Где и как оформить авторское право на иллюстрации?

Приветствую уважаемых дам и господ.

Сегодня решил (в очередной раз) поговорить о наболевшем — доказательстве авторства. В этот раз применительно к фотографии.

Ежедневно я вижу сообщения о том, что «необходимо регистрировать авторские права на фото», важно «оформить авторство на фотографии» и прочие странные вещи, сразу выдающие незнание законодательства РФ. И ладно бы это было просто отдельным мнением, но это старательно культивируется, кто-то заблуждается и рад, ну и определённо есть люди, кому это выгодно. Однако, можно бесплатно или с минимальными вложениями обеспечить себя доказательствами на случай возможного спора.

Если вы — фотограф, то скорее всего, многие способы уже применяются и без того, но, возможно, вам будет полезно узнать их правовое обоснование и перспективы применения.

Знаю, что читать длинные цитаты законодательства и постановлений пленумов никто не хочет, поэтому буду стараться излагать проще, а для желающих погрузиться поглубже и проверить всё самостоятельно — ссылки с чуть более подробным объяснением внизу поста.

Для начала нужно разобраться с мифами.

Миф 1: авторское право нужно регистрировать.

Нет, не нужно, ибо в силу п. 4 ст. 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Более того, зарегистрировать авторские права на фотографии (они же фотографические произведения) невозможно в принципе. В том же пункте указывается, что допускается регистрация только программ для ЭВМ и баз данных, да и то по желанию. Права можно защищать успешно и без свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, а можно и провалить всё с таким свидетельством.

Причина этого мифа, отчасти, в том, что люди путают товарные знаки с объектами авторских прав. А не слишком грамотные в этом вопросе журналисты самозабвенно используют термин «авторские права» применительно ко всему праву интеллектуальной собственности: и в отношении товарных знаков, и в отношении объектов патентных прав, что в корне неверно. Это примерно как все камеры называть Nikon (или Canon).

Фото — объект авторского права в чистом виде, поэтому регистрация не требуется и невозможна. Можно получить «свидетельство о регистрации и депонировании», но и это не государственная регистрация. Да и выдаёт такое свидетельство какое-либо «авторское общество», а не федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Миф 2: нужно «оформлять авторство».

И опять нет. Обоснование вытекает из того же п. 4 ст. 1259 ГК РФ. Никаких формальностей не требуется, вот вообще совершенно никаких.

Как только фото создано и удовлетворяет критериям объективной формы и наличия творческого характера (ссылка ниже), авторские права на это фотографическое произведение возникают в силу факта создания.

А вот что может помочь доказать своё авторство — уже другой вопрос, который сейчас будет раскрыт.

Прежде всего, стоит заметить, нет ни одного гарантированного доказательства, при наличии которого можно быть на 100% уверенным в своей победе.

Процессуальное законодательство (ч. 2 ст. 67 ГПК РФ, ч. 5 ст. 71 АПК РФ) говорит о том, что нет ни одного доказательства с заранее установленной силой для суда, а пункт 110 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 (далее — «Постановление №10») добавляет: «отсутствует исчерпывающий перечень доказательств авторства».

То есть, доказательства — «серебряной пули» нет и быть не может. Чем больше солидных доказательств — тем лучше. Поэтому можно выстроить свой рабочий процесс таким образом, чтобы доказательства сами возникали по ходу работы, и в самом деле, это не так и сложно.

1. Исходники

Самое простое. Скорее всего, всегда есть необработанный оригинал фотографии в высоком разрешении. Делиться именно им не нужно — лучше схоронить в надёжном месте, а ещё лучше в нескольких. Для использования в блоге, на личном сайте и т.д. всегда можно использовать уменьшенные фото.

В случае спора достаточно предъявить оригинал в большем разрешении, даже если это не RAW-файл. У Вас он будет — необработанный, в полном размере, необрезанный, а у нарушителя, бессовестно скопировавшего фото, — нет.

В вышеуказанном Постановлении №10 так и указано:

«Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии».

Кстати, есть заблуждение о том, что нужно обязательно нужно иметь RAW-файл и/или делать экспертизу камеры (которая вообще может быть уже продана). Никаких императивных требований в законодательстве на этот счёт нет. При адекватном обосновании (и желании/способности судьи в это вникнуть) можно защищать права и на фото, сделанные на телефон, и такая практика имеется.

2. Водяной знак (Watermark)

Тоже классика. Ст. 1257 ГК РФ предусматривает презумпцию авторства: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное».

То есть, пока кто-то это авторство не оспорил, по умолчанию автором признаётся тот, кто указан на экземпляре. Указывать данные об авторе можно в любом удобном виде, достаточно имени и фамилии, либо псевдонима (никнейма). Разумеется, чем ближе данные будут к реальным, тем более понятно это будет для суда и проще будет обосновать.

Знак охраны авторских прав (он же «знак копирайта», он же «С в окружности») указывать нет необходимости. Иной раз можно видеть жаркие споры о том, как писать и в каком порядке, но это по большому счёту на возможность защиты не влияет.

Например, в некоторых делах, по которым истцом был один известный блогер с экстравагантной причёской, были указаны лишь фамилия и имя. Судам для признания его авторства при отсутствии контраргументов о другом авторе этого хватало вполне.

Сам watermark имеет смысл ещё и потому, что если его обрезают или стирают, то это представляет собой отдельное нарушение — удаление информации об авторстве (п. 3 ст. 1300 ГК РФ), за которое можно дополнительно взыскать компенсацию.

Ну и если фото обрезано с целью удалить информацию об авторе, то это ещё сильнее упрощает доказывание при помощи бережно хранимого полноразмерного файла фотографии.

3. Метаданные EXIF

Практически все современные камеры и другие устройства (включая смартфоны) позволяют автоматически вносить EXIF-метаданные, в том числе, данные об авторстве, в сам цифровой файл снимка при создании. В плане доказывания это такое же указание авторства, как и в виде водяного знака по смыслу ст. 1257, 1300 ГК РФ.

Не составит труда настроить устройство таким образом, что после каждого снимка данные об авторстве будут вписаны в файл. Также метаданные можно внести и после обработки.

А ещё есть шанс, что недобросовестные лица даже не удалят EXIF-метаданные при использовании фото, тем самым облегчая доказывание. В этом случае достаточно зафиксировать содержание EXIF-данных при фиксации нарушения (например, у нотариуса), и впоследствии указать на это при рассмотрении спора в суде, если до этого дойдёт.

4. Публикация под своим именем

Кому-то может показаться неожиданным, но публикация под своим именем на ваших любимых ресурсах — вполне себе доказательство авторства.

В случае публикации в личном блоге, желательно иметь не автономный блог (где можно самостоятельно указать любую дату публикации), а блог на какой-то платформе, где такая возможность исключена. Кстати, этот ресурс (pikabu.ru) вполне подходит для этой цели.

Для доказывания авторства таким способом можно сослаться на публикацию своего фото на определённую дату, предшествующую дате нарушения.

Такие доказательства принимаются судом в силу п. 3.5.8 информационной справки по вопросам, возникающим при оценке доказательств, содержащих информацию, размещенную в сети «Интернет» (утв. постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 14.09.2017 № СП-23/24).

Отмечу, что указанная Справка не имеет силы закона или постановления пленума ВС РФ, а, скорее, представляет собой настоятельную рекомендацию для (арбитражных) судов, которую они могут проигнорировать. Но, поскольку суды в РФ непринуждённо могут проигнорировать вообще всё что угодно, вряд ли стоит отдельно обращать на это внимание.

То есть, если нарушитель не опровергнет факт размещения конкретной фотографии на фотостоке, в блоге и т.п. (что крайне маловероятно), то это доказательство будет признано достоверным.

Снимки экрана (скриншоты) приобщаются в качестве письменных доказательств (в том числе, согласно п. 1.1.3 Справки) к материалам дела.

Помимо непосредственно скриншотов ресурса с публикацией, можно дополнительно усилить свою позицию данными из кэша поисковых систем или снимков страниц блога / фотостока ресурсом archive.org.

Важно: скриншоты из-за возможности легко изменить их содержание (или содержание сайта в браузере) не являются таким же (условно) неоспоримым доказательством как нотариальный протокол, а поэтому фиксировать нарушение, например, одними скриншотами — крайне опрометчиво. Но в качестве обеспечения бесплатного дополнительного доказательства — почему бы и нет.

5. Резервная копия

Резервные копии (бэкапы) — это ещё и возможность подтвердить временной приоритет, наличие спорного объекта (в т.ч. фотографии) на определённую дату, предшествующую дате использования нарушителем.

Так, при загрузке фото в онлайн-хранилище (Google Drive, Dropbox и т.п.), сервис фиксирует дату загрузки, а иногда и дату изменения. Это также можно использовать впоследствии при доказывании авторства: у Вас файл на определённую дату есть, а у нарушителя — нет. Подтвердить это тоже можно скриншотами, руководствуясь вышеуказанной Справкой Суда по интеллектуальным правам.

У многих сервисов есть бесплатные тарифы и многие так или иначе уже пользуются подобными сервисами, поэтому это тоже можно использовать без дополнительных затрат.

06. Депонирование

Этот способ следует упомянуть в последнюю очередь, т.к. он напрямую связан с неизбежными финансовыми затратами.

Некоторые сервисы депонирования откровенно обманывают пользователей, бесцеремонно предлагая «зарегистрировать авторство» или «зарегистрировать авторские права», что противоречит ст. 1259 ГК РФ, о чём уже указано выше.

А ещё не проводится исследование охраноспособности объекта и не проверяется авторство, о чём нередко прямо указывается в свидетельстве. Например, можно встретить такие оговорки:

«ответственность за правильность предоставленных сведений несёт заявитель»

или

«по заявлению <ФИО>, все права на данный результат интеллектуальной деятельности принадлежат указанным лицам».

То есть, по сути заявитель указывается себя или иное лицо автором, а депозитарий выдаёт документ, где ссылается на честное слово автора на определённую дату. Разумеется, даже такое доказательство лучше, чем ничего, но переоценивать его точно не следует.

Есть вполне добросовестные депозитарии, использующие современные технологии (например, уже вызывающий у многих аллергию blockchain) для удостоверения предъявления файла, которые не разбрасываются громкими лозунгами, и не обманывают, не запугивают авторов и выдают удостоверения по запросу в случае спора в суде за скромную денежку.

Но тут нужно проверять надёжность такой организации: давно ли она существует, помогает ли авторам с доказыванием, кто создатели. Ценность депонирования будет равна нулю, если потребуется получить свидетельство о депонировании или какой-то отчёт, а сервис уже не работает, организация прекратила деятельность, а создатели уехали в Магадан.

И ещё раз отмечу, что депонирование — ни в коем случае не государственная регистрация в федеральной службе по интеллектуальной собственности, не имеет правоустанавливающего значения и не должно быть единственным доказательством.

Таким образом, можно успешно обеспечить себя доказательствами авторства с практически нулевым бюджетом. Если сделать всё грамотно, легко можно обойтись и без любого депонирования. А если делать неграмотно — то и депонирование не поможет. Наоборот, в отдельных случаях оно даёт ложное ощущение защиты.

В общем, будьте здоровы и тратьте деньги разумно. А ещё не верьте никому (и мне тоже) и читайте закон, хотя бы в части, на которую ссылаются — ссылки на кодексы, постановление и справку выше активны как раз для этого.

Благодарю за прочтение.

Обещанные ссылки с чуть более подробным обоснованием:

Что такое авторское право и что будет, если его не соблюдать

Для тех, кто любит теорию, небольшая справка.

В Гражданском кодексе РФ под авторскими правами понимают интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. По закону автор произведения имеет исключительное право на произведение, на его обнародование и неприкосновенность. Также авторские права включают право авторства и право автора на имя.

Подробнее об авторском праве рассказано в главе 70 Гражданского кодекса РФ.

Если говорить просто, то автор произведения (в нашем случае изображений) может по своему усмотрению воспроизводить, распространять, изменять его и передавать права на него другим лицам. Плюс – у автора есть ряд неотчуждаемых прав, таких как право называться автором произведения, право размещать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно.

Несерьезное отношение к правам автора может повлечь за собой серьезное наказание. Так, за плагиат, причинивший крупный ущерб (от 50 000 рублей) автору или правообладателю, Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода нарушителя за период до 18 месяцев, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до шести месяцев. А незаконное использование объектов авторского права или смежных прав может закончиться таким же штрафом, обязательными работами или арестом, но уже на срок до двух лет. Если же ущерб от нарушения авторских прав составляет в сумме менее 50 000 рублей, то применяется административная ответственность.

Как все сделать правильно

Все эти юридические условия звучат непонятно и местами пугающе. Но на самом деле значительную часть контента можно спокойно использовать, главное – соблюдать условия, предписанные лицензией. Дальше посмотрим, какие виды лицензий существуют и в чем их отличие.

Чаще всего условия использования контента прописаны на сайте, где размещены изображения. К тому же есть распространенные лицензии, обозначающие права использования разного рода контента:

  • Лицензия свободной документации GNU (GNU Free Documentation License) – это лицензия для свободного программного обеспечения, разработанная Фондом свободного ПО. GNU FDL позволяет воспроизводить, распространять и изменять программное обеспечение, но только при условии присвоения всем производным работам аналогичной лицензии.
  • Лицензия Free Art (License Art Libre) – аналогичная лицензия, но ориентированная на распространение произведений искусства.
  • Creative Commons – самая популярная лицензия, охватывающая любые виды контента.

Именно на тип лицензии Creative Commons стоит обращать внимание при поиске изображений, поэтому сконцентрируемся на ней.

Типы лицензий Creative Commons

  • CC BY (Attribution) – «С указанием авторства» – самая свободная лицензия. Изображения с этой лицензией можно распространять, изменять и использовать даже в коммерческих целях при условии, что указан автор.
  • CC BY-SA (ShareAlike) – «Распространение на тех же условия – Копилефт» – позволяет распространять, изменять и использовать изображения в коммерческих целях, но при условии указания авторства и лицензирования всех измененных/созданных изображений на аналогичных условиях. Эту лицензию часто сравнивают с бесплатными лицензиями программного обеспечения с открытым исходным кодом.
  • CC BY-ND (NoDerivs) – «С указанием авторства – Без производных» – этот тип лицензии допускает коммерческое и некоммерческое использование изображений с указанием авторства, но запрещает любые изменения, включая перевод текстов, добавление подписей и проч.
  • CC BY-NC (NonCommercial) – «С указанием авторства – Некоммерческая» – разрешает использовать, распространять и изменять изображения, но только в некоммерческих целях и с указанием автора. Лицензировать производные работы не обязательно.
  • CC BY-NC-SA (NonCommercial-ShareAlike) – «С указанием авторства – Некоммерческая – Копилефт» – дает возможность изменять и распространять изображения при условии, что у них указан автор, а все измененные или отредактированные изображения обладают аналогичной лицензией.
  • CC BY-NC-ND (NonCommercial-NoDerivs) – «С указанием авторства – Некоммерческая – Без производных» – самая строгая из шести основных лицензий. Она позволяет загружать изображения и делиться ими с указанием авторства, но запрещает любые изменения и использование в коммерческих целях.
  • CC0 (Creative Commons Zero) позволяет владельцам и создателям контента отказаться от авторских прав на свои произведения, в результате другие люди могут абсолютно свободно использовать их произведения для любых целей и без каких-либо ограничений.

Если контент на сайте размещен под лицензией Creative Commons, то внизу страницы или на самих произведениях будет размещен маркер конкретной лицензии. Примеры иконок можно посмотреть .

Общественное достояние

Еще одна категория, о которой необходимо знать, это «Общественное достояние» (Public Domain). Произведения науки, литературы или искусства переходят в общественное достояние после прекращения действия исключительного права, независимо от того были они обнародованы или нет. Согласно Гражданскому кодексу, контент, являющийся общественным достоянием, могут использовать и распространять все без ограничения, но это не отменяет неимущественных авторских прав, таких как авторство, на имя автора и неприкосновенность произведения. Так, дополнять, сокращать или комментировать работы, являющиеся общественным достоянием, без согласия автора или его правопреемников нельзя. А в силу Бернской конвенции предоставляется также и право на защиту репутации автора.

При работе с изображениями, являющимися общественным достоянием, важно убедиться, что оно находится в этой категории во всех юрисдикциях.

Например, бывает, что изображение у нас в общественном достоянии, а в США – нет. Если нет уверенности, что изображение в общественном достоянии – нужно дополнительно проверять, чтобы себя обезопасить, – отмечает в своей колонке на VC фоторедактор BigPicture.ru Никита Евдокимов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *