Будет ли налоговая проверка при смене юридического адреса?

В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по своему месту нахождения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 83 НК РФ постановка налогоплательщиков-организаций на учет осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ. Если организация-налогоплательщик изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения (пункт 4 статьи 84 НК РФ).
Вопросы постановки на налоговый учет, в том числе и при смене места нахождения налогоплательщика, регулируются также постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Для контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах проводятся камеральные и выездные налоговые проверки (статья 87 НК РФ). Проверки осуществляются тем налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (статья 88 и пункт 2 статьи 89 НК РФ).
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов). В отличие от камеральной выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика.
НК РФ содержит следующие ограничения по проведению выездных налоговых проверок:
— такая проверка не может охватывать более чем три предшествующих календарных года;
— по одним и тем же налогам за один и тот же период не могут проводиться повторные проверки;
— налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения).
При этом права налоговых органов на проведение указанных налоговых проверок не зависят от момента постановки налогоплательщика на учет в конкретном налоговом органе.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свои полномочия через свои территориальные органы — налоговые инспекции. Изменение территориального налогового органа при смене места нахождения налогоплательщика не изменяет обязанность налогоплательщика полно и своевременно уплачивать налоги в бюджет.
Выездные налоговые проверки проводятся в целях обеспечения законных интересов государства и являются основной и наиболее эффективной формой налогового контроля.
Планирование налоговых проверок осуществляется непосредственно налоговыми инспекциями. При этом Федеральной налоговой службой утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (приказ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333) (далее — Концепция).
В соответствии с Концепцией выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок производится на основании всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников. В указанном документе приведены критерии, которыми рекомендовано руководствоваться при отборе налоговым органом таких объектов.
Обращаем внимание, что одним из этих критериев является, в частности, неоднократное (два и более раза) снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами). Таким образом, можно предположить, что вероятность проведения налоговой проверки в связи со сменой организацией своего места нахождения и сменой контролирующего налогового органа возрастет.
Вывод.
Налоговая инспекция по новому месту постановки на учет вправе проводить проверки соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства и за те периоды, в которых налогоплательщик состоял на учете в других налоговых инспекциях. При этом в рамках налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих проверке.
1 сентября 2008 г.
«Консультант бухгалтера», N 9, сентябрь 2008 г.

Общие требования к юридическому адресу

Раньше основным и, надо сказать, единственным требованием к юридическому адресу было его назначение – это нежилое помещение, желательно в виде офиса. Теперь налоговый орган предъявил требование о количестве зарегистрированных организаций на один адрес – не более пяти. Причем это требование абсолютно неофициально, нигде оно не закреплено документально, но именно им руководствуются налоговые органы. Часто при этом не учитывается площадь помещения: одно дело – зарегистрировать 5 компаний в кабинете площадью 10-15 кв. м, и совсем другое дело – на офисной площади более 100 кв. м. Тем не менее, принцип остается прежним – не более 5 компаний. Собственники помещений нашли выход и из этой ситуации и стали дробить помещения на, надо признаться, не всегда существующие офисы и комнаты, увеличивая тем самым количество «немассовых» юридических адресов и, в итоге, зарегистрированных организаций по своему адресу.

Что касается самого помещения, то каждый инспектор в территориальной ИФНС во время личного осмотра принимает решение, подходит ли помещение под понятие «офисное» или нет, может ли в нем размещаться руководитель организации или нет.

Домашний адрес

Отдельно стоит сказать об использовании домашнего адреса (адреса прописки руководителя или учредителя) в качестве юридического. Законодательство позволяет использование жилого помещения для размещения руководящих органов организации и, соответственно, указание домашнего адреса в качестве адреса места нахождения организации при условии, что данная квартира:

  • находится в собственности руководителя (или учредителя) компании;
  • он там прописан;
  • имеется согласие всех сособственников квартиры на использование ее в качестве юридического адреса компании.

При этом учредитель может предоставить свой домашний адрес только при условии владения долей более чем 50% уставного капитала ООО (АО), для которого планируется использовать его домашний адрес. Правда, есть один нюанс — формально допускается использование домашнего адреса учредителя только при внесении изменений в сведения о компании, то есть при смене адреса. Это следует из трактовки абз. 3 п. 6 ст. 17 Закона № 129-ФЗ, который гласит, что документы, подтверждающие использование адреса единоличного исполнительного органа (то есть руководителя) или учредителя, владеющего более 50% уставного капитала, предоставляются в регистрирующий орган при внесении изменений в сведения об адресе компании. Про использование домашнего адреса учредителя в качестве юридического при первичной регистрации компании нигде речи нет.

Однако на практике, по крайней мере, в Москве, такая возможность присутствует и МИФНС № 46 позволяет регистрировать новые компании на домашние адреса как руководителя, так и учредителя, если он владеет долей более 50% в уставном капитале регистрируемой компании.

Недостоверность адреса

В 2016 году налоговыми органами были предприняты первые робкие попытки наведения порядка в ЕГРЮЛ путем массовой рассылки всем юридическим лицам требования подтвердить свой юридический адрес. В Москве рассылку проводила межрайонная ИФНС № 46. Для подтверждения адреса было достаточно предоставить копию договора и свидетельства о праве собственности на юридический адрес, чтобы налоговая инспекция поставила галочку о том, что компания действующая. Многие тогда спокойно выдохнули, не подозревая, что их ждет в 2017 году. То была первая ласточка, отделившая мертвые организации от работающих.

В 2017 году налоговики решили основательно подчистить ЕГРЮЛ и стали фильтровать адреса на предмет «массовости». Учитывая, что на тот момент большинство юридических адресов являлись массовыми, под удар попали практически все компании, зарегистрированные в Москве.

Территориальные налоговые органы начали составлять списки «массовых» адресов (напомню, это адрес, по которому зарегистрировано более 5 фирм). Далее события развивались по двум направлениям: некоторые ИФНС требовали, чтобы организации просто подтвердили свой юридический адрес документально, причем настойчиво хотели получить эти документы лично, из рук руководителя. Другие же ИФНС одним легким движением руки всем компаниям, зарегистрированным по массовым адресам, вносили в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений об адресе места нахождения. Такая практика распространена и сейчас. Что же можно и нужно делать в подобных ситуациях?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *