Детские билеты

Родители знают, что бесплатный проезд для детей определенного возраста гарантируется государством.

Однако часто возникает неразбериха по поводу того, как это доказать контролеру. Некоторые люди считают требование предъявить документы неправомерным. Другие уверены, что могут занимать свободное место для своего малолетнего дитя. Подмечены и иные случаи передергивания законодательства в свою сторону как родителями, так и перевозчиками.

Рассмотрим, какими актами установлены льготы для детей на проезд в общественном транспорте. Кто ими может воспользоваться в 2020 году.

До скольки лет действует детская льгота?

Бесплатный проезд в автобусах может осуществляться вплоть до совершеннолетия ребенка в особых случаях: инвалиды, дети, потерявшие кормильца, имеющие двух и более сестер или братьев, сироты и оставленные родителями малыши.

Во всех остальных ситуациях бесплатный проезд для ребенка заканчивается в 12 лет, если у него не оформлен проездной документ школьника.

Как контролер может определить возраст?

Согласно ч.3 ст. 21 контролер имеет право попросить родителя предъявить свидетельство о рождении несовершеннолетнего пассажира в случае сомнений. Если документ не предоставляется – движение по маршруту далее для этих лиц прекращается.

Законодательные основы

Основа для бесплатного путешествия деток заложена в статье 786 Гражданского кодекса РФ. Пункт 3 ее гласит:

Пункт 3, Статьи 786 Гражданского кодекса РФ:

«3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.»

То есть законодательно утверждено, что ребенку предоставляется право ехать совсем бесплатно либо по льготному билету.

Более подробно правила расписываются в других законодательных актах, опирающихся на указанную статью ГК РФ.

Кроме того, они определяют, что именно считается общественным транспортом. К таковым относят городские:

  • метро;
  • троллейбусы;
  • автобусы;
  • маршрутные такси;
  • трамваи.

Федеральным законом № 259-ФЗ, который был принят в ноябре 2007 года, уточняется возраст детей. В его 21 статье говорится, что приобретать билет не нужно малышам до семи лет от роду.

В некоторых городах к общественному виду транспорта причислены и водные перевозки. На них также распространяется правило бесплатного проезда.

Скачать для просмотра и печати Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” от 08.11.2007 N 259-ФЗ

Тонкости понимания законодательства

Право не платить связано с ограничениями и обязанностями сторон.

Родителям и сопровождающим лицам следует понимать некоторые нюансы.

  1. Место малолетнему пассажиру, не оплатившему проезд, не предоставляется. Это означает, что взрослый обязан усадить его на колени.
  2. Один взрослый может сопровождать только одного ребенка. Если с мамой едут два малолетних пассажира, то им необходимо отдельное место. Согласно правилам, малыши обязаны путешествовать сидя. Это означает, что следует приобрести билет.
  3. Если транспортным средством не предусмотрен перевоз малышей без отдельного места, то придется покупать билет. Взрослый имеет право везти с собой двух деток, младше двенадцати лет. Каждому билет обойдется в 50% полной стоимости.
  4. Льгота предоставляется ребенку, а не маме. С кем бы малыш ни путешествовал, он за проезд не платит.

Дети в метро ездят без оплаты до достижения ими семилетнего возраста. Сопровождение взрослыми обязательно. Каждый может везти с собой только одного малолетнего пассажира.

Контроль и ответственность

Споры и обиды иной раз возникают из-за требования кондуктора доказать льготу малыша.

  1. Взрослые считают их неправомерными, так как «о льготе знают все». Однако в данном случае они неправы. Ст. 21 Устава транспорта возлагает на кондуктора обязанность проверять права льготников. Следовательно, он должен убедиться в том, что ребенку менее семи лет. Это подтверждается датой рождения в свидетельстве.
  2. Ряд вопросов затрагивает момент в нормативно-правовых актах, касающийся возраста путешественников. Так, фраза «до семи лет» некоторыми воспринимается неверно. Она буквально ограничивает день отмены бесплатных поездок датой дня рождения. Как только ребенку исполняется семь, он обязан приобретать билет.
  3. В законодательстве ничего не сказано о школьниках и дошкольниках. Ведь в шесть лет малыш может посещать любое образовательное учреждение. Льгота за ним закреплена по принципу возраста, а не учебного заведения.

Сопровождающие лица обязаны иметь при себе оригинал документа ребенка. Его следует предъявлять по первому требованию контролирующего работника.

Требования к сопровождающим лицам

Начнем с того, что до 14 лет дети в автобусах дальнего следования могут ездить только в сопровождении взрослых.

Сопровождать ребенка могут не только родители или близкие родственники, но и любой совершеннолетний человек, не ограниченный в дееспособности.

Родителям для путешествия с несовершеннолетними в АДС нужно иметь паспорт и свидетельство о рождении ребенка

Документы при путешествии с детьми

В каждую поездку родители с собой обязаны брать определенный пакет документов. Любой из них контролер может потребовать предоставить и в случае отказа запретить продолжать следование. Необходимый перечень:

  • Свидетельство о рождении;
  • Паспорт;
  • Подтверждение того, что ребенок является непосредственным родственником;
  • Справка, свидетельствующая об обучении несовершеннолетнего в школе или посещает детский сад;
  • В случае заграничных путешествий – разрешение и доверенность на вывоз ребенка в другую страну, оформленные нотариально;
  • Нотариальное заверение о том, что несовершеннолетний может самостоятельно выезжать за границу.

Перечень дополнительных документов можно узнать в кассе продажи билетов. Также необходимо подготовить их копии.

Требования к сопровождающим лицам

Граждане, которые отвечают за безопасность ребенка на момент поездки или путешествия, называют сопровождающими. Они должны соблюдать ряд четко установленных правил. По прибытии на место в их обязанности входит пересчет детей по специальному подготовленному списку. Далее он должен проследить за тем, как загрузят багаж, произвести соответствующие замеры и проверить, совпадают ли они с нормами. В конце сопровождающий должен проинструктировать детей о правилах безопасности, порядке остановок, рассмотреть вопросы о входе в транспортное средства и о выходе из него.

Ограничения льготного проезда

В каких ситуациях бесплатный проезд или скидку могут отменить?

  • Если возраст больше положенного хотя бы на 1 день.
  • Если детей льготного возраста больше двух на одного взрослого, начиная с третьего, платить придется по полному тарифу.
  • Родители теряют право провозить дошкольника бесплатно, если претендуют на отдельное для него место. В этом случае оплачивают 50 %.
  • Если при покупке билета не предоставлен документ, подтверждающий возраст малолетнего пассажира.
  • Если поездка без отдельного места в АДС запрещена законодательством.

На последнем пункте остановимся подробнее.

Водный транспорт

По аналогии преференции распространяются и на морские (речные) суда. По территории РФ малыши путешествуют до семи лет без оплаты.

Условие ограничено занятием одного посадочного места с сопровождающим взрослым. Кроме того, если деток более одного, то им тоже нужно приобретать билет. Правило «один взрослый — один ребенок» здесь тоже работает.

На междугородние перевозки установлены скидки ребятам до двенадцати лет. Их проезд обойдется в 50% от общей стоимости. При этом каждый получит отдельное место. На колени их брать не нужно.

Дополнительные льготы

Бесплатные путешествия по городу закреплены для некоторых социально незащищенных категорий граждан. Им проезд оплачивает бюджет.

К таким относятся:

  1. Сироты и детки, лишенные родительского попечения.
  2. Дети-инвалиды.
  3. Воспитанники многодетных семей.
  4. Молодые люди, утратившие кормильца.

Первые две категории обращаются в специализированную службу для получения статуса. Им выдается на руки документ, подтверждающий принадлежность к льготной категории. За ними право не платить за билеты в метро, автобусах и так далее закрепляется до совершеннолетия. Если молодой человек учится очно в ВУЗе, то продлевается до двадцати трех лет.

Льгота правомерна только при наличии подтверждающего категорию документа.

Путешествие самолетом без оплаты

Льготы для малышей, которых родители берут с собой в полет, значительно ограничены по возрасту. Так, путешествовать без трат на билет могут только самые маленькие. Это детки, которым не исполнилось двух лет. Их сопровождающие обязаны держать на руках, не занимая дополнительного места.

Если же деток на взрослого приходится два и более, то приобрести билет на место обязательно. Малыш должен сидеть. Стоимость билета при этом снижена вполовину.

Льготные талоны на перелеты установлены для молодых людей, не достигших двенадцатилетнего возраста. Размер определяется перевозчиком.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Бесплатный проездной для школьников

Грубо нарушают правила не только пьяные водители, но и другие участники дорожного движения, от которых зависит жизнь и безопасность пассажиров. В России действует закон о правилах перевозки детей в автобусах, которые на деле практически не выполняются.

Винокуровы — путешественники со стажем. Междугородним автобусом часто пользуются. У мамы на руках два билета: на старшую дочь и на себя. Сын поедет бесплатно, у нее на коленях.

«Сколько ездили, никогда такого не было, чтобы заставляли на него отдельный билет брать», — говорит Елена Винокурова.

«Дети до 5 лет могут проезжать без билета, но без занятия свободного места — на коленях у родителей», — сообщила замначальника отдела эксплуатации Щелковского автовокзала г. Москвы Марина Шония.

То, что выдают за норму на одном из крупнейших автовокзалов столицы, — грубейшее нарушение правил дорожного движения. Там черным по белому сказано — в междугороднем автобусе число пассажиров не должно превышать количества кресел в салоне. Иными словами, у каждого должно быть отдельное место. И не важно, пассажир в преклонном возрасте или новорожденный.

«Перевозка детей должна осуществляться либо в удерживающих устройствах, либо в иных устройствах, позволяющих пристегнуть детей. За нарушение этих требований предусмотрена административная ответственность водителя — это штраф в три тысячи рублей», — сказал замначальника отдела технического надзора УГИБДД по Челябинской области Андрей Кузнецов.

Татьяна садится у окна, дочь на руках. Молодая мама в полной уверенности, что именно так они должны преодолеть 500 километров.

«Ну как вы себе представляете, как я посажу такого маленького ребенка?! Не пристегнуть. Даже ремни безопасности не помогут, если маленький такой. Ребенок только на руках! В кассах мне даже не предлагают билет детский», — говорит Татьяна Рунова.

Краш-тесты показывают, что взрослый не может удержать ребенка во время столкновения. Младенец бьется о лобовое стекло или впереди стоящее кресло. Для малыша такой удар на скорости в 50 км/ч все равно, что падением с 5 этажа. Защитить детей помогают удерживающие кресла. Грудничков — специальные автолюльки. Тело малыша фиксируют ремни, а само устройство крепится к креслу.

«Перевозчик, который осуществляет эту перевозку, чтобы каждый пассажир на практике мог воспользоваться своим правом, должен это все обеспечить», — сказала заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алла Сологубова.

«Вы можете требовать удерживающее устройство у транспортной компании, но мы советуем мамам и папам предоставлять свои устройства для детей до года. Это связано с гигиеной. Не все пользуются памперсом, и каждое устройство может быть испорчено», — говорит директор автопредприятия Виталий Гнеушев.

Дело не только в гигиене. Перевозчикам дорого покупать автолюльки и кресла. Вот в салон автобуса входит семья. На каждого билет, в том числе на детей, один из которых грудной. Мама просит у коммерсантов специальное устройство, чтобы уложить малыша. Люльки нет. Водитель предлагает выйти из ситуации. Так отправляться в путь родители не согласны. В ответ им советуют сдать билеты и для семейной поездки воспользоваться поездом.

В другом городе перевозчики оказались изворотливей. Для транспортировки детей на большой скорости и на дальние расстояния есть безопасное устройство эконом-вариант. «На сиденье кладется подушка, ребенок садится на нее и потом ее пристегивают ремнем безопасности. Многие перевозчики у нас имеют в автобусах эти подушки. Пассажир заходит, и водитель ребенку выдает подушку», — сообщила представитель автопредприятия.

Есть правила дорожного движения, но нет регламента, как именно должен быть оснащен междугородний рейсовый автобус, в котором ездят пассажиры с детьми. Его не могут разработать уже несколько лет. В ожидании документа некоторые родителям самим покупают специальные удерживающие устройства.

«Я-то плачу за билет. Они должны обеспечивать, а мне еще и кресло с собой носить! Сумок много, еще и кресло тащить!» — возмущается Елена Винокурова.

Елене Винокуровой эксперты советуют хотя бы предупреждать водителей о том, что в салоне ребенок. Впрочем, статистика показывает, что договориться пока не очень удается. В ДТП на дорогах России получают ранения и разбивается насмерть все больше маленьких пассажиров. В прошлом году последней поездка стала для 878 детей.

Как приобретать детский билет?

Процедура оформления этих льгот одинакова как для автобусных перевозок, так и для железнодорожных. Пассажиру необходимо совершить ряд важных действий. Во-первых, это обращение в билетную кассу и выбор посадочного места для родителя. Во-вторых, предоставление документа о том, что ребенок находится в возрасте, располагающем для льгот на транспорт. И в-третьих, при посадке предъявить контролеру, кондуктору или проводнику данный документ.

Если покупка билетов была совершена по интернету, то в специальное поле необходимо ввести данные свидетельства о рождении или паспорта несовершеннолетнего, а потом также предоставить их оригиналы уполномоченному лицу при отправлении.

Обязательно ли детское кресло в автобусе?

Детское кресло – это способ уберечь ребенка от тяжелейших последствий в случае аварии. В отличие от автомобиля, в автобусе наличие такого оборудования не обязательно, но, согласно нормам, присутствие ремней безопасности — обязательно. Законодательство РФ гласит, что каждый пассажир, в том числе и ребенок, должен быть пристегнут. Соответственно, для проезда в автобусе, который оборудован ремнями, необходимо покупать для детей отдельные места. В противном случае это обернется административным нарушением.

Куда жаловаться при нарушениях?

Нередко водители или контролеры в силу не знания закона нарушают права пассажиров. Они обязывают производить полную оплату за те услуги, которые являются льготными. Кроме того, водители часто ставят под угрозу жизнь детей и их родителей, которых они перевозят.

Причины подачи заявления о нарушении прав:

  • Требование оплаты полной стоимости проезда за детский билет;
  • Оскорбление чести и достоинства пассажиров;
  • Опасное вождение с нарушением правил дорожного движения;
  • Применение физической силы к пассажирам и уполномоченным лицам;
  • Курение, громкая музыка или разговор по телефону со стороны водителя транспорта;
  • Не соблюдение правил посадки и высадки, проезд с открытой дверью автобуса.

Если совпадает хотя бы один пункт, то нужно составить жалобу на водителя и компанию, занимающуюся перевозками. В ней должны быть:

  • Наименование организации;
  • Инициалы водителя и номер автобуса;
  • Описание нарушений со ссылками на статьи действующих кодексов
  • ФИО составителя;
  • Дата и подпись;
  • Данные свидетелей и очевидцев нарушений;

Документ следует подать в Министерство транспорта Российской Федерации, где он будет рассмотрен в ближайшие сроки. Более быстрый способ разъяснения ситуации – обращение по номерам, размещенным на информационном стенде в самом автобусе, если такой присутствует.

Реальные случаи, когда ребенка высаживали или отказывали в бесплатном проезде

Встречается и такое, что водители просто выгоняют детей из транспорта, ссылаясь на безосновательные аргументы.

Совсем недавно в Екатеринбурге водитель отказал маленькой девочке, потерявшей проездной, в возможности доехать, и тем самым вынудил ее добираться до дома 20 минут пешком в суровых погодных условиях ( термометр показывал 30 градусов ниже нуля). Это является настоящим актом бесчеловечности, а также противозаконным и аморальным деянием.

На этом ужасные истории не заканчиваются. В Челябинске в условиях максимально низкой температуры воздуха школьник мог быть выставлен из автобуса, в который он пересел из сломанного троллейбуса. От юридической ответственности кондуктора, а мальчика от холода и жестокости спасла милосердная девушка, которая оплатила проезд за ребенка.

Эти ситуации происходят каждый день в сотнях городах России, и они не должны оставаться незамеченными. Поэтому всегда нужно обращаться с жалобой в соответствующие инстанции, чтобы защитить права своего ребенка.

Подводя итог всему вышесказанному, остается добавить, что льготы для дошкольников являются прекрасной возможностью для родителей сэкономить и провести время со своими детьми. Необходимо всего лишь действовать в рамках закона и соблюдать все установленные требования.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПЕРЕВОЗКА ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ

В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий при организованных перевозках групп детей автобусами в Российской Федерации введены специальные требования к таким перевозкам.

На этой странице вы найдете информацию о нормативных документах, регламентирующих требования к перевозке групп детей, методические рекомендации по их организации и другую полезную информацию.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ К ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУПП ДЕТЕЙ

Согласно определению Правил дорожного движения:
«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения, а также Правилами организованной перевозки групп детей автобусами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2013 № 1177), в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей» (п. 23.6 ПДД).

Опознавательный знак «Перевозка детей» — в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы — 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади — 400 мм).

Скорость движения автобуса, осуществляющего организованную перевозку групп детей не должна превышать 60 км/ч (п. 10.3 ПДД).

В связи с этим на задней части кузова слева у автобуса также должен быть установлен опознавательный знак «Ограничение скорости» — в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости «60 км~ч» (диаметр знака — не менее 160 мм, ширина каймы — 1/10 диаметра).

С 1 июля 2018 года при организованной перевозке группы детей на автобусе должен быть включен проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета (п. 3.4 ПДД в редакции постановления Правительства РФ от 23.12.2017 N 1621).

Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРАВИЛ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ

Правилами организованной перевозки групп детей автобусами установлено, что для осуществления такой перевозки используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет (требование вводится с 1 июля 2020 г.), который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и оборудован ремнями безопасности.

К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:

— имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года на дату начала организованной перевозки группы детей из последнего года и одного месяца;

— не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;

— прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утверждены приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7);

— прошедшие предрейсовый медицинский осмотр (порядок утвержден приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).

Об осуществлении организованной перевозки групп детей одним или двумя автобусами необходимо подать уведомление в районное подразделение ГИБДД по месту начала перевозки.

Порядок подачи уведомлений утвержден приказом МВД России от 30.12.2016 № 941.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОРЯДКУ ПОДАЧИ УВЕДОМЛЕНИЯ:

— может быть подано в электронном виде с помощью сервиса должно быть подано в срок:

не позднее 48 часов до начала перевозки — в междугородном сообщении;

не позднее 24 часов до начала перевозки — в городском и пригородном сообщениях.

— может подаваться в отношении нескольких планируемых организованных перевозок группы детей по одному и тому же маршруту с указанием дат и времени осуществления таких перевозок.

В случае осуществления организованной перевозки групп детей транспортными колоннами (в составе трех и более автобусов) подается заявка на их сопровождение автомобилями Госавтоинспекции.

Заявка на сопровождение колонны автобусов, осуществляющих организованную перевозку групп детей должна быть подана не позднее 10 дней до начала перевозки.

Подачу уведомления или заявки обеспечивают руководитель или должностное лицо организации, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования:

фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности, которая указывается в договоре) — если фрахтователь является уполномоченным представителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем (его уполномоченным представителем);

фрахтовщик — если фрахтователь является физическим лицо.

Справочно.

фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ

Ответственность за нарушение требований к организованной перевозки групп детей автобусами установлена статьей 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, часть 3 этой статьи устанавливает ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, в виде административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

Часть 4, — за осуществление организованной перевозки группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами. Для нарушителей предусмотрено наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

За нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, часть 5 статьи предусматривается административный штраф на водителя в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

Часть 6 статьи устанавливается ответственность за прочие нарушения требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

За административные правонарушения, предусмотренные статьей 12.23 КоАП, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *