Допрос несовершеннолетнего

В гражданском или уголовном процессе допустимо участие детей, только в соответствии с нормами соответствующих кодексов.

По гражданским делам ребенок может проходить свидетелем или истцом, интересы которого чаще всего представляют родители.

По уголовным делам подросток может быть свидетелем, потерпевшим, а с 14 лет даже обвиняемым.

Так как права ребенка затрагивают процессуальные действия суда и полиции, следует знать, каким образом проходит допрос несовершеннолетнего свидетеля.

Вызов на допрос

Согласно семейному законодательству, если решается вопрос о проживании ребенка с одним из родителей, то по достижении возраста 10 лет мнение несовершеннолетнего учитывается в суде.

В ГПК РФ нет ограничений по возрасту возможных свидетелей. Теоретически в гражданском процессе может быть допрошено абсолютно любое лицо.

На практике детей зачастую допрашивают судьи только по делам об усыновлении, алиментных обязательствах или лишении родительских прав.

Если свидетель, потерпевший или обвиняемый младше 16 лет, то вызов на допрос производится через законных представителей.

Повестка о явке в суд может быть адресована родителям или опекуну ребенка, но указаны в ней будут два лица – взрослый и подросток.

Иногда ребенка могут вызвать через администрацию учреждения, где он обучается. Если ребенок учится в интернате, то повестку получает представитель учебного заведения.

Бывает, следственные органы сталкиваются с тем, что родители несовершеннолетнего лишены родительских прав, а сам подросток не числится ни в одном детском заведении.

Тогда интересы ребенка могут представлять сотрудники органа опеки и попечительства, они должны проследить за соблюдением прав своих подопечных.

То есть, согласно ст. 5 УПК РФ и ст. 37 ГПК РФ, законным представителем по гражданскому или уголовному делу, может стать:

  • родитель или усыновитель;
  • попечитель;
  • опекун;
  • представитель образовательного учреждения, например, сотрудник детского дома.

Иногда закон допускает иной порядок извещения несовершеннолетнего о явке, минуя его законного представителя.

Повестка может быть вручена через учителя, тренера, бабушку, если нежелательно родителя ставить в известность, например, когда он сам является обвиняемым или отрицательно влияет на подростка.

Допрос

Пострадавшим лицом по уголовному делу может быть любой человек независимо от возраста.

Зачастую дети участвуют в судебном процессе в качестве потерпевшего в делах о ДТП, с причинением тяжкого вреда здоровью или даже смерти, из-за применения к ним насилия, по делам о сексуальных преступлениях.

Статус «потерпевший» присуждается следователем, в нем указано, какой вред был причинен подростку и обстоятельства злодеяния.

Также он выносит постановление о признании родителя или опекуна законным представителем ребенка. С этого момента и до окончательного решения суда, представитель сопровождает несовершеннолетнего в следственных и судебных мероприятиях.

В законе не сказано, с какого возраста можно допрашивать детей в качестве свидетеля. Все решается индивидуально и зависит от его эмоционального состояния, возрастного и психологического развития, а также от обстоятельств преступления.

Бывают случаи, когда преступление было совершено в отношении малолетних, которые не умеют говорить в силу своего возраста. Тогда вопрос о допросе отпадает сам собой.

Следователь индивидуально решает, стоит ли допрашивать ребенка, который только что научился разговаривать.

Обычно работники правоохранительных органов стараются не привлекать маленьких детей в качестве свидетелей, особенно если есть граждане, которые могут подтвердить обстоятельства дела.

Особенности допроса

Для допроса малолетнего свидетеля или потерпевшего в суде приглашается педагог, если ребенку не исполнилось еще 14 лет. Специалист не только присутствует в заседании, но и может задавать ему вопросы.

Зачастую недолгое приветливое общение педагога или психолога с ребенком является своеобразным приемом, чтобы расположить ребенка давать показания. Он может задать абсолютно любой вопрос, это может касаться судебного дела или жизни подростка.

Участие педагогического работника в гражданском деле регулируется ст. 188 ГПК РФ. Его задачей является предотвратить негативное воздействие на несовершеннолетнего, а также объяснение особенностей его поведения.

Специалист может присутствовать только на время допроса, после этого он имеет право покинуть судебное заседание, предупредив председателя.

Участие педагога или психолога при допросе подростка обязательно в случаях, если ему еще не исполнилось 16 лет или тогда, когда он уже достиг этого возраста, но он отстает в развитии или имеется психическое расстройство, подтвержденное врачами.

Назначается психолого-психиатрическая экспертиза, где с несовершеннолетним проводится комплексное исследование поведения. После этого сразу несколькими специалистами делаются выводы о соответствии биологическому возрасту.

Необходимость допроса

К допросу свидетелей до 14 лет обычно прибегают только в исключительных случаях, когда его показания считаются очень важными для выяснения обстоятельств дела. Это правило не распространяется в отношении потерпевших и подозреваемых.

Психологи выделяют причины необходимости регламентации некоторых требований, предъявляемых к проведению допроса малолетних участников дела, так как несовершеннолетние дети:

  • могут стесняться;
  • обладают повышенной эмоциональной возбудимостью;
  • наделены большой внушаемостью;
  • имеют небольшой объем опыта и знаний;
  • быстро забывают произошедшие события;
  • в коллективе отстаивают принципы дружбы, желают выглядеть лучше.

Эти особенности развития детей могут напрямую повлиять на правильность и достоверность их показаний.

Отдельный регламент закон установил по отношению к порядку ведения допроса по половым преступлениям. Участие профессионального психолога и педагога с высшим образованием в данной ситуации обязательно.

Следователь направляет извещение для явки этих специалистов в министерство образования или другое образовательное учреждение.

Если маленький гражданин здоров или он старше 16 лет, то следователь не обязан приглашать педагога или психолога, но в большинстве случаев органы расследования все-таки их вызывают.

Присутствие детского специалиста поможет в грамотном допросе, так как малолетние дети и несовершеннолетние лица имеют свои психологические особенности. Педагог может правильно скорректировать вопрос, а также увидит, когда ребенок устал и нужен перерыв.

Допрос допрашиваемого лица не может продолжаться более:

  • получаса без перерыва и более одного часа от общего времени, если подопечному менее 7 лет;
  • 1 часа без перерыва и более 2 часов от общего времени, если свидетелю от 7 до 14 лет;
  • 2 часов без перерыва более 4 часов от общего времени, если подростку от 14 до 16 лет.

Сам допрос малолетнего человека ничем не отличается от допроса взрослых. Несовершеннолетним детям до 16 лет разъясняют обязанность говорить правду и не рассказывают об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ.

Далее в протокол заносятся данных об участвующих в процессе лицах. Ребенку задаются вопросы, и предлагается поведать все, что ему известно об обстоятельствах дела.

Следователь обязан фиксировать на видео проведение допроса подростка. Исключения из этого могут составлять случаи, когда ребенок или его законный представитель возражают против съемки.

Диск с записанным видео прикладывают к материалам дела. В конце слушания ставится подпись всех лиц, в том числе и ребенка. Если он еще мал, то за него это может сделать законный представитель.

Допрос несовершеннолетнего по уголовному делу

Особенности допроса несовершеннолетних имеют свои нюансы. Если свидетель или потерпевший, не достигший совершеннолетия, был допрошен на стадии предварительного следствия, законодательство разрешает огласить эти показания.

Это было сделано для того чтобы суд мог не допрашивать детей в суде повторно и опираться на ту информацию, которая была предоставлена следователю, включая просмотр видео.

При необходимости суд имеет право допросить ребенка опять и обязать представителя явиться на заседание с несовершеннолетним.

Допрос малолетнего свидетеля или потерпевшего в суде должен происходить как можно деликатней. В отличие от допроса у следователя в кабинете здесь присутствует много зрителей и действует на психику официальная обстановка, а также находится подсудимый.

Тактика допроса должна быть спокойной и доброжелательной. Вопросы следует задавать без давления и спокойным тоном.

По длительности допрос не должен проводиться более часа, учитывая тяжелую психологическую нагрузку для ребенка.

Ребенок, которому не исполнилось 14 лет, должен быть только со своим законным представителем. Ему разъясняется важность дачи только правдивых показаний.

Если несовершеннолетнему уже исполнилось 16 лет, то суд должен разъяснить ему ответственность за дачу ложных показаний и отказ от дачи показаний, иначе против него могут возбудить уголовное дело по ст. 307 УК РФ. Но обычно в судебной практике таких случаев не бывает.

Суд может по ходатайству участников или по своей инициативе удалить подсудимого из зала суда, пока ведется допрос подростка. Для этого необходимо оформить решение отдельным постановлением.

Также следует привести мотивы удаления, например, возрастные особенности подростка или особые обстоятельства совершения преступления (жестокое насилие к маленькому потерпевшему).

По таким преступлениям, как угон, разбой, кража, вымогательство, убийство, несовершеннолетние становятся подозреваемыми и обвиняемыми уже с 14 лет.

Во всех уголовных делах, всем лицам, не достигшим 18 лет, в допросе несовершеннолетнего подозреваемого должен участвовать защитник, от этого права отказаться нельзя.

Начиная с первого допроса обвиняемого, должен быть допущен родитель подростка. Он имеет право:

  • знать, в каком конкретно преступлении обвиняется малолетний подозреваемый;
  • находиться рядом с подростком в ходе допроса и знакомиться с протоколом, заявлять о неполноте или неправильности его составления, делать письменные замечания;
  • присутствовать при оглашении обвинения, когда несовершеннолетнего объявят обвиняемым;
  • составлять на действия следователя жалобы, заявлять отвод.

Следователь должен довести до сведения законного представителя суть деяния его ребенка и номер статьи УК РФ. Допуск родителя оформляет следователь, разъясняются права представителя.

Если правоохранительные органы сочтут, что взрослый оказывает отрицательное влияние на ребенка, его могут заменить на другого родителя, оформив замену еще одно постановление.

Также у законного представителя есть право быть защитником обвиняемого, в таком случае он пользуется правами, какие имеет адвокат.

Порядок допроса несовершеннолетнего обвиняемого в 2020 году производится в следующем порядке:

  1. Присутствующим лицам (подросток, его законный представитель, адвокат, педагог и психолог) объявляется, по какому делу их собрали и суть преступления.
  2. Далее идет разъяснение прав и обязанностей. Фиксируется признание или непризнание вины.
  3. Все действия записываются в протокол, который потом должен быть подписан всеми лицами. В документе также могут быть указаны замечания по делу. Подростком и его представителем записывается фраза: «мною прочитано, с моих слов записано верно».

Повторный допрос обвиняемого может состояться только при наличии ходатайства от защитника, самого подростка или его законного представителя.

Иногда встречаются ситуации, когда обвиняемый на момент ведения дела являлся несовершеннолетним, а после рассмотрения дела судом ему уже исполнялось 18 лет.

В таком случае действуют правила, предусмотренные для взрослых – на заседании уже могут не присутствовать педагог, психолог и законный представитель.

Хотя судья может разрешить участие данных граждан, если дело касается низкого уровня развития подростка и других его особенностей.

Соблюдение конфиденциальности

В 2013 году в Федеральном Законе и Уголовном кодексе Российской Федерации ввели нормативные акты, которые запрещают публикацию сведений о несовершеннолетних детях, пострадавших от рук преступников.

Данный запрет касается публикации видеозаписей, фотографий, аудиозаписи голоса, Ф. И. О. и других признаков, позволяющих узнать ребенка, так как проинформированные об этом деле подростки и недобропорядочные соседи могут нанести психике ребенка колоссальный вред своими обидными насмешками и обсуждениями.

Целью введенного закона является недопущение распространения сведений среди населения, которые касаются преступлений против здоровья детей и половой неприкосновенности.

За нарушение данного запрета, виновного ждет уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком до 5 лет, согласно ч. 3 ст. 137 УК РФ.

На законодательном уровне разрешено публиковать информацию о малолетнем потерпевшем, только когда жизни подростка угрожает опасность или он был объявлен в розыск.

Зачастую допрос несовершеннолетнего свидетеля имеет особенное доказательственное значение.

Ребенок может обладать информацией, которая может прояснять некоторые обстоятельства дела и способствовать их выяснению. Иногда дети опасаются раскрывать известные ему сведения.

Согласно закону следственные органы обязаны гарантировать защиту малолетних лиц, участвующих в деле. Личная информация о свидетеле при необходимости может быть закрыта от публичного доступа.

Допрос ребенка является один из сложных видов процессуальных действий. Кроме строгого регламентированного допроса несовершеннолетнего ситуацию осложняют эмоциональные и психологические особенности развития ребенка и его реакция на внешние раздражители.

Судья и следователь должны обладать определенными знаниями в области психологии, чтобы суметь войти в доверие к допрашиваемому и получить от него правдивые сведения, необходимые для вынесения верного решения по делу.

В зависимости от возраста, психического состояния несовершеннолетнего и обстоятельств дела при допросе присутствуют педагог, психолог или законный представитель несовершеннолетнего. По уголовным делам для допроса установлено сокращенное время в зависимости от возраста свидетеля, а также обязательное применение видеозаписи, если несовершеннолетний или его законный представитель не возражают.

Несовершеннолетний может выступать в качестве свидетеля в административном, гражданском и уголовном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях (ст. 179 ГПК РФ; ст. 162 КАС РФ; ст. 56 УПК РФ; ст. 25.6 КоАП РФ).

1. Особенности допроса несовершеннолетнего в административном и гражданском судопроизводстве

Свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет допрашивают с участием педагогического работника, который вызывается в суд.

В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля (по административным делам — при отсутствии у них заинтересованности в исходе дела). Указанные лица могут с разрешения председательствующего задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.

В исключительных случаях, если это необходимо для установления обстоятельств дела, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, или может быть удален кто-либо из граждан, присутствующих в зале. Лицу, участвующему в деле, после возвращения в зал судебного заседания должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы.

Свидетель, не достигший возраста 16 лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания, за исключением случая, если суд признает необходимым присутствие этого свидетеля в зале судебного заседания (ст. 179 ГПК РФ; ст. 162 КАС РФ).

2. Особенности опроса несовершеннолетнего по делам об административных правонарушениях

Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания (ч. 2 ст. 25.6 КоАП РФ).

При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля (ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ).

Справка. Законный представитель несовершеннолетнего

3. Особенности допроса несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве

Допрос несовершеннолетнего в уголовном процессе имеет ряд особенностей, связанных с возрастом несовершеннолетнего, порядком вызова на допрос, его длительностью и т.д.

3.1. Возраст, с которого можно допрашивать в качестве свидетеля

Законом не установлено возрастных ограничений для свидетелей (ст. 56 УПК РФ).

На практике, с учетом возможности малолетних лиц правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и воспроизводить их, минимальный возраст несовершеннолетнего свидетеля может начинаться от трех лет.

3.2. Порядок вызова свидетеля на допрос

По общему правилу свидетель вызывается на допрос повесткой, которая вручается под расписку или передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия вызываемого лица повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку (ч. 1, 2 ст. 188 УПК РФ).

Лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызвано обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК РФ).

Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не могут быть доставлены к следователю или в суд принудительно (ч. 2, 6 ст. 113 УПК РФ).

На практике также часто используется возможность проведения допроса в месте нахождения допрашиваемого, например в школе или дома (ч. 1 ст. 187 УПК РФ).

3.3. Присутствие иных лиц при допросе

При проведении допроса с участием несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, либо более старшего возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога. При этом в делах о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно. Для иных лиц старше 16 лет педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя (ч. 1, 4 ст. 191 УПК РФ).

Также при проведении допроса вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего свидетеля, однако следователь вправе не допустить его к участию, если это противоречит интересам несовершеннолетнего, при этом обеспечив участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего свидетеля (п. 12 ст. 5, ч. 1, 3 ст. 191 УПК РФ).

По общему правилу законному представителю несовершеннолетнего свидетеля предоставляются, в частности, следующие права: заявлять ходатайства (в том числе о применении мер безопасности), приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и иных уполномоченных лиц и органов (ч. 4 ст. 56 УПК РФ).

3.4. Длительность допроса

По общему правилу допрос не может длиться непрерывно более четырех часов, при этом для допроса несовершеннолетних установлено сокращенное время (ч. 2 ст. 187, ч. 1 ст. 191 УПК РФ):

• в возрасте до 7 лет — не более 30 минут без перерыва, в общей сложности — не более часа в день;

• от 7 до 14 лет — не более часа без перерыва, в общей сложности — не более 2 часов в день;

• в возрасте старше 14 лет — не более 2 часов без перерыва, в общей сложности — не более 4 часов в день.

3.5. Осуществление видеозаписи при допросе

Применение видеозаписи или киносъемки в ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля является обязательным, за исключением случаев, если несовершеннолетний либо его законный представитель против этого возражает (ч. 5 ст. 191 УПК РФ).

3.6. Особенности допроса в судебном заседании

В допросе в судебном заседании свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и в возрасте от 14 до 18 лет, участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога.

При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. Допрос свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, проводится с обязательным участием его законного представителя (ч. 1, 4 ст. 280 УПК РФ).

Суд не вызывает несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля для допроса в судебном заседании и оглашает его показания, ранее данные при производстве предварительного расследования, если они были получены с применением видеозаписи или киносъемки, материалы которых хранятся при уголовном деле. Повторный допрос несовершеннолетнего возможен только на основании мотивированного решения суда (ч. 5 ст. 191, ч. 6 ст. 281 УПК РФ; п. 8.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 № 28; п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2017 № 51).

Так же как на досудебной стадии, свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, однако им разъясняется необходимость давать правдивые показания (ч. 2 ст. 191, ч. 5 ст. 280 УПК РФ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Время допроса несовершеннолетнего свидетеля

Для взрослых свидетелей и потерпевших продолжительность допроса ограничена только рабочим днем, с обязательными перерывами для отдыха. В отношении процессуальных мероприятий с участием детей закон содержит строгие временные рамки. Время допроса несовершеннолетнего свидетеля зависит от его возраста:

  • пока малышу не исполнилось 7 лет, он может давать показания не более 30 минут подряд, а общая продолжительность допроса не может превышать 1 часа;
  • для ребенка в возрасте от 7 до 14 лет период непрерывной дачи показаний не превышает 1 часа, а суммарная продолжительность – не более 2 часов в день;
  • для несовершеннолетних свидетелей старше 14 лет такие ограничения менее строгие – допускается непрерывный допрос в течение 2 часов, а дневная норма дачи показаний составит 4 часа в день.

Обратите внимание! За соблюдение закона в части временных рамок допроса несет ответственность следователь. Иные лица, участвующие при даче показаний, вправе подавать возражения, если будет превышен максимальный временной порог.

О времени непрерывного или дневного допроса делается отметка в процессуальном протоколе. Если дата показаний продолжится на следующий день, время допроса не суммируется с предыдущими сутками и начинает течь заново.

Протокол допроса несовершеннолетнего свидетеля (бланк)

Допрос несовершеннолетнего свидетеля по уголовному делу следователем сопровождается составлением процессуального протокола. В этом документе будет зафиксирован ход процессуального мероприятия, состав участников, а также суть данных пояснений. Протокол допроса несовершеннолетнего свидетеля оформляется по общим правилам, регламентированным ст. 190 УПК РФ:

  • вводная часть документа содержит сведения о дате и месте проведения мероприятия, времени начала и окончания допроса, о личных данных каждого участника;
  • показания, данные ребенком, отражаются от первого лица – закон предписывает придерживаться дословного изложения всех сведений, даже если они не относятся к делу;
  • при записи вопросов и ответов в бланк допроса несовершеннолетнего свидетеля соблюдается принцип последовательности;
  • следователь обязан зафиксировать даже те вопросы, которые были отведены участниками мероприятия, и на которые ребенок отказался отвечать;
  • в тексте документа отражаются доказательства, которые были предложены для ознакомления ребенку, а также суть его пояснений.

Обратите внимание! В бланк протокола допроса несовершеннолетнего свидетеля включаются все пояснения, дополнения и возражения, представленные ребенком или его представителями.

Заполненный протокол допроса несовершеннолетнего свидетеля предлагается для личного ознакомления ребенку и его представителям. При отсутствии замечаний они должны поставить на документе личную подпись. Копия протокола на руки не выдается, а оригинальный бланк включается в материалы дела.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГА (ПСИХОЛОГА) В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

С.В. ТЕТЮЕВ

Тетюев Станислав Владимирович, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Южно-Уральского государственного университета, кандидат юридических наук.

При этом законодательство отличается недостаточной детализацией положения педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве, и в практике возникает много вопросов относительно его участия в производстве по делам о преступлениях несовершеннолетних, а также по делам, в которых несовершеннолетними являются потерпевшие и свидетели.

Осложняет ситуацию и многолетняя дискуссия о том, является ли педагог (а с принятием УПК РФ еще и психолог) специалистом в уголовно-процессуальном смысле. Ранее мы пришли к выводу, что педагог (психолог) – это самостоятельный участник уголовного судопроизводства <1>, следовательно, в УПК РФ необходимо включить нормы о правах, обязанностях, ответственности педагога (психолога) и обстоятельствах, исключающих его участие в уголовном процессе. Последние уже подвергались нашему анализу <2>.

В рамках настоящей статьи мы исследуем процессуальные права, обязанности и ответственность педагога (психолога) в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних.

——————————–

Т. 3. С. 301 – 305.

N 6. С. 86 – 90.

УПК РФ привел к возникновению парадоксальной ситуации, когда объем и содержание правового регулирования участия педагога в допросе несовершеннолетнего различаются в зависимости от того, каким процессуальным статусом обладает лицо, не достигшее возраста 18 лет, и какого возраста оно достигло на момент проведения следственного действия. Например, в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего 14-летнего возраста, участие педагога обязательно, а по усмотрению следователя (суда) он может стать участником допроса указанных лиц в возрасте от 14 до 18 лет (ч. 1 ст. 191, ч. 1 ст.

280 УПК РФ). По сути дела, здесь речь идет не только об обязательном, но и о факультативном участии педагога в уголовном процессе. В отличие от этого, в допросе несовершеннолетнего правонарушителя законодатель предусмотрел случаи только обязательного участия педагога (ч. 3 ст.

425 УПК РФ). При этом в допросе подозреваемого (обвиняемого) может участвовать не только педагог, но и психолог. Возможность участия последнего в допросе несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) законом не предусмотрена.

Если ст. 191 УПК РФ лишь упоминает об участии педагога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля на стадии предварительного расследования, не указывая, что он должен делать, то в судебном разбирательстве ч. 2 ст. 280 УПК РФ обязывает председательствующего разъяснить педагогу до начала допроса его права: задавать вопросы несовершеннолетнему и покинуть зал судебного заседания по окончании допроса – с разрешения председательствующего (ч. 3, 7 ст.

280 УПК РФ). Если же допрашивается несовершеннолетний, совершивший преступление, то педагог вправе не только знакомиться с протоколом допроса, но и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 5 ст.

425 УПК РФ).

Как справедливо отмечается в юридической литературе, процессуальное положение любого субъекта уголовного процесса должно отвечать требованию необходимости и достаточности объема субъективных прав и юридических обязанностей для выполнения тех задач и функций, которые стоят перед ним <3>. Поэтому приходится констатировать, что регламентация процессуального положения педагога (психолога) в УПК РФ не соответствует данному требованию и нуждается в существенном совершенствовании. Педагог (психолог) должен обладать одинаковым количеством полномочий независимо от того, в допросе какого несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства он принимает участие, ибо его задача в этом следственном действии одна – способствовать получению от несовершеннолетнего полных и достоверных показаний.

——————————–

<3> См.: Кудрявцева А.В. Судебная экспертиза в уголовном процессе России. Челябинск, 2001.

С. 171.

Как и УПК РСФСР 1960 г., действующий Кодекс предусматривает участие педагога (психолога) только в одном следственном действии – допросе несовершеннолетнего, хотя в юридической литературе неоднократно указывалось, что его участие не менее важно и в других следственных и даже процессуальных действиях (проверка показаний на месте, предъявление для опознания, следственный эксперимент, предъявление обвинения и т.д.) <4>. Мы полностью согласны с этим. Да и практика показывает, что в некоторых случаях (но, к сожалению, не всегда) педагоги привлекаются к участию в указанных процессуальных действиях.

——————————–

<4> См.: Власенко Н.В., Степанов В.В. Сущность и тактика проверки показаний на месте. М., 2004. С. 38; Гинзбург А.Я.

М., 2005. С. 484.

Перечисляя права педагога (психолога) как участника допроса несовершеннолетнего, УПК РФ называет среди них только три: с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему; по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса; делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в протоколе записей (ч. 3 ст. 280, ч. 5 ст.

425 УПК РФ). При этом закон вообще не упоминает об обязанностях педагога (психолога) и его ответственности.

Представляется, что к правам педагога (психолога), участвующего в допросе несовершеннолетнего и иных следственных действиях, по итогам анализа УПК РФ, уголовно-процессуального законодательства стран СНГ, юридической литературы и судебной практики необходимо отнести следующие:

1. Знать, с какой целью и для решения каких задач педагог (психолог) вызван для участия в следственном действии. Корреспондирующая с этим правом обязанность следователя разъяснить указанные аспекты будет способствовать более активному участию педагога (психолога) в процессуальном действии.

2. Отказаться от участия в следственном действии по причине некомпетентности, т.е. отсутствия необходимых специальных знаний (например, воспитатель детского сада, которого пригласили на допрос подозреваемого (обвиняемого) в возрасте 14 – 18 лет, вправе отказаться от участия в допросе как не имеющий опыта работы с несовершеннолетними старшего школьного возраста).

3. Знакомиться до начала следственного действия (в рамках подготовки к нему) с материалами уголовного дела, характеризующими личность несовершеннолетнего (в частности, в настоящее время таким полномочием наделен педагог в уголовном процессе Казахстана – ч. 3 ст. 488 УПК Республики Казахстан 1997 г.). Особенно реализация этого права важна для педагога, незнакомого с подростком.

Чтобы педагог (психолог) не был формальным участником допроса, также нужно ознакомить его с существом подозрения (обвинения) и обстоятельствами, относящимися к предмету допроса <5>. С этой целью педагогу могут быть представлены соответствующие материалы дела. При этом его необходимо предупреждать о недопустимости разглашения данных предварительного расследования в порядке, предусмотренном ст.

161 УПК РФ. К сожалению, в ходе обобщения следственно-судебной практики по делам несовершеннолетних мы только в одном уголовном деле (из 176) нашли такое предупреждение <6>.

——————————–

<5> На это право педагога, участвующего в допросе несовершеннолетнего, в разные годы указывали: Герцманова И.В. Особенности предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 150; Калашникова Н.Я. Охрана прав несовершеннолетнего потерпевшего // Изучение и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних: Сб. статей / Под ред.

Д.С. Карева. М., 1970.

С. 126; Шимановский В.В. Процессуальные особенности расследования преступлений несовершеннолетних. Волгоград, 1980.

С. 37.

<6> См.: Уголовное дело N 1-509 // Архив Копейского городского суда Челябинской области. 2004.

Большинство опрошенных нами педагогов и психологов (89%) считают необходимым ознакомление педагога, вызванного на допрос, с материалами дела, касающимися предмета допроса, до начала следственного действия. Однако 37% опрошенных нами следователей никогда этого не делают.

4. Задавать с разрешения следователя вопросы допрашиваемому. Они не должны быть наводящими, о чем следователь предупреждает педагога (психолога) заранее – при разъяснении до или в начале следственного действия его порядка.

5. Заявлять ходатайства, связанные с недопущением негативного воздействия на личность несовершеннолетнего со стороны следователя и обстановки предварительного расследования. Например, педагог, заметив признаки усталости в состоянии допрашиваемого, вправе во время допроса заявить ходатайство о перерыве, имеющее своей целью указание следователю на недопустимые (исходя из индивидуальных возрастных особенностей) методы обращения с несовершеннолетним или воздействия на него.

6. Знакомиться с протоколом следственного действия и собственноручно делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в протоколе записей. Педагог, не будучи субъектом доказывания и, следовательно, оценки доказательств, не вправе оценивать соответствие действительности (т.е. достоверность) показаний, данных несовершеннолетним, хотя истории известен случай, когда на педагога законом возлагалась оценка их правдивости. Речь идет об УПК Украинской ССР 1927 г., согласно которому присутствующие на допросе малолетних свидетелей представители Министерства просвещения или Министерства здравоохранения имели право вносить в протокол свое мнение о продуманности и правдивости данных показаний и делать замечания по обстоятельствам допроса (ст. 162) <7>.

Быть может, поэтому в 30 – 40-е гг. прошлого века В.С. Тадевосян предлагал узаконить практику, когда педагоги или врачи, участвовавшие в допросах несовершеннолетних, отмечали в протоколах свое мнение о правдивости показаний, а М.А. Чельцов считал педагога помощником следователя в оценке продуманности и правдивости показаний несовершеннолетних <8>.

——————————–

<7> См.: Ярославский В. Допрос малолетних и несовершеннолетних // Социалистическая законность. 1956. N 2. С. 21.

М., 1948. С. 385.

Некоторые авторы считают, что педагог (психолог) при ознакомлении с протоколом следственного действия вправе внести в него замечания об имевшихся нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетнего, что необходимо для действительно реальной повышенной защиты его личности во время производства процессуального действия <9>. Аналогичным правом наделен педагог как участник допроса несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего в уголовном процессе Казахстана (ч. 3 ст.

215 УПК Республики Казахстан). Однако сделать такие замечания под силу, как правило, только лицу, имеющему юридическое образование и знающему специфику уголовного судопроизводства. Так, указанным правом наделен адвокат свидетеля, участвующего в допросе или очной ставке (ч.

5 ст. 189, ч. 6 ст. 192 УПК РФ), поскольку его непосредственным назначением в данном случае является оказание юридической помощи. Если педагог (психолог), участвующий в следственном действии, является юридически грамотным, то и он в состоянии сделать замечания об имевшихся нарушениях закона, касающихся прав и интересов несовершеннолетнего. В любом случае это может быть лишь его правом.

Вместе с тем полагаем, что педагог (психолог) не только вправе, но и обязан внести в протокол замечания о нарушении следователем правил обращения с несовершеннолетним и воздействия на него, разработанных науками педагогикой и психологией. Поэтому одной из обязанностей педагога (психолога) необходимо считать изложение в протоколе следственного действия (после ознакомления с ним) вывода о правильности его проведения с точки зрения педагогики и психологии, а также индивидуальных особенностей личности подростка.

——————————–

С. 154.

7. Приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя, ограничивающие его права. Этим правом должен быть наделен любой участник уголовного судопроизводства, так как оно представляет собой надежную гарантию для реализации других прав педагога (психолога) и обеспечения законности поведения следователя по отношению к нему.

8. Ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных законодательством. Согласно Федеральному закону от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” педагог и психолог названы в числе лиц, подлежащих государственной защите (п. 5 ст.

2) <10>.

——————————–

<10> См.: СЗ РФ. 2004. N 34.

Ст. 3534.

9. Получать возмещение расходов, связанных с явкой к месту производства следственного действия, и вознаграждение за участие в нем.

В практике часто возникают проблемы с вызовом педагогов (психологов) на допросы. Они всегда загружены работой и лишним временем практически не располагают. Представляется, что если законодатель предусмотрит возмещение педагогу (психологу) его расходов, связанных с явкой на допрос и участием в нем, то ситуация может измениться в лучшую сторону. Хотя УПК РФ и предусматривает возмещение аналогичных расходов и выплату вознаграждения специалисту (п. 1, 4 ч. 2 ст.

131 УПК РФ), многие педагоги об этом не знают, поэтому не пользуются подобным правом. Дают о себе знать и дискуссии на тему, является ли педагог (психолог) специалистом, и самое главное – неясность позиции законодателя в данном вопросе.

Как верно отмечает Ф.Н. Багаутдинов, «проблема существует, в особенности при приглашении для допроса квалифицированного психолога, опытного педагога, тем более при приглашении их, как говорится, со стороны – из частных учебных и частных клиник. Бесплатно пока на допрос приходят только педагоги общеобразовательных школ, техникумов и училищ” <11>. Но даже и последние не должны приходить на допрос бесплатно.

Интервьюирование педагогов, участвовавших в допросах несовершеннолетних, показало, что они более охотно принимали бы приглашения для участия в следственных действиях, если бы эта их дополнительная нагрузка оплачивалась.

——————————–

<11> Багаутдинов Ф.Н. Обеспечение имущественных прав личности при расследовании преступлений. М., 2002.

С. 155.

При определении процессуального статуса участников уголовного судопроизводства УПК РФ отказался от использования термина «обязанности” («обязан”), отдав предпочтение словосочетанию «не вправе”. Следует согласиться с Ю.К. Орловым, отмечающим, что термин «не вправе” – не синоним слову «обязан”. Обычно под обязанностью понимается требование совершить какие-то действия. «Не вправе” означает обязанность воздержаться от определенных действий (пассивное поведение).

При этом некоторые обязанности в УПК РФ отсутствуют, так как посредством «не вправе” сформулировать их вообще невозможно <12>. Во избежание таких последствий мы полагаем, что при определении процессуального положения педагога (психолога) следует оперировать понятием «обязан” («обязанность”).

——————————–

<12> См.: Орлов Ю. «Обязан” или «не вправе”? К чему ведет «лингвистическая” новация в УПК РФ // Российская юстиция. 2003. N 10.

С. 44.

Среди обязанностей педагога и психолога, участвующих в следственных действиях, необходимо назвать следующие:

1. Главная обязанность педагога (психолога) – оказать посредством решения стоящих перед ним задач содействие следователю в получении полных и достоверных показаний несовершеннолетнего, используя свои специальные знания.

2. Представить следователю документы, подтверждающие наличие образования и квалификацию, сообщить сведения о месте работы, стаже работы по специальности с той или иной возрастной категорией несовершеннолетних.

3. Подписать протокол следственного действия, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения. Эта обязанность предусмотрена законом для всех участников следственного действия (ч. 6, 7 ст.

166 УПК РФ).

4. Являться по вызову следователя для участия в процессуальном действии. Вызов может быть не единственным, поскольку, например, повторные и дополнительные допросы несовершеннолетних следует по возможности проводить с участием того педагога, который участвовал в первоначальном допросе.

5. Соблюдать порядок при производстве следственного действия.

6. Не разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными педагогу (психологу) в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

В юридической литературе высказана точка зрения о том, что мерой обеспечения явки педагога (психолога) может служить административная ответственность в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ («Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении”) <13>. Данная норма предусматривает наложение штрафа. В тех странах СНГ, в которых педагог (психолог) является специалистом в уголовно-процессуальном смысле, за отказ или уклонение специалиста от выполнения обязанностей без уважительных причин установлена административная (например, ч. 4 ст.

84 УПК Казахстана) или процессуальная ответственность в виде наложения денежного взыскания (например, ч. 3 ст. 65 УПК Кыргызской Республики 1999 г.).

——————————–

<13> См.: Коротков А.П., Тимофеев А.В. Указ. соч. С. 484.

Представляется, что в случае невыполнения педагогом (психологом) без уважительных причин своих обязанностей, носителем которых он становится с момента вызова к следователю (дознавателю) или в суд, к нему может быть применена иная мера процессуального принуждения – денежное взыскание (ч. 2 ст. 111, ст. 117, 118 УПК РФ). Для обеспечения такой возможности необходимо перечень участников уголовного судопроизводства, содержащийся в ч. 2 ст.

111 УПК РФ, дополнить педагогом и психологом.

Таким образом, УПК РФ целесообразно дополнить следующими нормами о правах, обязанностях и ответственности педагога (психолога) в уголовном процессе:

«1. Педагог (психолог) вправе:

1) знать цель своего вызова, а также задачи, для разрешения которых он вызван;

2) отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если не обладает соответствующими специальными знаниями;

3) до начала следственного действия знакомиться с материалами уголовного дела, характеризующими личность несовершеннолетнего;

4) задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения дознавателя, следователя и суда;

5) знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей;

6) заявлять ходатайства и делать заявления, подлежащие занесению в протокол;

7) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права;

8) ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Кодекса;

9) получать вознаграждение за выполненную им работу и возмещение расходов, понесенных при производстве по уголовному делу.

2. Педагог (психолог) обязан:

1) являться по вызову дознавателя, следователя и суда;

2) представлять дознавателю, следователю и суду документы, подтверждающие его специальную квалификацию в области педагогики и психологии и/или сообщать сведения об опыте работы с соответствующей возрастной группой несовершеннолетних;

3) участвовать в производстве следственных действий и в судебном разбирательстве, используя свои специальные знания, для содействия установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию;

4) соблюдать порядок при производстве следственных действий и во время судебного заседания;

5) делать в протоколе вывод о правильности проведения следственного действия с точки зрения педагогики и психологии.

3. Педагог (психолог) не вправе разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве педагога (психолога), если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования педагог (психолог) несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. За отказ или уклонение педагога (психолога) от выполнения своих обязанностей без уважительных причин на него может быть наложено денежное взыскание в размере и порядке, предусмотренных статьями 117, 118 настоящего Кодекса”.

Представляется, что указанные нормы должны быть включены в гл. 8 УПК РФ («Иные участники уголовного судопроизводства”). Здесь же должны быть определены требования, которые необходимо предъявлять к педагогам и психологам, участвующим в уголовном процессе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *