Эргономика рабочего места педагога

Департамент образования и науки Кемеровской области

Центр дистанционного образования детей — инвалидов Кемеровской области государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»

Рекомендации для образовательных учреждений по организации рабочего места педагога, реализующего образовательный процесс по дистанционным технологиям.

Кемерово 2011г.

1. Общие положения. 3

2. Организация рабочего места педагога. 3

2.1. Использование стационарных индивидуальных кабинок. 3

2.2 Использование секций с невысокими перегородками (офисный тип) 4

2.3 Использование отдельного кабинета (класса) 5

2.4 Использование общего помещения. 6

3. Требования к обеспечению условий безопасности (сохранности) используемого оборудования 6

4. Требования к обеспечению электротехнических условий. 7

5. Общие рекомендации к рабочему месту педагога. 8

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 9

Примерный вид помещений разделенных на стационарные индивидуальные кабинки, имеющие перегородки от пола до потолка. 9

Примерный вид помещения разделенного на стационарные индивидуальные кабинки, имеющие перегородки ниже потолка. 10

Примерный вид помещений разделенных на секции с невысокими перегородками (офисный тип) 11

Примерный вид общих помещений без использования перегородок. 13

Комплектующие оборудования для использования в образовательном процессе педагогом (номенклатура рабочего места педагога) 14

Общие положения

1.1 Данные рекомендации разработаны с целью организации рабочего места педагога, реализующего образовательный процесс по дистанционным технологиям.

1.2 Выполнение данных рекомендаций обеспечивает создание рациональных условий рабочего места педагога, создание условий для реализации образовательного процесса с учетом специфики дистанционной формы обучения, выполнение требований охраны труда и техники безопасности, обеспечение условий безопасности (сохранности) используемого оборудования.

1.3 Образовательное учреждение вправе самостоятельно определять варианты организации рабочего места педагога.

1.4 Допускается комбинированная организация рабочих мест педагогов.

Организация рабочего места педагога

В образовательном учреждении предусматриваются следующие варианты организации рабочего места педагога:

— специально выделенное помещение, в котором располагается несколько рабочих мест педагогов;

— отдельный кабинет (класс), закрепленный за педагогом;

— общее помещение с размещением рабочих мест педагогов.

Специально выделенное помещение, в котором располагается несколько рабочих мест педагогов, предусматривает следующие варианты размещения рабочих мест педагогов:

— стационарные индивидуальные кабинки, имеющие перегородки от пола до потолка или ниже потолка;

— секции с невысокими перегородками (офисный тип).

2.1. Использование стационарных индивидуальных кабинок

2.1.1 Стационарные индивидуальные кабинки имеют перегородки от пола до потолка или ниже потолка, используемый материал ПВХ, МДФ, гипсокартон и др. (Приложение ).

2.1.2 Каждая кабинка должна иметь размер, достаточный для удобного расположения рабочего стола средних размеров, полки (стеллаж) для размещения периферийного оборудования, различной методической литературы и других сопутствующих дистанционному обучению материалов (Приложение ). Общая площадь рабочей кабинки может варьироваться в от 2.5 м2 и более.

2.1.1 Стенки кабинки, не являющиеся несущими (основными) всего помещения, рекомендуется сделать прозрачными (стекло, стеклопластик, прозрачный пластик, органическое стекло или иной прочный материал с высоким уровнем прозрачности) для повышения коэффициента естественного освещения.

2.1.4 Нижняя часть стенок кабинки изготавливается из прочного не прозрачного материала. Верхнюю кромку непрозрачной части стенки необходимо расположить на высоте не ниже уровня столешницы не более 20 см. выше уровня столешницы

2.1.5 При организации (строительстве) кабинок необходимо добиваться их максимальной звукоизоляции.

2.1.6 При обустройстве стационарных индивидуальных кабинок от пола до потолка необходимо предусмотреть обеспечение вентиляции, точечного искусственного освещения.

Достоинства:

— Высокая звукоизоляция. Максимально благоприятная среда для организации образовательного процесса по дистанционным технологиям;

— высокий уровень пассивной безопасности по сохранности оборудования;

— обеспечивается скрытая разводка коммуникаций и удобный доступ к ним;

— установка перегородок не требует внесения изменений в технический паспорт здания, так как является сборно-разборной конструкцией;

— в большинстве случаев установка перегородок дешевле строительства настоящих стен;

— перегородки придают помещению современный вид;

— стеклянные перегородки пропускают дневной свет во внутренние помещения, не имеющие окон;

— возможность оборудовать рабочее пространство «под себя».

Недостатки:

— Достаточно высокая стоимость изготовления;

— в зависимости от размера помещения, количество кабинок, сложности конструкции, время монтажа и подключение всех коммуникаций занимает 2-5 рабочих дня, изготовление конструкций от 15 рабочих дней;

— увеличение затрат на отопление и освещение.

2.2 Использование секций с невысокими перегородками (офисный тип)

2.2.1 Учебный кабинет разделяется на отдельные секции с невысокими перегородками (офисный тип). Используемый материал, как правило, МДФ (Приложение ).

2.2.2 Каждая секция должна иметь размер, достаточный для удобного расположения рабочего стола средних размеров (уточнить размеры), полки (стеллаж) для размещения периферийного оборудования, различной методической литературы и других сопутствующих дистанционному обучению.

2.2.3 Боковые стенки секции, и переднюю (если предусмотрена конструктивно), необходимо сделать из прочного непрозрачными материала. Высота боковых стенок варьируется в пределах 1,5 — 2 метра.

Достоинства:

— Высокая мобильность в случае перепланировки помещения. Сборно – разборная конструкция;

— возможность оборудовать рабочее пространство «под себя».

Недостатки:

— отсутствие звукоизоляции существенно затрудняет одновременное проведение дистанционного обучения разными педагогами в одном помещении;

— значительный посторонний звуковой фон.

2.3 Использование отдельного кабинета (класса)

2.3.1 При организации рабочего места используется отдельный учебный кабинет педагога, реализующего дистанционную форму образования.

2.3.2 Рабочее место педагога должно быть оборудовано дополнительным рабочим столом помимо основного рабочего стола. Если над столом не имеются полки для периферийного оборудования, то рядом с рабочим столом размещается дополнительный стол или полка для периферийного оборудования.

Достоинства:

— Наличие звукоизоляции;

— низкие затраты;

— оптимальные условия для осуществления образовательного процесса;

— достаточный уровень пассивной безопасности по сохранности оборудования при закреплении кабинета за отдельным (ответственным) лицом;

— монтаж оборудования занимает один рабочий день;

— свободное пространство для организации консультации с обучающимися, родителями;

— возможность оборудовать рабочее пространство «под себя».

Недостатки:

— Угроза сохранности оборудования при свободном доступе иных, посторонних лиц;

— значительное увеличение времени для монтажа (прокладки) кабеля для подключения оборудования к линии Интернет;

— дополнительные монтажные работы по разводке, укладке кабелей сети Интернет в помещениях образовательного учреждения.

2.4 Использование общего помещения

2.4.1 Рабочие места педагогов оборудуются без использования перегородок. Данный вариант используется временно при отсутствии возможности выделения отдельного помещения или при необходимости размещения значительного количество рабочих мест педагогов. (Приложение )

Достоинства:

— Минимальная стоимость обустройства рабочего места;

— возможность массового обучения использованию компьютерного оборудования педагогами, обучающимися, родителями.

Недостатки:

— Полное отсутствие звукоизоляции. Существенные затруднения при одновременном проведении дистанционного обучения разными педагогами;

— минимальный уровень комфорта для педагога.

Требования к обеспечению условий безопасности (сохранности) используемого оборудования

3.1 Образовательное учреждение принимает компьютерное оборудование во временное безвозмездное пользование. На период использования оборудования образовательное учреждение несет материальную ответственность за состояние и хранение оборудования.

3.2 С целью сохранности оборудования образовательное учреждение обеспечивает необходимые условия и мероприятие с выполнением следующих требований:

— наличие в помещении железной, либо укрепленной двери с противовзломным замком. Использование замков не менее 2 класса секретности (запрет на использование «простых», ригельных замков, подверженных вскрытию методом подбора ключей);

— наличие на окнах помещений запирающих устройств;

— наличие в помещении углекислотных огнетушителей (типа ОУ-2);

— оборудование кабинета выше 2-го этажа, — наличие решеток на оконных блоках при размещении кабинета на первом этаже.

Требования к обеспечению электротехнических условий

4.1 С целью обеспечения выполнения требований техники безопасности, охраны труда, сохранности компьютерного оборудования образовательное учреждение обеспечивает необходимые условия и мероприятия с выполнением следующих требований.

4.2 Электроснабжение рабочего места педагога должно осуществляться от сетей с напряжением 220В с системой заземления Т1М-С-5. Внутренние цепи должны быть выполнены с раздельными нулевым защитным и нулевым рабочим (нейтральным) проводниками.

4.3 В помещении могут применяться следующие виды электропроводок:

— открытые электропроводки, прокладываемые в электротехнических плинтусах, коробах, на лотках и по строительным конструкциям;

— скрытые электропроводки, выполняемые в стенах и перекрытиях на любой высоте, в том числе в пустотах строительных конструкций из негорючих или горючих материалов групп Г1, Г2 и ГЗ.

4.4 Электропроводки в помещениях выполняются проводами и кабелями с медными жилами. Кабели и провода в защитных оболочках допускается пропускать через конструкции зданий, выполненные из негорючих или горючих материалов групп Г1, Г2 и ГЗ, без использования втулок и трубок.

4.5 Проводка, до рабочего места педагога, должна быть выполнена кабелем ВВГ 3*2,5 в соответствии со СНиП 31-02 «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ) и государственным стандартам на электроустановки, а также к оборудованию электроустановок устройствами защитного отключения (УЗО), к устройству и размещению электропроводок и к наличию устройств по учету расхода электроэнергии.

4.6 Места соединений и ответвлений проводов и кабелей не должны испытывать механических усилий. В местах соединений и ответвлений жилы проводов и кабелей должны иметь изоляцию, равноценную изоляции жил целых мест этих проводов и кабелей.

4.7 Провода, прокладываемые скрыто, должны иметь у мест соединения в ответвительных коробках и у мест присоединения к светильникам, выключателям и штепсельным розеткам запас длины не менее 50 мм. Аппараты, устанавливаемые скрыто, должны быть заключены в коробки.

4.8 Ответвительные коробки при скрытой прокладке проводов должны быть утоплены в строительных элементах зданий заподлицо с окончательно отделанной внешней поверхностью. Соединения проводов при проходе из сухого помещения в сырое или наружу здания должны выполняться в сухом помещении.

4.9 Розетки должны соответствовать современному евростандарту и обеспечивать надежный контакт со штепсельной вилкой.

4.10 Не допускается использование розеток, имеющих явные следы перегрева, трещины или сколы внешней поверхности, оголяющие провода и/или контакты.

4.11 Не допускается использование розеток не закрепленных на стене.

4.12 Не допускается использование одной розетки для одновременного подключения нескольких комплектующих компьютерного оборудования и других электроприборов с высоким потреблением электропитания, если суммарная нагрузка превышает нормы нагрузок используемой розетки и/или электропроводки.

4.13 Рекомендуется обеспечить каждое рабочее место как минимум двумя розетками и одним разветвителем типа «Пилот» для последующего использования нескольких комплектующих компьютерного оборудования и других электроприборов.

Общие рекомендации к рабочему месту педагога

5.1 При планировке площади рабочего места педагога необходимо предусмотреть возможность проведения очных индивидуальных консультаций обучающихся, родителей с использованием компьютерного оборудования.

5.2 Размер рабочего стола должен обеспечивать удобное расположение и легкий доступ к сканеру, принтеру, клавиатуре и мыши.

5.3 Рабочий стол, предназначенный для расположения компьютерного оборудования должен обладать высокой устойчивостью и быть легкодоступен для педагога.

5.4 Размеры, формы при изготовлении (заказе) рабочих столов для педагогов должны учитывать количество комплектующих оборудования — номенклатура рабочего места педагога. (Приложение )

5.5 Стул (кресло) должно иметь регулировку по высоте, обеспечивать удобное положение за рабочим столом и комфортную работу с оборудованием.

5.6 Расположение проводов электропитания рабочего места, после установки оборудования должно обеспечивать беспрепятственный доступ к рабочему месту.

5.7 Рабочее место с оборудованием должно находиться вблизи от естественного освещения.

5.8 В качестве искусственного освещения возможно использовать обычные светильники, с возможностью регулировки по высоте.

5.9 Необходимо ограничить доступ к оборудованию посторонних лиц.

5.10 Образовательное учреждение самостоятельно определяет необходимость Аттестации рабочих мест педагогов на наличие факторов вредных условий труда.

Консультации по организации рабочего места педагога осуществляются методистами ЦДО Кемеровской области по т96, посредством запросов по электронной почте *****@***ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение

Примерный вид помещений разделенных на стационарные индивидуальные кабинки, имеющие перегородки от пола до потолка.

Приложение

Примерный вид помещения разделенного на стационарные индивидуальные кабинки, имеющие перегородки ниже потолка.

Приложение

Примерный вид помещений разделенных на секции с невысокими перегородками (офисный тип)

Приложение

Примерный вид общих помещений без использования перегородок

Приложение

Комплектующие оборудования для использования в образовательном процессе педагогом (номенклатура рабочего места педагога)

Портативный MacBook White

Наушники DIALOG M-781HV

Работаю в учереждении дополнительного образования. Нагрузка на ставку педагога доп.образования — 18 педагогических часов. Методические часы — это ещё 18 часов сверху. Вправе ли работодатель требовать от нас фактического нахождения на рабочем месте для отработки методических часов? Ведь заниматься подготовкой занятий, воспитательных мероприятий, экскурсиями и т.п. мы можем в любом другом месте? Какой официальный документ регламентирует порядок методической работы педагога дополнительного образования?

Татьяна

Добрый день!

Татьяна, в соответствии с

Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536
«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (п. 2.4) в

дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация),
свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения
занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных
должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по
занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за
дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

При
составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего
трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется
предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования
его для дополнительного профессионального образования, самообразования,
подготовки к занятиям.

Удачи Вам!

Л. В. Куревина

Журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения» № 5/2016

Каковы особенности рабочего времени педагогов и какими нормативными актами они определены? Из каких частей складывается рабочее время педагогов? Какие режимы рабочего времени для них могут вводиться?

Рабочее время учителей и преподавателей имеет немало особенностей. И одной из основных является то, что их рабочее время складывается из нормируемой и ненормируемой части. Такая система на практике вызывает определенные трудности (с учетом рабочего времени, выплатой сверхурочных, работой в выходные и т. д.). Нюансов много и вопросы соответственно возникают часто. Какие режимы рабочего времени лучше устанавливать педагогам? Должен ли педагог выходить на работу, если у него нет занятий? Сколько часов максимально может составлять ненормированная часть педагогической нагрузки? Что делать, если сотрудники считают, что они перерабатывают? Попробуем разобраться.

Прежде всего отметим документы, которые регулируют вопросы рабочего времени педагогических работников:

  • Трудовой кодекс (гл. 52);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ № 1601);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее – Особенности).

Норма рабочего времени

В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты.

Так, педагогам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам, старшим воспитателям дошкольных учреждений и другим работникам, перечисленным в п. 2.1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю.

Для остальных должностей и (или) специальностей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Например, норма в размере 20 часов в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, а для музыкальных руководителей и концертмейстеров она составляет 24 часа в неделю.

Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и для других учителей и преподавателей, перечисленных в п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу № 1061, установлена норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю.

Для некоторых должностей предусмотрена годовая норма часов за ставку. Так, норма учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения.

Обратите внимание

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (то есть педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподаванием. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (п. 2.1 Особенностей).

В силу п. 2.3 Особенностей ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Такая работа, в частности, включает в себя участие в деятельности педагогических, методических советов и родительских собраний, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, периодические кратковременные дежурства в период образовательного процесса, обязанности, связанные с классным руководством, проверку письменных работ.

Обратите внимание

Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися (п. 2.5 Особенностей).

Рабочим временем для педагогических работников также являются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников. В этот период педагоги осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной до начала каникул, и ненормированной, необходимой для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Особенностей, с сохранением заработной платы в установленном порядке (п. 4.1, 4.2 Особенностей).

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера (п. 4.6 Особенностей).

Также к рабочему времени педагогов относятся периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. В эти периоды педагоги и другие работники образовательных учреждений привлекаются к учебно-воспитательной, методической и организационной работе в том же порядке, который установлен для работы в каникулы.

Объем педагогической нагрузки учителям и преподавателям определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом учреждения, а педагогам – трудовым договором. При этом измениться в текущем году по инициативе работодателя в сторону уменьшения он не может. Исключение установлено для учителей и преподавателей в случае уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, классов (п. 1.3 – 1.5 приложения 2 к Приказу № 1601).

Режим работы педагогов

В соответствии с п. 1.2 Особенностей и ст. 47 Закона № 273-ФЗ режим рабочего времени и времени отдыха педагогов, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности работы учреждения) и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом Особенностей.

Обратите внимание

Если режим рабочего времени и времени отдыха для конкретного работника отличается от общих правил, действующих у работодателя, условие об этом необходимо включить в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

Напомним, что гл. 16 ТК РФ предусмотрены следующие режимы рабочего времени:

1. Продолжительность недели:

  • пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;
  • шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;
  • рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользя­щему графику;
  • неполная рабочая неделя;
  • сменная работа.

2. Продолжительность рабочего дня:

  • ненормированный рабочий день (для отдельных категорий работников);
  • неполный рабочий день (смена);
  • гибкий график (начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон);
  • разделение рабочего дня на части.

Педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий график. При этом согласно п. 3.3 Особенностей в исключительных случаях в данных учреждениях, когда чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором.

Однако, как отмечено в Особенностях, для экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо такого режима режим работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая его продолжительность в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

То есть в итоге рекомендуется установление гибкого графика с суммированным учетом рабочего времени.

Что касается учителей и преподавателей, они, как правило, трудятся в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели.

Учет рабочего времени

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.

При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.

При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:

Наименование показателя

Код

Выходные и нерабочие праздничные дни

В

Работа в ночное время

Н

Выполнение государственных обязанностей

Г

Очередные и дополнительные отпуска

О

Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам

Б

Отпуск по уходу за ребенком

ОР

Часы сверхурочной работы

С

Прогулы

П

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

НН

Неявки с разрешения администрации

А

Выходные по учебе

ВУ

Учебный дополнительный отпуск

ОУ

Замещение в 1-м – 3-м классах

ЗН

Замещение в группах продленного дня

ЗП

Замещение в 4-м – 11-м классах

ЗС

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

РП

Фактически отработанные часы

Ф

Служебные командировки

К

Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Продолжительность рабочего времени

С педагогами, продолжительность рабочего времени которых прямо установлена в нормативных актах, особых сложностей не возникает. А, как уже было отмечено, возникают они для учителей и преподавателей, то есть работников, занимающих должности, педагогическая работа которых складывается из нормируемой и ненормируемой частей.

На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

На сегодняшний момент законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы. В частности, согласно п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601 за педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую работником с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится исходя из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной (преподавательской) работы. Исключение составляют случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, когда не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, перечисленные в п. 2.2 приложения 2 к Приказу № 1601.

Обратите внимание

Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий преподавателей, которым установлена годовая норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (п. 7.1, 7.2 приложения 2 к Приказу № 1601).

Что же касается ненормируемой части педагогической работы, она, в отличие от нормируемой части нагрузки, законодательством не ограничена. Однако (в силу ст. 333 ТК РФ) она в сумме с нормируемой частью не должна быть более 36 часов в неделю, что работодателям необходимо учитывать при составлении графиков и планов работы.

На вопрос, считается ли сверхурочным труд, если педагог остается на работе сверх этого времени, отвечаем – нет. В первую очередь потому, что привлекать к сверхурочной работе может только работодатель, оформив письменное уведомление и приказ. Во-вторых, ненормируемая часть педагогической работы сама по себе не оплачивается и соответственно не может рассматриваться как сверхурочные часы.

А вот если педагогу требуется работать в выходной или нерабочий праздничный день, например, для участия в каком-либо мероприятии, работодатель должен привлечь его к работе в такой день в соответствии со ст. 113 ТК РФ и произвести оплату согласно ст. 153 ТК РФ.

Обратите внимание

Если для работников образовательного учреждения установлен суммированный учет рабочего времени или если организация работает непрерывно (например, учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях)), действуют особые правила, определенные Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 465/П-21 «Об утверждении Разъяснения № 13/П-21 «О компенсации за работу в праздничные дни». В этих случаях работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени.

Привлечение к работе в выходной или праздничный день осуществляется путем направления работнику уведомления. Если он согласен, оформляется соответствующий приказ. При этом если работник изначально согласился на такую работу, а затем не вышел, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Выход педагога на работу в выходной или нерабочий праздничный день по собственной инициативе привлечением к такой работе не считается и соответственно оплачиваться не должен – если только впоследствии на сторону работника не встанет суд. Поэтому работодателям не стоит пускать все на самотек. Лучше при необходимости заранее оформлять привлечение к работе в выходной или нерабочий праздничный день.

И здесь отметим, что помимо выходных дней, установленных Трудовым кодексом в зависимости от режимов рабочего времени, у педагогов могут быть дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, которые педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (п. 2.4 Особенностей). Такие дни называются методическими. Порядок их предоставления должен быть установлен правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, графиками и планами работы.

В связи с этим возникает вопрос: является ли выходным методический день? Нет, поскольку такие дни предоставляются не для отдыха, а с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог может вообще не выходить в этот день на работу, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может: не может переноситься, если вдруг совпадет с нерабочим праздничным днем, в соответствии со ст. 112 ТК РФ, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.

Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у преподавателя оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

* * *

Остается отметить, что пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Специфика работы учителей и преподавателей такова, что им часто приходится работать за рамками установленной продолжительности рабочей недели. Причем оформить это как сверхурочную работу вряд ли получится. И конечно, работодателю нужно постараться минимизировать такие переработки – строго учитывая рабочее время, составляя расписания и графики работы с минимальным количеством «окон», распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни. Если составить графики более рационально не получается, можно установить другой режим рабочего времени, например гибкий график.

Что же касается работы в выходные или праздничные дни, здесь вопросов быть не должно. Работодатель обязан не только официально оформлять привлечение к ней в случае необходимости, но и оплачивать в соответствии со ст. 153 ТК РФ.

«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *