1 ст. 97 устанавливает общие требования к лицам, избираемым депутатами Государственной Думы: наличие гражданства РФ, достижение установленного возраста и обладание активным избирательным правом. Данные цензы являются общераспространенными, но не единственными для обладания правом быть избранным в парламент. В зарубежной практике имеют место такие цензы, как имущественный (обладать недвижимостью — в Канаде), моральный (не состоять на учете в наркологическом диспансере — в Мексике, не быть лишенным родительских прав — в Нидерландах), религиозный (исповедовать ислам — в Иране, не быть служителем церкви — в Великобритании) и др.

Первое требование, которое предъявляется к кандидатам в депутаты Государственной Думы — наличие российского гражданства. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти относится к числу наиболее важных политических прав, которыми обладают только граждане. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть избраны в Федеральное Собрание.

Установленное Конституцией правило об обязательном гражданстве РФ для депутатов Государственной Думы исключает возможность избрания депутатами граждан России, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание российского гражданина на территории иностранного государства. Данная норма была введена в Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» и связана с необходимостью соблюдения требований к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, обусловленной их публично-правовым статусом, непосредственным участием в делах государства, затрагивающих вопросы государственной и национальной безопасности. Аналогичные требования были введены и в отношении членов Совета Федерации, членов Правительства и других лиц. Утрата гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства влечет прекращение депутатских полномочий (ст. 4 Закона о статусе члена СФ и депутата ГД).

Второе требование — достижение 21-летнего возраста. Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ (ст. 5) уточняет, что указанный возраст должен быть достигнут на день голосования. Это единственное исключение из установленных требований к кандидату в депутаты Государственной Думы, поскольку соответствие им гарантировано. Всем остальным условиям кандидат должен соответствовать на начало избирательной кампании.

Дополнительный возрастной ценз для приобретения пассивного избирательного права устанавливается во многих государствах. Возможность принимать ответственные решения по управлению государством должна быть предоставлена гражданам, способным на основе своего жизненного опыта принимать необходимые решения. Как показывает мировая практика, 21 год является распространенной возрастной планкой для прохождения в парламент (его «нижнюю» палату). Такой порог установлен, например, для прохождения в сеймы Польши и Литвы. Хотя применяется как более низкий ценз — 18 лет (Дания, Испания, Португалия, ФРГ), так и более высокий — 23 года (Румыния, Франция), 25 лет (Италия, Греция, США), 30 лет (Япония ).

Третье требование — наличие активного избирательного права — права избирать. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции России не имеют права голоса на выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ развивает названные конституционные положения и устанавливает иные ограничения, препятствующие избранию в Государственную Думу. Они в первую очередь связаны с общественно-нравственным обликом народных избранников. Депутаты, воплощающие в своей деятельности интересы и волю многонационального российского народа, решая важнейшие государственные задачи, не могут не отвечать определенным нравственным критериям, исходя из которых складывается общее представление о государственной власти. Поэтому законодатель устанавливает ограничения для избрания в Государственную Думу в отношении:

— лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление;

— лиц, осужденных за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного УК и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление. Уголовный кодекс в числе подобных преступлений рассматривает деяния, предусмотренные ст. 214 (вандализм); ст. 243 (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры); ст. 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения); ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности); ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и др.;

— лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 20.3 КоАП, т.е. за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в случае, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию;

— лиц, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен не превышающий четырехлетний срок до дня голосования факт нарушения ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7 и подп. «ж» п. 8 ст. 76). Это, в частности, наличие в предвыборных программах, иных агитационных материалах, выступлениях кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, граждан на публичных мероприятиях, в СМИ призывов к совершению действий экстремистской направленности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 29.04.2008) к подобным действиям относится целый круг деяний, направленных на нарушение основ жизнедеятельности российского общества и конституционных прав граждан: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; другие насильственные деяния;

— лиц, лишенных по приговору суда, вступившего в законную силу, права занимать государственные должности в течение определенного срока, если установленный судом срок не истек.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает запреты на совмещение парламентариям Федерального Собрания иных депутатских мандатов. Конституционная норма отражает общеизвестный принцип несовместимости, не допускающий (за определенными исключениями) совмещения депутатского статуса с иными государственными должностями. Недопустимость одновременного нахождения одного и того же лица в составе обеих палат российского парламента обусловлена их раздельной работой, разной представительной природой и различным, но во многом уравновешивающим друг друга объемом полномочий.

В отношении депутатов Государственной Думы Конституция содержит более строгие требования — они не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако Закон о статусе члена СФ и депутата ГД распространил эти ограничения и на членов Совета Феде рации.

3. Часть 3 комментируемой статьи предполагает, что замещение депутатского мандата является профессиональной оплачиваемой деятельностью и единственным видом трудовой деятельности лица, избранного депутатом Государственной Думы. В более широком смысле профессионализм означает высокие требования к качеству выполняемой работы, владение навыками, приемами и спецификой осуществляемой деятельности. Ни Конституция, ни развивающее ее законодательство не устанавливают профессиональных и квалификационных требований к парламентариям (уровень образования, специальность, стаж и др.). В основе депутатской деятельности — иные требования, в первую очередь интерес и доверие избирателей. Вместе с тем специфика осуществляемой депутатами деятельности, в том числе в сфере законодательного процесса, актуализирует вопрос о наличии определенного уровня подготовки, квалификации депутатского корпуса. В связи с этим Конституция устанавливает, что депутатская деятельность должна быть единственным видом трудовой деятельности на весь период мандата.

Профессиональный характер депутатской деятельности является неотъемлемой чертой современного парламентаризма. Парламентарий, реализуя свои полномочия на постоянной основе, освобождается от выполнения иных трудовых функций. Это должно повысить эффективность и качество его деятельности. Депутат, постоянно занятый на другой работе (а именно это было характерно для советских представительных органов и имеет место во Вьетнаме, в Китае, на Кубе), не может полноценно участвовать в законодательной деятельности, посвящать ей необходимое количество времени. Это серьезное препятствие превращению высшего представительного органа государства в реально действующий парламент.

Профессиональная основа осуществляемой парламентариями деятельности обусловливает наличие для них запрета не только совмещать депутатские мандаты других представительных органов, но и быть выборными должностными лицами иных органов государственной власти или органов местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ и субъекта РФ, находиться на государственной и муниципальной службе, в том числе военной, в органах внутренних дел, прокуратуры, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и других ведомствах (на время осуществления депутатских полномочий служба в данных органах и учреждениях приостанавливается), заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью. Данные запреты обусловлены объемами работы депутатов, а также обходимостью обеспечения их независимости от различного влияния, в том числе связанного с трудовыми отношениями.

Закон о статусе члена СФ и депутата ГД также запрещает депутатам состоять членами органов управления хозяйственных обществ или иных коммерческих организаций, что может осуществляться и на безвозмездной основе. Обеспечение национальных и общественных интересов в парламентской деятельности обусловливает в соответствии с данным Законом запрет на участие в органах управления, попечительских или наблюдательных советах, иных органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделениях, за исключением случаев, когда иное предусмотрено международным договором РФ или российским законодательством.

Конституционный Суд в своей практике обращался к вопросу о совместимости осуществления депутатами деятельности в парламенте с иной профессиональной деятельностью государственной направленности. Данный вопрос был им разрешен в Постановлении от 26.02.1993 N 4-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики досрочного прекращения полномочий народного депутата Российской Федерации»*(1004). Заявитель обжаловал досрочное прекращение его депутатских полномочий постановлением Верховного Совета РФ в связи с назначением на должность министра.

Необходимо отметить, что на момент рассмотрения дела действовавшее законодательство, в том числе Конституция, устанавливало нормы, согласно которым лица, входящие в состав Совета Министров РФ, не могли быть депутатами РФ. Противоречивость конституционных положений заключалась в том, что полномочия по назначению лиц в состав Совета Министров были переданы Президенту и одновременно исключены соответствующие полномочия Верховного Совета. Однако неизменной осталась норма Конституции, согласно которой лица, входящие в состав Совета Министров (за исключением его Председателя), не могли быть депутатами в Совете, которым они назначались или избирались.

Суд, признав соответствующей Конституции правоприменительную практику досрочного прекращения депутатских полномочий в связи с назначением на должность в состав Совета Министров, сформулировал два важнейших вывода, сохраняющих свою силу и в настоящее время:

1) принцип разделения властей подразумевает, что лица, входящие в состав Правительства РФ, не могут быть депутатами РФ — при этом их полномочия не приостанавливаются, они не лишаются депутатских полномочий — их полномочия досрочно прекращаются;

2) досрочное прекращение депутатских полномочий означает, что депутатский мандат не восстанавливается и в случае оставления поста в Правительстве.

В настоящее время законодательство также закрепляет ограничения, связанные с возможностью совмещения депутатских полномочий в российском парламенте и деятельности в Правительстве РФ. Исключение было предоставлено только депутатам Государственной Думы первого созыва: в соответствии с п. 9 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции они могли быть одновременно членами Правительства*(1005).

Ограничения, установленные в отношении депутатов Государственной Думы, характерны и для зарубежных парламентариев. В большинстве стран им также запрещается состоять на государственной и муниципальной службе, заниматься предпринимательской деятельностью. Совмещение министерской должности допускается в парламентарных республиках, в которых деятельность члена правительства рассматривается не как административная, а скорее как политическая. Вхождение парламентариев в состав правительства допускается, например, в Венгрии, Румынии, Чехии. В Болгарии и Словакии депутаты приостанавливают исполнение депутатских полномочий на время вхождения в правительство.

Нормы о несовместимости парламентской и иной оплачиваемой деятельности (за исключением государственной или муниципальной службы) в некоторых странах не носят абсолютного характера. Например, в США регламенты палат запрещают парламентариям всякую оплачиваемую деятельность только во время работы палат или если она мешает исполнению возложенных на них обязанностей, однако коммерческие доходы членов Конгресса не должны превышать 15% от размера их парламентского жалования. Кроме того, Конгресс США официально признает лоббизм (в 1946 г. был принят специальный Акт о регулировании лоббизма).

Осуществление российскими парламентариями своей профессиональной деятельности не исключает возможности заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, кроме той, что финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Конституционное требование профессионализма и постоянства деятельности к депутатам Госдумы Законом о статусе члена СФ и депутата ГД в равной мере распространено и на членов другой палаты парламента — Совета Федерации. Это стало возможно в связи с изменением в 2000 г. порядка формирования этой палаты и переходом работы членов Совета Федерации также на профессиональную основу (см. комментарий к ч. 2 ст. 96).

Нарушение перечисленных выше запретов влечет незамедлительное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. В этой связи законодательство РФ (ст. 8 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», ст. 85 Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ) предусматривает, что избранный (назначенный) член Совета Федерации, избранный депутат Государственной Думы в пятидневный срок направляют соответственно в Совет Федерации, ЦИК РФ копию документа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена российского парламента, либо копию документа, удостоверяющего, что ими в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Если данное требование выполнено не будет, Совет Федерации не подтвердит полномочия данного члена Совета Федерации, а депутатский мандат передается ЦИК РФ кандидату из того же федерального списка. Согласно Закону о статусе члена СФ и депутата ГД (ст. 4) палаты вправе досрочно прекратить полномочия парламентариев, не соблюдающих установленные ограничения. Такое решение оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания.

Кто может стать помощником депутата?

Если речь идет о Государственной думе, то здесь к соискателям на данную должность предъявляются достаточно строгие требования. Следует отметить, что изучение юридических аспектов может занять много времени и в них достаточно просто с непривычки запутаться, поскольку на данный момент права и должностные обязанности, а также требования к помощникам депутатов различного уровня регулируется огромным количеством документов и актов.

Обязательное требование — гражданство Российской Федерации, поскольку депутаты представляют интересы всех людей страны.

На данный момент есть два основных федеральных закона, в которых можно встретить определенные инструкции касательно деятельности помощников:

  1. Первый документ содержит положения относительно государственной гражданской службы. Поскольку в реестре федеральной службы статус помощника значится одной из должностных категорий, гражданская служба имеет непосредственное отношение к данной должности.
  2. Второй документ регулирует статусы депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации. Несмотря на то, что данный документ не создан специально для регулирования и организации деятельности людей на должности помощников, разъяснение некоторых аспектов этой работы присутствует.

Это интересно: кем можно работать в 14 лет, где работают подростки?

Необходимые знания и квалификация

Гораздо важнее другие условия, в том числе квалификационная подготовка человека. Если соискатель отвечает списку основных требований, имеет необходимый опыт работы и стаж государственной службы, есть все шансы получить эту должность.

Так как должность относится к государственным, то ко всем соискателям предъявляются соответствующие требования:

  1. Обязательно наличие законченного высшего образования.
  2. Точное направление образования не имеет решающего значения, поскольку здесь многое зависит от персональных предпочтений конкретного депутата. Чаще всего называется экономическое и юридическое, а также техническое образование. Некоторые депутаты говорят, что лучше будет несколько дипломов.
  3. Наличие всех необходимых практических навыков, которые позволят справляться на работе с поставленными задачами. Опять же, здесь все не так просто, поскольку у каждого депутата точный список заданий и требований гарантированно будет отличаться.
  4. Очень важно наличие стажа работы. В том случае, если это стаж работы по специальности, в трудовой книжке должны быть записи минимум о 4 годах. Для гражданской службы достаточно двух лет стажа, чтобы кандидатура могла рассматриваться.

Если резюме соискателя, опыт и профессиональные навыки подходят под первоначальные требования, проводится собеседование. В целом, такое собеседование ничем принципиально не отличается от остальных: рассматривается будущая зарплата помощника депутата, обязанности и занятия. Иногда собеседований несколько: сначала профессиональные навыки и соответствие желаемой должности проверяют другие помощники или заместители, а затем происходит собеседование с самим депутатом.

Основные занятия, регламент и задачи

Если говорить конкретно о Государственной думе, то здесь все обязанности помощника депутата достаточно строго регулируются, а все служебные действия фиксируются в соответствующих документах.

Еще одним необходимым документом является должностной регламент — его наличие предусмотрено правилами служебной деятельности. Помимо самих депутатов Госдумы, в создании этого документа принимает участие аппарат нижней палаты парламента в лице руководителя. Помимо должностного регламента, для регулирования задач помощников существует так называемая должностная инструкция.

С одной стороны, такое количество регламентирующих документов должно бюрократическим образом останавливать любую работу. В реальности так не происходит, поскольку список конкретных задач для своего помощника каждый народный избранник определяет самостоятельно. Естественно, реальные рабочие задачи редко когда совпадают с инструкциями и регламентами.

Основные функции

Все основные задачи помощника депутата Государственной думы также определяет закон. Список задач может показаться небольшим, поскольку включает в себя лишь несколько пунктов. Но это впечатление обманчиво, так как каждый пункт в списке включает в себя широкое направление рабочей деятельности.

Все задачи можно объединить в несколько основных функций:

  • Все виды помощи, связанные с обработкой информации: аналитическая, справочная, информационная.
  • Организационная помощь. К примеру, подготовка и организация встречи депутата с избирателями, либо проведение встреч с посетителями.
  • Помощь в выполнении делопроизводственных функций. Сюда входит работа с бумагами, подготовка, прием и отправка документов, а также множество других задач в этой сфере.
  • Список рабочих обязанностей может быть расширен любыми другими договоренностями и задачами, озвученными и прописанными в договоре или контакте при приеме на работу.

Перед тем как устроиться помощником депутата, нужно понимать следующее: эта должность подразумевает наличие неограниченного перечня обязанностей, возникающих по мере необходимости. Работа также требует постоянного общения с огромным количеством людей, документов и организационных процессов.

Основные права помощника депутата

На данный момент законом предусмотрено не слишком много дополнительных прав для помощников депутатов. Все права, которые можно получить на этой вакансии, умещаются в несколько строчек. Более того, некоторые из этих прав могут быть реализованы только в случае поручения депутата.

Основные пункты следующие:

  • Возможность принимать корреспонденцию, предназначающуюся депутату.
  • Возможность бесплатно перемещаться на поездах и автобусах в пределах нормативно определенной территории.
  • Использовать некоторые типы общественные помещений для организации приема и встреч высокопоставленных гостей, чиновников и прочих лиц. В этот список также входят помещения зданий вокзалов и аэропортов.
  • Возможность входить в любые учреждения, в том числе относящиеся к государственным органам. Более того, в ряде ситуаций в случае необходимости есть возможность использовать технику, принадлежащую этим органам.

В реальности круг полномочий конкретного помощника в большинстве своем определяется интересами и полномочиями депутата, которому предстоит помогать в делах. Опять же, становиться помощником можно и на общественных началах — реальное количество человек, которые может набрать себе в помощь депутат, достаточно велико. Однако далеко не везде будет одинаковая зарплата, да и не все вакансии подразумевают интересную и разнообразную работу.

Сколько помощников у депутатов?

В Государственной думе каждый депутат может иметь до пяти личных помощников. Все они могут работать как по контракту, так и по трудовому договору. Однако работа даже на этой должности не подразумевает работу в думе, поскольку туда допускаются только двое помощников. На этой должности обязательно порадуют и условия работы, и зарплата, но стать одним из них сразу, естественно, не получится.

Все остальные помощники, даже если они будут работать по контракту, законодательно имеют статус гражданских государственных служащих. Эта деятельность может быть как основной работой для помощника, так и занятием по совместительству с другой деятельностью. Помимо этого, каждый депутат может иметь несколько десятков помощников на общественных началах — в эту категорию попасть легче всего и многие начинают свой путь именно отсюда.

Какие привилегии есть у депутатов Госдумы?

Мы уверены, что это один из самых главных вопросов, на который ты хочешь знать ответ. Если ты до сих пор не знаешь, какие бонусы получают «слуги народа» после того, как занимают свои кресла в Думе, самое время прозреть.

Во-первых, это хорошие зарплаты. По данным на 2016 год, депутаты седьмого созыва получают по 350 тысяч рублей в месяц, без учета ежеквартальных премий.

Во-вторых, если у депутата нет личного автомобиля, ему предоставляют одну из государственных машин марки Ford или Audi.

В-третьих, недвижимость. Если случилось так, что депутат не имеет жилья в столице, ему дают квартиру. Причем ее размеры зависят от количества членов его семьи.

В-четвертых, большие пенсии. Уже при стаже в пять лет после выхода на пенсию депутат Госдумы будет получать 46 626 рублей в месяц. При стаже в десять лет и более его пенсия станет равна 63 581 рублю.

Однако это еще не все. Все депутаты Государственной думы имеют ряд дополнительных льгот, которыми грех не воспользоваться:

  • бесплатный проезд в общественном транспорте;

  • бесплатные авиаперелеты;

  • бесплатное переезды на круизных лайнерах;

  • бесплатная сотовая связь;

  • страхование жизни депутата и всех членов его семьи;

  • санаторно-курортное лечение.

Как стать депутатом Государственной думы: лайфхаки и советы

Теперь, когда ты уже знаешь обо всех прелестях одной из самых престижных профессий в нашей стране, пора рассказать тебе, какие шаги надо предпринять, чтобы завоевать эту должность.

Необычный путь

Чтобы стать избранником народа, не обязательно проходить долгий путь от помощника депутата и преодолевать последующие ступени карьерной лестницы политика. Иногда можно оказаться в нужное время в нужном месте или прославиться успехами в какой-нибудь другой деятельности. Например, в спорте.

@nickvaluev

Кумир миллионов

Это категория членов Госдумы, которая до вступления в должность имела мало отношения к политике. К ней относятся вышеупомянутые звезды спорта, эстрады, кино, литературы и прочих заметных профессий.

В их случае для того, чтобы получить заветный мандат, достаточно прийти в Избирком и заявить о своих амбициях. Даже агитировать за себя им не придется так усердно, как ноунеймам политического мира. Миллионы россиян и так знают, кто они такие, поэтому с радостью поставят галочку напротив одной из любимых фамилий.

Случайный герой

Порой не всегда нужно иметь несколько золотых медалей на мировых чемпионатах и звание заслуженного артиста РФ, чтобы тебе дали место в Думе. Получить мандат можно неожиданно после какого-нибудь громкого дела, связанного с твоей личностью.

Таким примером является бывший офицер госбезопасности Андрей Луговой, о котором до 2006 года общественность ничего не слышала. Именно в том году произошел резонансный шпионский скандал вокруг отравления Александра Литвиненко. Тогда лондонские власти попросили Россию передать в руки британского правосудия чекиста Лугового, подозреваемого в убийстве Литвиненко.

Однако, как известно, Россия отказалась это делать и оставила Лугового у себя. Кроме того, он стал всенародным героем и оказался в списках партии ЛДПР под руководством Владимира Жириновского.

@zhirinovskiy

Классический путь

Естественно, Госдума состоит не только из звезд и скандальных персон. В большинстве своем думские депутаты проходят длительный карьерный путь и завоевывают голоса избирателей конкретными заслугами перед обществом.

Помощник депутата

Многие начинают свою карьеру с помощника депутата. Причем у каждого их может быть штук пять, а вне Госдумы таких сотрудников у него может быть до 30 (практически целая компания). Таким людям народный избранник делегирует свои дела, советуется с ними и впоследствии принимает важные решения.

Кстати, помощником депутата уже становятся по достижении 18 лет. Поэтому за три года можно серьезно прокачаться и уже в 21 год нацелиться на Госдуму.

Однако даже должность помощника получить не так просто. Обычно на нее претендует много людей, которые такие же амбициозные, как и ты. Все они хотят попасть в число 450 депутатов следующего созыва.

Депутат местных органов власти

После того, как ты освоился в профессии на должности помощника депутата, обзавелся полезными знакомствами и приобрел много полезных навыков, можно попробовать стать самостоятельным начальником, который уже сам будет нанимать своих подчиненных.

Лучше всего для этого пойти депутатом в местные органы власти. Там, где тебя уже хорошо знают, и число жителей не превышает разумные пределы. Дело в том, что тебе необходимо преодолеть пятипроцентный барьер голосов избирателей. Если ты находишься в населенном пункте с десятью тысячами жителей, то это всего 500 подписей. Согласись, звучит не очень сложно.

Намного проще заслужить эти голоса будет в том случае, если ты уже занимался общественной деятельностью. Тогда агитировать тебе придется менее затратно и не так усердно.

Депутат городской Думы

Третьей ступенью в карьере может стать работа депутатом городской Думы, где и вопросы, и масштабы проблем гораздо серьезнее. Здесь также важно иметь множество полезных знакомств, поддерживать свой политический имидж и создать команду надежных людей, которые будут помогать тебе во всех простых и не очень решениях. К тому же на этой позиции тебе придется немало потратиться, ведь расходы являются неотъемлемой частью становления политика.

Уже после работы в городском органе власти ты можешь попробовать себя в качестве кандидата в депутаты Госдумы.

Кстати, мы уже писали подробное руководство по поводу того, как стать депутатом у себя в городе. Советуем ознакомиться, если ты всерьез планируешь встать на эту дорогу.

Несколько слов напоследок

В заключение хотелось бы сказать, что, несмотря на всю привлекательность депутатской профессии, решения Думы далеко не всегда одобряются простыми гражданами нашей страны и зарубежными политиками. Кроме того, в силу особенностей нашего внешнеполитического курса некоторые страны вообще не считают российскую Госдуму легитимной.

Например, Европейский Союз и некоторые другие иностранные государства не считают легитимными депутатов Госдумы от Крыма и Севастополя, а Украина вообще не признает всех депутатов Государственной думы седьмого созыва.

Плюс ко всему, в этом году большая часть населения выступила против принятия законопроекта о подъеме пенсионного возраста. Во многих городах прошли митинги с призывом отменить эту инициативу или вовсе распустить Думу. Однако стоит отметить, что претензии по этому поводу могут быть адресованы только членам фракции «Единая Россия», поскольку остальные партии проголосовали против.

Работа депутата в нашей стране, наряду с привилегиями, имеет немалые сложности, о которых надо знать еще до начала карьерного пути.

  • Дмитрий Петросьянц

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *