ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКТ НА ВЕЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛЁЙ

О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 1975 года N 199

О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей

В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик Совет Министров СССР
постановляет:
1. Утвердить единую для Союза ССР форму государственного акта на право пользования землей (прилагается).
Установить, что государственный акт на право пользования землей составляется на языке союзной (автономной) республики с подстрочным русским текстом.
2. Государственные акты на право пользования землей выдаются землепользователям исполнительными комитетами районных (городских) Советов депутатов трудящихся.
Государственный акт на право пользования землей составляется в двух экземплярах: первый экземпляр выдается землепользователю, а второй экземпляр хранится в райисполкоме (горисполкоме).
3. Советам Министров союзных республик:
обеспечить руководство работами по осуществлению выдачи государственных актов на право пользования землей;
организовать, где это необходимо, ко времени выдачи государственных актов на право пользования землей выполнение работ по уточнению размеров землепользований, закреплению долговременными межевыми знаками границ землепользований, а также проверку использования всеми землепользователями предоставленных им земель по прямому назначению;
обеспечить в каждом районе ведение районной карты землепользований.
4. Контроль за выполнением работ по выдаче государственных актов на право пользования землей возложить на Министерство сельского хозяйства СССР.
5. В связи с настоящим постановлением признать утратившим силу постановление Совнаркома СССР от 7 июля 1935 года N 1385 «О выдаче сельскохозяйственным артелям государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей» (СЗ СССР 1935 г. N 34, ст.300).
6. Секретно.

Председатель
Совета Министров СССР
А.Косыгин
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков

Образец государственного акта на право пользования землей

ОБРАЗЕЦ

РИС.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКТ
НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕЙ

ЗЕМЛЯ В СССР СОСТОИТ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО В ПОЛЬЗОВАНИЕ. ДЕЙСТВИЯ, В ПРЯМОЙ ИЛИ СКРЫТОЙ ФОРМЕ НАРУШАЮЩИЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ, ЗАПРЕЩАЮТСЯ.
ЗЕМЛЯ, ЗАНИМАЕМАЯ КОЛХОЗАМИ, ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ ЗА НИМИ В БЕССРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ, ТО ЕСТЬ НАВЕЧНО.
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО И ОБЯЗАНЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ В ТЕХ ЦЕЛЯХ, ДЛЯ КОТОРЫХ ОНИ ИМ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ.
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛИ ОБЯЗАНЫ РАЦИОНАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ИМ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, НЕ СОВЕРШАТЬ НА СВОЕМ УЧАСТКЕ ДЕЙСТВИЙ, НАРУШАЮЩИХ ИНТЕРЕСЫ СОСЕДНИХ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ.

Из Основ земельного законодательства
Союза ССР и союзных республик

Государственный акт выдан

(наименование землепользователя

и его местонахождение)

республики

исполнительным комитетом

районного

(городского) Совета депутатов трудящихся в том, что за указанным землепользователем закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование

гектаров земли в границах согласно плану

землепользования.

Земля предоставлена для

(цель, назначение)

Настоящий государственный акт составлен в двух экземплярах, из которых первый выдан землепользователю, второй хранится в исполнительном комитете районного (городского) Совета депутатов трудящихся.
Акт зарегистрирован в Книге записей государственных актов на

право пользования землей за N

Председатель исполнительного комитета

районного (городского)

М.П.

Совета депутатов трудящихся

Главный (старший) инженер-землеустроитель

года

ПЛАН

землепользования

Главный (старший) инженер-землеустроитель

МАСШТАБ 1:

ПОСТОРОННИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛИ

N по порядку

Наименование землепользователей

Площадь, га

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ

N на плане

Дата, помер и содержание документа, на основании которого внесено изменение

Площадь, га

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Собрание постановлений
Совета Министров СССР,
N 8, 1975 год, ст.42

Вошло в историю

Стоит заметить, хотя земля и предоставлялась сельхозартелям в вечное пользование, право распоряжаться ею, в том числе и в плане «сокращения» земель, которое согласно Примерному уставу не допускалось, государство оставляло за собой.

Тому пример – запись в Государственном акте:

«Из земель сельскохозяйственной артели имени Энгельса выделено 13,87 гектара Ровеньскому райдоротделу согласно распоряжению Совета Министров РСФСР от 22 марта 1958 года № 1202-р. Председатель исполкома Райсовета депутатов трудящихся /Авилов/ Старший землеустроитель /Черкасов/ 24 дня марта месяца 1959 года».

Однако эти земельные участки изымались у сельхозартелей и передавались другим структурам на благие цели и, прежде всего, в интересах тех же землепользователей – нужно было благоустраивать дороги, подъездные пути к сельскохозяйственным объектам, насаживать лесозащитные полосы для повышения плодородия полей. Но слова «земля закрепляется за артелями навечно» воспринимались тогда очень убедительно, и то, что может быть по‑другому, и представить себе тогда никто не мог, точно так же, как нынешнему поколению с трудом верится в то, что вошло уже в историю.

Что такое правовой статус земли

Участниками земельных отношений могут быть как физические лица, так и юридические. Правоотношения могут вытраиваться с участием муниципальных образований и непосредственно с субъектами Российской Федерации. Круг лиц, имеющих право совершать какие-либо сделки с землей, регламентируется ст. 5 ЗК РФ.

Итак, правовой статус земельного надела включает в себя целевое назначение, типы разрешенного использования и форму возникновения права.

Под целевым назначением участка принято понимать установленные на законодательном уровне статус и разновидность разрешенного использования земли.

По целевому назначению наделі подразделяются на несколько категорий. Мы поговорим только о двух. Речь пойдет, о землях, на которых гражданин может возводить строения на законных основаниях.

Земли населенных пунктов могут иметь разновидности разрешенного использования такие, как:

  • ИЖС — Индивидуальное жилищное строительство.
  • ЛПХ — Ведение личного подсобного хозяйства.
  • ДНП — Дачное строительство.

Право граждан на ведение личного хозяйства

Сельскохозяйственные наделы, как правило, имеют типы разрешенного использования:

  • ДНП — Дачное некоммерческое партнерство или Дачное строительство.
  • ЛПХ — Ведение личного подсобного хозяйства.
  • СНТ, СНП — Садоводство.

Из вышеизложенного видно, что один вид разрешенного использования, может присутствовать в обоих категориях.

Видовые различия внутри одной категории существенно влиять на оформление разрешительной документации на застройку не будут. Основные расхождения преобладают между категориями.

Земли ИЖС — это территории, которые законодатель относит к городу, селу, деревне. Земли сельскохозяйственного назначения расположены достаточно далеко. Обычно где-то в поле.

Значимое отличие земель СНТ и СНП — отсутствие возможности зарегистрироваться по адресу в новом жилище.

Форма возникновения права осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все правоотношения, связанные с земельными наделами, регулируются Гражданским и Земельным Кодексом.

Земли сельскохозяйственного назначения

Согласно ст.218, а также ст. 552 ГК РФ право на землю возникает в результате проведения сделки купли-продажи либо иной формы сделки предусмотренной законодательством.

Соответственно, обладателем участка гражданин может стать при совершении мены, дарения, аренды, приватизации, наследовании.

Правоустанавливающие документы на землю

Любая форма права подтверждается документально. Существует основной документ и сопутствующие. По записи в основном документе можно понять на каком основании принадлежит земля собственнику. Такая информация позволит выстроить логическую цепочку в последующих действиях при подготовке к приобретению надела.

Итак, из чего же состоит пакет документов, подтверждающий законное правообладание участком. Конечно, основным документом всегда является Договор (купли-продажи, дарения, мены и т.д.). Могут возникать ситуации, когда в роли главного документа будет выступать Свидетельство о наследовании или Государственный акт.

Образец государственного акта на право собственности на землю

Во времена СССР надел выдавался гражданам на основании Государственного акта. Такая бумага давала право бессрочного (пожизненного) пользования землей. Документ имеет равную юридическую силу с записями в ЕГРП (Единый Государственный Реестр Прав) и является прямым доказательством того, что участок находится в собственности у гражданина.

К документу прилагается чертеж-схема с обозначением границ земельного надела. Наличие такого документа дает право совершать любые сделки в отношении участка, установленные законодателем.

Приложение к свидетельству на право собственности

Могут встречаться ситуации, когда одним участком владеют несколько человек. Каждому из них может принадлежать как одна доля от всего участка, так и 2, 3 и т.д. Важно понимать, что сделка возможна только при участии всех сособственников.

Возможен вариант, что кто-то будет отсутствовать, но тогда его интересы представляет иное лицо по доверенности. Такая собственность может приобретаться как в единоличное пользование, так и долевое. Купить можно не только целый участок, состоящий из долей, но и определенную долю из общей долевой собственности.

Важно знать! Все сделки, связанные с долевой собственностью, в обязательном порядке оформляются нотариально.

С 5 июля 2016 года окончена выдача Свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимость.

На данный момент государственная регистрация возникновения и перехода прав на объекты недвижимости удостоверяется выпиской из Единого Госреестра прав на недвижимое имущество. Этот документ может выдаваться как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

К основному документу всегда имеется сопутствующий — Кадастровый паспорт на надел.

Кадастровый паспорт

Именно в нем можно отследить имеет ли земля четко выделенные границы. Для этого достаточно посмотреть на колонку 11 (для удобства восприятия её обвели красной линией). Наличие знаков плюс и минус говорит, о том, что надел не межевался.

Участок, имеющий выделенные границы, будет описываться без них. Важно знать, что с 1 января 2018 года сделки с немежеванными участками будут приостанавливаться до момента установления границ участка в натуре.

Обращайте внимание на факт наличия межевания земли. Настоятельно не рекомендуем при покупке брать заботы по проведению процедуры межевания на себя. Довольно часто продавец пытается переложить эти заботы на плечи покупателя. Причины могут быть разными.

В процессе процедуры межевания может выявиться наложение границ и тогда придется договариваться с соседями. А количество купленных соток уменьшится.

Приобретательная давность

Земля может прийти в собственность гражданина еще одним абсолютно законным путем. Исходя из норм ГК РФ, земля может стать собственностью, если гражданин добросовестно заботился об объекте недвижимости на протяжении 15 лет. Порядок перехода участка в собственность регламентирован ст. 234 ГК РФ.

Исходя из норм этой статьи, если гражданин открыто владел землей на протяжении оговоренного срока, ухаживали за ней, как за своей собственной, то он вправе истребовать надел в собственность.

Следовательно, документом, подтверждающим право собственности гражданина, будет судебное решение, на основании которого и вносится запись в ЕГРН.

Такие нюансы не всегда можно отследить в основном документе, особенно если участок покупался и продавался неоднократно. Если возникают вопросы или неясности, всегда можно заказать «расширенную» выписку на участок из Единого Государственного Реестра регистрации Недвижимости (ЕГРН).

Выписка из ЕГРН

Важно понимать, что в этом документе можно отследить историю перехода права начиная с 1998 года. Можно столкнуться с тем, что в выписке не будет никакой информации. В таких случаях необходимо обращаться в администрацию района, где находиться объект недвижимости или городские архивы.

Виды сервитута

Существует еще одни нюанс, о котором будущему собственнику лучше знать заранее — сервитут участка. Интерпретация этого понятия детально изложена в ст. 274 ГК РФ. Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации.

Закон определяет два вида сервитута — частный и публичный.

Виды земельного сервитута

Частный сервитут по своей сути — это разрешительная мера для использования части чужого участка земли. С его помощью гражданин может истребовать для себя право свободного передвижения по части надела соседа.

Как правило, Договор сервитута заключается на основании соглашения сторон и на возмездной основе. Но, если сосед в категоричной форме отказывает владельцу соседнего участка, то тот вправе обратиться с иском в суд.

Публичный сервитут возникает на основании законодательных актов. Его прямое назначение — обеспечение интересов муниципалитетов, местного населения, а также защита интересов государства. Сервитут устанавливается на основании проведенных общественных слушаний. С владельцем(ами) земли не согласовывается.

Публичный сервитут может быть наложен для обеспечения:

  • Свободного перемещения по участку или его части.
  • Осуществления монтажа или ремонтных работ линейных объектов (линии электропередач, водопровода, газопровода, инженерных коммуникаций).
  • Для прогона скота.
  • Для проведения инженерно-изыскательской деятельности в целях развития муниципальных поселений.
  • В целях создания условий свободного доступа к побережью водоёмов.
  • Для беспрепятственного рыболовства на замкнутом водном пространстве или возможности охотиться на определенном участке и т. д.

Принципиальное отличие публичного сервитута от частного заключена в том, что последний, как правило, платный.

Но могут быть и исключения, когда публичный сервитут устанавливается на возмездной основе. Это происходит в том случае, если собственник земли испытывает сложности. Например, часть надела становится непригодной для выращивания растений. А также, если возникает необходимость демонтировать или передвигать хоз. сооружения.

При выборе участка необходимо с должным вниманием относиться к наличию сервитута. Следует понимать, что на линии публичного сервитута нельзя возводить какие-либо постройки. Следовательно, проектировать строительство придется с учетом ограничения.

Примеры расположения сервитутов

Довольно часто будущего собственника интересуют задолженности по земельному налогу. Налог на землю именной. Это значит, что все долги остаются за прежним владельцем надела. Гражданин обязан выплачивать налог с момента возникновения у него права.

Закон действует как в отношении граждан, так и юридических лиц. Единственное различие в применении этой нормы заключено в том, что земельный налог для юридических лиц несколько выше.

Знание принципов возникновения права на земельные участки поможет сориентироваться при выборе надела на рынке недвижимости. Однако, одних знаний зачастую недостаточно, чтобы разобраться в нюансах и избежать подводных камней при осуществлении покупки.

Рекомендуем обращаться за помощью к профессионалам. Грамотный юрист поможет разобраться в истории документов и избежать сложностей при оформлении земли в собственность.

Как осуществляется регистрация права пользования

Регистрация права пользования носит обязательный характер, так как это право порождает определенные юридические последствия как для собственника, так и для пользователя.

Процедура регистрации права пользования на землю осуществляется путем внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость.

Осуществляется этот процесс в органах Росреестра, а подача соответствующего заявления должна происходить в территориальное подразделение этого органа или в многофункциональный центр по месту нахождения участка.

Кроме заявления, для внесения полноценных сведений в реестр, лицу, получившему такое право, необходимо будет предоставить еще и дополнительный пакет документов, куда будут входить:

  • Государственный акт или договор о праве пользования в отношении этого участка;
  • Кадастровые документы на него;
  • Документы, подтверждающие полномочия заявителя (если оформление заявления осуществляется не самим пользователем, а доверенным лицом, то в доверенности должны быть прописаны полномочия доверенного лица и срок их действия);
  • Если документы подает юридическое лицо, то в пакет документов должна входить действующая на момент подачи заявления выписка из ЕГРЮЛ;
  • Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость, которая сможет подтвердить отсутствие каких-либо прав у третьих лиц на этот участок;
  • Документы, подтверждающие уплату госпошлины заявителем.

Следующий этап подразумевает изучение и проверку всех поданных документов сотрудниками Росреестра с целью выявления нарушений в оформлении права пользования.

На такую проверку устанавливается срок в десять дней с момента подачи заявления.

Однако этот срок установлен для проверки тех документов, которые поданы через МФЦ.

Если подача осуществляется непосредственно в территориальные подразделения Росреестра, срок увеличивается до пятнадцати дней.

Это обусловлено тем, что сотрудники МФЦ проверяют все поданные документы самостоятельно и возвращают их заявителю в случае выявления ошибок в оформлении. То есть в Росреестр поступают уже полностью проверенные документы, на основании которых без дополнительного изучения можно выдать свидетельство о праве пользования землей.

Заключительным этапом станет получение свидетельства о праве пользования землей.

Выдаётся оно по месту подачи заявления и подтверждает право заявителя использовать участок по своему усмотрению.

Переоформление права пользования

Переоформление права пользования осуществляется в том случае, если первоначально

оно было предоставлено до момента вступления в силу действующего Земельного Кодекса.

В том случае, если право пользования оформлено с помощью акта о предоставлении земельного участка, свидетельства о праве на участок образца, установленного на момент действия старого земельного законодательства, выписки о предоставлении земли администрацией, переоформление права пользования будет происходить в упрощенном варианте.

Этот вариант подразумевает предоставление для оформления свидетельства только заявления, а также кадастровых документов и старых правоустанавливающих.

Дополнительных проверок в этом случае производиться не будет.

Узнайте все про признание недействительным договора купли продажи земельного участка в нашем материале.

Вы хотите отказаться от приватизации? Наша статья подробно вам разъяснит все плюсы и минусы этого решения!

Как правильно оформить расторжение договора дарения вы прочтете по .

Судебная регистрация

В том случае, если по каким-то причинам в регистрации права пользования отказывают, ее можно осуществить на основании вынесенного решения суда по соответствующему заявлению.

Такое дело будет относиться к категории гражданских дел и рассматриваться судами общей юрисдикции.

Для того, чтобы суд вынес соответствующее решение по делу, необходимо грамотно составить исковое заявление.

В этом документе должна содержаться информация о том, в какой суд направляется заявление; какие претензии должны быть удовлетворены и каким образом.

Для подтверждения законности требований истец должен предоставить все документы, на основании которых суд может вынести справедливое решение.

К таким документам будут относиться:

  • Копия заявления о регистрации права пользования;
  • Договор или иной правоустанавливающих документ, который сможет подтвердить законность выдвигаемых требований;
  • Решение об отказе в регистрации права пользования с обязательной расшифровкой причины такого отказа. Такое решение, выданное органами Росреестра, должно быть оформлено соответствующим образом;
  • Квитанция об оплате госпошлины за рассмотрение дела.

Суд, изучив все представленные доказательства, должен вынести соответствующее решение, которое вступит в силу через десять дней после его официального провозглашения.

Судебная практика по признанию права регистрации права пользования землей в России достаточно обширна:

Так, например, 21 декабря 2016 года Ленинский районный суд города Астрахани вынес решение о признании законными требований регистрации права собственности и пользования, предъявленных истцом к администрации соответствующего муниципального образования и руководству СНТ, в рамках которого находится спорный участок. 24 января 2017 года Яшалтинский районный суд Республики Калмыкии вынес решение отказать в удовлетворении требований истца о признании и регистрации за ним права пожизненного наследуемого пользования землей для организации крестьянского хозяйства. Обосновано такое решение суда выявленными в ходе рассмотрения дела нарушениями со стороны истца в использовании участка в соответствии с его целевым назначением. Именно по этой причине в регистрации права пользования администрация района истцу отказала.

Право пользования землей выступает в качестве одного из наиболее распространённых в современной России видов использования земли с своих интересах. Однако, для получения максимальной выгоды из такого владения, его надо соответствующим образом зарегистрировать.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Законодательное регулирование права пользования

Любое право на земельный участок, независимо от того, какие возможности оно дает своему обладателю, подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

Основное регулирование права пользования и его оформления осуществляется с

помощью Земельного Кодекса Российской Федерации и Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Статья 271 Гражданского Кодекса регулирует порядок возникновения права пользования на земельный участок, а также возможности, которые это право предоставляет как пользователю, так и собственнику земельного надела.

Если говорить о Земельном Кодексе, то в рамках этого нормативного акта регулирования возникновение использование права пользования на земле осуществляется с помощью глав 3 и 4, в рамках которых рассматривается порядок установления права собственности на землю в зависимости от подчиненности ресурса федеральному, региональному или муниципальному уровню собственности.

Кроме того, в рамках этого нормативного акта регламентируется также и порядок установления права пользования землей в зависимости от их целевого назначения.

Говоря о том, каким образом происходит регулирование установления права пользования земельными участками, необходимо отметить также и региональное законодательство, так как на уровне субъектов также могут устанавливаться регламенты осуществления процедуры регистрации права собственности.

1. Объектом права землепользования колхозов являются все земли, закрепленные за колхозом по государственному акту на вечное пользование и представляющие собою единый земельный массив колхоза.

К объекту права колхозного землепользования относятся также отдельные земельные участки, которые не входят в государственный акт на вечное пользование землей, но могут быть переданы колхозам в бессрочное или срочное пользование из земель государственного запаса и государственного лесного фонда. В таком порядке за колхозами могут быть закреплены пастбища, сенокосные угодья в лесах общегосударственного значения, земельные участки для содержания отгонного животноводства. Эти земельные участки в государственные акты на вечное пользование землей колхозов не включаются, но в связи с тем, что они закрепляются за определенными колхозами по актам отвода или специальным договорам в бессрочное пользование, они составляют объект права землепользования колхозов.

Единый земельный массив колхоза образуется из нескольких источников, значение которых на различных этапах было неодинаково. В период образования колхозов основным источником возникновения единого земельного массива в колхозах являлись обобществленные земельные участки (наделы), находившиеся ранее в пользовании у единоличных трудящихся крестьян, вступивших затем в члены колхоза. В ст. 2 Примерного Устава сельскохозяйственной артели указывается, что «все межи, разделявшие ранее земельные наделы членов артели, уничтожаются и все полевые наделы превращаются в единый земельный массив, находящийся в коллективном пользовании артели».

Та же статья Примерного Устава предусматривает выделение из обобществленных земель колхоза в личное пользование колхозных дворов по небольшому приусадебному участку земли под огород и сад.

Размеры приусадебных участков устанавливаются в пределах, указанных в Примерном Уставе, в зависимости от условий района. В дальнейшем единые земельные массивы колхозов пополнялись за счет следующих земельных источников:

а) за счет земельных участков, изъятых у кулацких хозяйств, ликвидированных в период сплошной коллективизации; в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. эти земельные участки были переданы на пополнение единых земельных массивов колхозов;

б) за счет земель общего пользования ликвидированных земельных обществ в районах сплошной коллективизации. Согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 30 июля 1930 г. земли общего пользования ликвидированных земельных обществ в районах сплошной коллективизации передавались колхозам на пополнение их земельных массивов;

в) за счет земель, отрезанных у государственных сельскохозяйственных предприятий и переданных в пользование колхозов, с указанием их в числе земель, включенных в государственный акт на вечное пользование землей.

СНК СССР в 1935, 1936 и в последующие годы принял ряд постановлений, которыми утвердил решения совнаркомов союзных и автономных республик, край- и облисполкомов об отрезке земель от совхозов, орсов и других государственных сельскохозяйственных предприятий и об увеличении за этот счет земель колхозов;

г) за счет изъятых у единоличных крестьянских хозяйств, а также у рабочих и служащих, проживающих в сельской местности, излишков земли против норм, установленных постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» и СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 28 июля 1939 г. «О приусадебных участках рабочих и служащих, сельских учителей, агрономов и других не членов колхозов, проживающих в сельской местности»;

д) за счет земельных участков, передаваемых в пользование колхозов из государственного земельного запаса. Этот последний источник является в настоящее время основным, за счет которого и пополняются единые государственные земельные массивы колхозов.

За счет земель государственного запасного фонда в широких размерах производится переселение колхозов из малоземельных районов в многоземельные. В этих случаях земли государственного запасного фонда являются единственным и основным источником образования земельных массивов переселенных колхозов;

е) говоря о едином земельном массиве колхоза как об объекте права колхозного землепользования, необходимо сказать, что источником его образования могут быть и земельные массивы объединяющихся сельскохозяйственных артелей.

Мы уже отмечали, что земельные массивы в укрупненных колхозах образовывались из земель объединенных мелких сельскохозяйственных артелей. Именно путем объединения земель, находившихся в пользовании отдельных сельскохозяйственных артелей, укрупненные колхозы образовали у себя крупные земельные массивы и таким путем создали все необходимые условия для своего дальнейшего организационно-хозяйственного укрепления. Поэтому объединение земель мелких колхозов в один земельный массив укрупненного колхоза в настоящее время необходимо рассматривать как один из основных источников образования единого земельного массива колхоза.

2. Правовой режим общественных и приусадебных земель различный. Он обусловлен основным принципом сельскохозяйственной артели — правильным сочетанием общественных интересов колхоза с личными интересами колхозников.

Как уже указывалось, общественные земли, как основной источник богатства колхозов, являются неприкосновенными, и их размеры ни при каких условиях не могут сокращаться без особого на то разрешения Правительства СССР. Запрещается наделять из общественных земель колхозов приусадебными участками колхозные дворы или увеличивать размеры приусадебных участков колхозных дворов; запрещается также передача общественных земель колхозов другим организациям или гражданам без специального разрешения Совета Министров СССР в каждом отдельном случае. Даже в том случае, если колхоз полностью не использует закрепленные за ним общественные земли, он не имеет права кому бы то ни было переуступить их — хотя бы во временное пользование — без разрешения Правительства СССР. Исключение из этого правила представляют случаи передачи колхозами другим колхозам неиспользованных сенокосов, которые могут передаваться с разрешения райисполкомов. Общественные земли колхозов в зависимости от их хозяйственного назначения разделяют на различные земельные угодья (пашня, луг, выгон, лес, огород, сад и т. п.). Размеры отдельных земельных угодий могут изменяться в зависимости от тех задач, которые вытекают из плана сельскохозяйственного производства, и определяются они в основном хозяйственным профилем колхоза: если профиль колхоза животноводческий, у него, естественно, больше пастбищ и лугов, чем у зернового колхоза.

Кроме того, колхозу предоставлено право в соответствии с его планом сельскохозяйственного производства переводить один вид земельных угодий в другой. Так, например, колхоз может луга превратить в пахотные земли или часть пахотных земель отвести под леса и водоемы, с тем однако, чтобы земельная площадь, облагаемая государственными обязательными поставками продуктов сельского хозяйства, не уменьшалась, а все время увеличивалась.

Для каждого вида земельных угодий установлен особый порядок их использования. Например, пахотные угодья, луга и сенокосы могут быть использованы только самим колхозом для целей общественного хозяйства; выгоны и пастбища колхоз имеет право предоставлять в пользование для пастьбы скота, находящегося в личной собственности членов колхоза, рабочих и служащих, проживающих в сельской местности.

Предоставляя рабочим и служащим, проживающим в сельской местности, в пользование выгоны и пастбища, колхоз имеет право взыскивать с них денежную плату, оправдывающую расходы колхоза на содержание и устройство выгонов и водопоев.

Пахотные земли колхоза в свою очередь разбиваются на поля в соответствии с утвержденным севооборотом. Проект введения севооборота составляется правлением колхоза под руководством агронома совместно с землеустроителем, зоотехником и другими специалистами сельскохозяйственного отдела райисполкома, обсуждается и принимается на общем собрании членов колхоза и окончательно утверждается исполкомом районного Совета депутатов трудящихся в присутствии председателя колхоза, агронома и землеустроителя, принимавших участие в разработке проекта. Установленный таким образом севооборот изменению не подлежит. В него могут быть внесены соответствующие коррективы только с особого разрешения краевого или областного исполнительного комитета.
Поля севооборота разбиваются на отдельные земельные участки, которые закрепляются за полеводческими бригадами на весь срок севооборота. За бригадами закрепляются также сенокосные и другие земельные угодья (огороды и т. п.).

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 18 апреля 1949 г. о трехлетнем плане развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства на полях колхозов должны быть введены наряду с полевыми севооборотами также и кормовые севообороты специально для посева кормовых культур.

Земли приусадебного землепользования входят в состав единого земельного массива колхоза, но они выделяются в особый приусадебный фонд колхоза. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. приусадебные земли должны быть отграничены от общественных земель колхоза указательными столбиками и особо учитываться в колхозных земельно-шнуровых книгах, а также в государственных книгах земельной регистрации, которые ведутся в отделах сельского хозяйства при райисполкомах.

Колхоз имени Энгельса

К 1950 году в районе было укрупнено восемь колхозов: им. Тимирязева, им. Кагановича, им. М. Горького, им. Калинина, им. Куйбышева, им. Сталина, им. Докучаева и им. Энгельса. До этого в Пристени было два колхоза: колхоз имени Войкова, созданный в 1929 году, и имени Крупской, появившийся в начале 30-х.

Первыми председателями в них были двадцатипятитысячник из Ленинграда Налётов и местный житель Тельнов (инициалы в документах не сохранились). В 1950 году эти хозяйства объединились в одно, но уже с другим названием – имени Энгельса. Его возглавил Григорий Щуров. Государственным актом за колхозом было закреплено 4630 га земли.

В этих границах хозяйство просуществовало почти четверть века, сохранив своё название, до очередного укрупнения в 70-х годах с айдарским колхозом им. Докучаева. Но с этого времени уже другим государственным документом закреплялись новые земельные площади.

В соответствии с подпунктом 16-2) пункта 1 статьи 14 Земельного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые формы идентификационных документов на земельный участок:
акт на право частной собственности на земельный участок по форме согласно приложению 1 к настоящему приказу;
акт на право постоянного землепользования по форме согласно приложению 2 к настоящему приказу;
акт на право временного возмездного (долгосрочного, краткосрочного) землепользования (аренды) по форме согласно приложению 3 к настоящему приказу;
акт на право временного безвозмездного землепользования по форме согласно приложению 4 к настоящему приказу.
2. Комитету по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) официальное опубликование настоящего приказа в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әдiлет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр
национальной экономики
Республики Казахстан Е. Досаев

Приложение 1
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 23 декабря 2014 года № 158

Сноска. Приложение 1 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 22.12.2015 № 782 (вводится в действие с 01.03.2016).

форма

Жер учаскесіне жеке меншік құқығын беретін акті
Акт на право частной собственности на земельный участок

Жер учаскесінің жоспары
План земельного участка

Учаскенің мекенжайы, мекенжайының тіркеу коды (ол бар болған кезде)

Адрес, регистрационный код адреса (при его наличии) участка

Сызықтардың өлшемін шығару
Выноска мер линий

Бұрылыстардағы нүктелердің №
№ поворотных точек

Сызықтардың өлшемі
Меры линий

Шектесу учаскелерінің
кадастрлық нөмірлері
(жер санаттары)*:

А-дан Б-ға дейін

Б-дан В-ға дейін

В-дан Г-ге дейін

Кадастровые номера
(категории земель)
смежных участков*:

от А до Б

от Б до В

от В до Г

Масштаб 1: _____________________________

Жоспар шегіндегі бөтен жер учаскелері
Посторонние земельные участки в границах плана

Жоспардағы №
№ на плане

Жоспар шегіндегі бөтен жер учаскелерінің кадастрлық нөмірлері
Кадастровые номера посторонних земельных участков в границах плана

Алаңы, гектар
Площадь, гектар

Приложение
к акту на право частной
собственности на земельный участок

форма

№ участка на чертеже

Наименование территорий с особым режимом использования земель (санитарно-защитные зоны, земли особо охраняемых природных территорий, водоохранного назначения и так далее)

Общая площадь, гектар

В том числе сельскохозяйственных угодий

Из них пашни

Установленный режим использования земель

Приложение 2
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 23 декабря 2014 года № 158

Сноска. Приложение 2 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 22.12.2015 № 782 (вводится в действие с 01.03.2016).

форма

Тұрақты жер пайдалану құқығын беретін актісі
Акт на право постоянного землепользования

Учаскенің мекенжайы,
мекенжайының тіркеу коды
(ол бар болған кезде)

Адрес, регистрационный
код адреса (при его
наличии) участка

Жер учаскесінің жоспары
План земельного участка
Сызықтардың өлшемін шығару
Выноска мер линий

Бұрылыстардағы нүктелердің №
№ поворотных точек

Сызықтардың өлшемі
Меры линий

Шектесу учаскелерінің
кадастрлық нөмірлері
(жер санаттары)*:

А-дан Б-ға дейін

Б-дан В-ға дейін

В-дан Г-ге дейін

Кадастровые номера
(категории земель)
смежных участков*:

от А до Б

от Б до В

от В до Г

Масштаб 1: _____________________________

Жоспар шегіндегі бөтен жер учаскелері
Посторонние земельные участки
в границах плана

Жоспардағы №
№ на плане

Жоспар шегіндегі бөтен жер учаскелерінің кадастрлық нөмірлері
Кадастровые номера посторонних земельных участков в границах плана

Алаңы, гектар
Площадь, гектар

Приложение
к акту на право постоянного
землепользования

форма

№ участка на чертеже

Наименование территорий с особым режимом использования земель (санитарно-защитные зоны, земли особо охраняемых природных территорий, водоохранного назначения и так далее)

Общая площадь, гектар

В том числе сельскохозяйственных угодий

Из них пашни

Установленный режим использования земель

Приложение 3
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 23 декабря 2014 года № 158

Сноска. Приложение 3 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 22.12.2015 № 782 (вводится в действие с 01.03.2016).

форма

Уақытша (ұзақ мерзімге, қысқа мерзімге) өтеулі
Жер пайдалану (жалға алу) құқығын беретін акті

Акт на право временного возмездного (долгосрочного,
краткосрочного) землепользования (аренды)

Жер учаскесінің жоспары
План земельного участка

Учаскенің мекенжайы,
мекенжайының тіркеу коды
(ол болған кезде)

Адрес, регистрационный
код адреса (при его
наличии) участка

Сызықтардың өлшемін шығару
Выноска мер линий

Бұрылыстардағы нүктелердің №
№ поворотных точек

Сызықтардың өлшемі
Меры линий

Шектесу учаскелерінің
кадастрлық нөмірлері
(жер санаттары)*:

А-дан Б-ға дейін

Б-дан В-ға дейін

В-дан Г-ге дейін

Кадастровые номера
(категории земель)
смежных участков*:

от А до Б

от Б до В

от В до Г

Масштаб 1: _____________________________

Жоспар шегіндегі бөтен жер учаскелері
Посторонние земельные участки
в границах плана

Жоспардағы №
№ на плане

Жоспар шегіндегі бөтен жер учаскелерінің кадастрлық нөмірлері
Кадастровые номера посторонних земельных участков в границах плана

Алаңы, гектар
Площадь, гектар

Приложение
к акту на право временного
возмездного (долгосрочного,
краткосрочного)
землепользования (аренды)

форма

№ участка на чертеже

Наименование территорий с особым режимом использования земель (санитарно-защитные зоны, земли особо охраняемых природных территорий, водоохранного назначения и так далее)

Общая площадь, гектар

В том числе сельскохозяйственных угодий

Из них пашни

Установленный режим использования земель

Приложение 4
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 23 декабря 2014 года № 158

Сноска. Приложение 4 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 22.12.2015 № 782 (вводится в действие с 01.03.2016).

форма

Уақытша өтеусіз жер пайдалану құқығын беретін акті
Акт на право временного безвозмездного землепользования

Жер учаскесінің жоспары
План земельного участка

Учаскенің мекенжайы,
мекенжайының тіркеу коды
(ол бар болған кезде)

Адрес, регистрационный
код адреса (при его
наличии) участка

Сызықтардың өлшемін шығару
Выноска мер линий

Бұрылыстардағы нүктелердің №
№ поворотных точек

Сызықтардың өлшемі
Меры линий

Шектесу учаскелерінің
кадастрлық нөмірлері
(жер санаттары)*:

А-дан Б-ға дейін

Б-дан В-ға дейін

В-дан Г-ге дейін

Кадастровые номера
(категории земель)
смежных участков*:

от А до Б

от Б до В

от В до Г

Масштаб 1: _____________________________

Жоспар шегіндегі бөтен жер учаскелері
Посторонние земельные участки
в границах плана

Жоспардағы №
№ на плане

Жоспар шегіндегі бөтен жер учаскелерінің кадастрлық нөмірлері
Кадастровые номера посторонних земельных участков в границах плана

Алаңы, гектар
Площадь, гектар

Приложение
к акту на право временного
безвозмездного
землепользования

форма

№ участка на чертеже

Наименование территорий с особым режимом использования земель (санитарно-защитные зоны, земли особо охраняемых природных территорий, водоохранного назначения и так далее)

Общая площадь, гектар

В том числе сельскохозяйственных угодий

Из них пашни

Установленный режим использования земель

Государственный акт в период 1992-2001 гг.

Помимо отсутствия информации о кадастровом номере, розовые акты могли содержать данные о нескольких земельных участках с различными целевыми назначениями. Например, для ведения личного крестьянского хозяйства, а также для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок).

Это вызывало определенные неудобства в случае, когда владелец намеревался передать (продать, подарить) один из участков другому лицу.

Если Ваш государственный акт на земельный участок розового цвета без кадастрового номера, то для переоформления земельного участка на другое лицо должна быть выполнена кадастровая съемка и разработана техническая документация по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности). На основании разработанной технической документации государственный кадастровый регистратор вносит земельный участок в государственный земельный кадастр и осуществляет присвоение кадастрового номера земельному участку.

Выполнение указанных выше действий подтверждает выданная кадастровым регистратором выписка из Государственного земельного кадастра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *