Бойкот банкам. Кто заставляет покупателей рассчитываться наличными

К такому выводу пришли эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ. Речь шла о ситуации, когда компания, уплачивающая банку плату за эквайринг, желала компенсировать эти затраты за счет клиентов, которым оказывала услуги. Таким образом, клиенты, оплачивая конкретную услугу наличными, платили бы меньше по сравнению с теми, кто выбрал расчет банковской картой.

Свою позицию эксперты обосновали тем, что продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать различные цены в отношении одного и того же вида товаров (работ, услуг) в зависимости от способа их оплаты продавцу (исполнителю) посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 4 ст. 16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»). Таким образом, даже если организация уплачивает процент по договору эквайринга, увеличить стоимость услуг, оплачиваемых безналично, она не вправе. Ведь это будет приводить к тому, что одна и то же услуга будет иметь разную стоимость для потребителя и нарушать его права. Напомним, что по договору эквайринга банк осуществляет прием платежных карт в качестве средства оплаты товара, работ и услуг продавца (исполнителя) через специальный терминал, а компания-клиент банка платит за эту банковскую услугу (п. 1.9. Положения Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием»). Через этот терминал средства поступают на расчетный счет продавца (исполнителя) с удержанием банковского процента.

Такое же толкование данные нормы находят и в судебной практике. К примеру, общество А. продавало авиабилеты стоимостью 300 руб. за штуку при оплате наличными и 360 руб. – при безналичном расчете. Потребитель, посчитавший, что его права нарушены, обратился в с жалобой в Роспотребнадзор. Ведомство провело в отношении общества А. внеплановую документарную проверку и вынесло предписание установить единую цену на оказываемую услугу вне зависимости от способа оплаты. Общество неоднократно пыталось обжаловать данное предписание в судах, аргументируя это тем, что приобретение билетов посредством наличного и безналичного расчета являются различными услугами в силу cущественных отличий по проводимым технологическим операциям. Суды оставили предписание Роспотребнадзора без изменения, указав на то, что потребители, обращающиеся за приобретением товара или услуги вне зависимости от способа оплаты, имеют единую потребность, а следовательно, установление разной цены на товар (услугу) в зависимости от способа оплаты нарушает их права (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2015 г. № 02АП-9610/15).

Другие судебные решения, касающиеся порядка и формы оплаты потребителем выполненной работы (оказанной услуги), можно найти в «Энциклопедии судебной практики. Закон о защите прав потребителей» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что за нарушение прав потребителя, связанных с оплатой товаров, работ или услуг, установлены административные штрафы в размере 15-30 тыс. руб. для должностных лиц и 30-50 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 4 ст. 14.8 КоАП).

Мотивация рублем

Тенденцию к тому, что магазины предлагают покупателям оплачивать товар только наличными, мы заметили несколько недель назад. Сначала в соцсетях торговых точек начала появляться информация о том, что при наличном расчете продавец предоставляет скидку 5%. И подобные сообщения стали делом достаточно частым, особенно среди тех, кто занимается реализацией одежды.

А потом появился «крик души» владельцев «сладкого» бизнеса. На сайте кондитерской фабрики «Квартет» было размещено следующее сообщение: «С 1.03.2019 г. цены на приобретенные вами товары действительны при наличном расчете. Расчеты по банковским картам облагаются банками комиссией в размере 2%, которую снимают при каждой вашей покупке. Поэтому мы вынуждены делать наценку 2% при расчете банковскими картами. Если вы не хотите отдавать свои деньги банкам — пользуетесь наличными деньгами, пока их не отменили. Решение за вами!»

Пользуетесь наличными, пока их не отменили!

Заинтересовались данным призывом не только журналисты, но и представители Роспотребнадзора, которые готовят комментарий по данному факту и законности установления двойных цен на один и тот же товар. Возможно поэтому, или потому, что продавцы «остыли и одумались», сообщение из эмоционально окрашенного стало более информативным. Сейчас оно гласит: «С марта 2019 г. в фирменных магазинах ООО «КФ «Квартет» действует постоянная акция — при оплате наличными деньгами предоставляется скидка 2% от суммы покупки». Также на сайте компании появилось открытое письмо директора.

Роспотребнадзор проверит законность установления двойных цен. Фото: АиФ/ Наталья Третьякова

Отдаю кровные

«Я сама бизнесмен, у меня небольшой ларек с головными уборами в торговом центре, — рассказывает тюменка Екатерина. — Да, у меня стоит терминал, но я вынуждена платить банку комиссию с каждой покупки, а это мои кровно заработанные деньги. Я делаю небольшую наценку к начальной цене, чтобы бизнес держался на плаву и покупатели шли. И отдавать даже 2-3% от выручки для меня достаточно сложно. Вот и приходится говорить покупателем, что даю скидку, если платят наличными. Каждый крутится, как может».

Но есть и другое мнение относительно этого вопроса. Так, владелец продуктового магазина Михаил Петровский рассказал, что при большом количестве наличных в кассе предприниматель обязан сделать инкассацию. А это также платная услуга. И если подсчитать все расходы, то получаются примерно равные суммы (оплата инкассации и комиссия банка за безналичный расчет). То есть заработать в разы больше при принуждении покупателей оплачивать товар наличными, не получится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *